14.02.2015 13:43

Учитель командует «Крути печень!»

Учитель физики Александр Рай и учитель литературы из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев

Плюсы и минусы физиков, кишечник крокодила, педагогическая карьера по горизонтали и все остальное, чем запомнился третий фестиваль городских и районных клубов «Учитель года».

Фестиваль закончился вчера. Последний день был тихий-мирный: участники обменивались опытом по проведению музейно-образовательных занятий, проектов и программ. А вот позавчера день был самый бурный: с утра до вечера в шестой гимназии шли открытые уроки и мастерклассы лучших педагогов – победителей нацпроекта «Образование», участников всероссийского конкурса «Учитель года».

Мы, к стыду своему, почти все уроки прогуляли, прибежали только под конец – посмотреть на легендарного архангельского физика Александра Рая и устьянского биолога (он же директор техникума, он же депутат облсобрания) Николая Кочмарика. Про Рая мы теперь знаем два афоризма: первый – «райские песни» (в один только четверг в течение одного только часа он брал в руки гитару три раза), второй – «райская атмосфера» урока. Из которого, кроме всего прочего, запомнилось: – В физике нет явлений только положительных и только отрицательных.

А Николай Кочмарик, как всегда, принес с собой пластиковые бутылки, веревки, тюбики из-под зубной пасты и прочий подручный материал. И, прикручивая-привязывая-пристраивая одно к другому, стал объяснять, как устроена кровеносная система человека и пищеварительная система крокодила. На помощь призвал коллег: «учителя года» из Няндомы Дмитрия Вантрусова, учителя литературы из Вологодской области Вячеслава Вахрамеева и Александра Рая.

Под чутким руководством Кочмарика они стали сооружать, как тот выразился, «потрошки»: – Кишку разворачиваем, разворачиваем... Крути печень. Да отпусти ты уже свое легкое!

– Изучать биологию таким путем не нужно, – объяснил Николай Кочмарик. – Но этим можно детей заинтересовать.

Все эти уроки – прекрасная иллюстрация к тому, о чем днем раньше говорил приехавший в Архангельск редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. А говорил он о профессиональном стандарте учителя, который хотели внедрять уже с января этого года, но слава богу, перенесли на год позже.

Положевец, в частности, сказал: при разработке стандарта был упущен один момент. А именно: как-то так подразумевалось, что вершина педагогической карьеры – это министр образования. Облегченный вариант – руководитель областного минобра, ну или директор школы. Сейчас стандарт дорабатывают. И новый вариант подразумевает, что карьера учителя может развиваться «по горизонтали».

Будет четыре уровня градации, последний уровень – это аналитик. Который преподает свой предмет, но при этом и руководит объединением учителей, и разрабатывает программу развития школы, и тому подобное.

Окончательное решение еще не принято, сказал Положевец, но уже сейчас хорошо бы пообсуждать, что именно в эту «горизонталь» должно быть заложено.

Мы с коллегами, с которыми успели об этом переговорить, чуть не взвыли: вот что нужно было обсуждать на конкурсных мероприятиях «Педагогического дебюта»!

Конкурс шел параллельно с фестивалем, и тема для «круглого стола» у конкурсантов была – «Повышение престижа профессии педагога». Тема, которая соблазняет на самолюбование. И, скажем так, не все конкурсанты смогли соблазн побороть.



Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ГАВРИЛОВА. Фото Николая Гернета.