Провокация скандала

21 февраля 17:28 Из газеты ЖКХ
Информация о решении ФАС широко разошлась не только по федеральным, но и мировым каналам информации. К сожалению, в абсолютно неправильной трактовке
Информация о решении ФАС широко разошлась не только по федеральным, но и мировым каналам информации. К сожалению, в абсолютно неправильной трактовке

«Правда Севера» продолжает «рекламную» тему, так взволновавшую читателей

Вавгусте 2018 года управление ФАС России по Архангельской области признало оскорбительной рекламу с изображениями полуобнажённых женщин, содержащую слоган «У нас маленькие цены и много комплексов». Члены экспертного совета посчитали, что данная реклама содержит оскорбительный образ в отношении женского пола. В итоге, билборды со скандальной рекламой исчезли с улиц Архангельска, а на инициаторов рекламы был наложен штраф.

Ольга Бобрецова– По сути, эту рекламу признали сексистской, – говорит Ольга Бобрецова, автор жалобы в антимонопольный комитет, директор региональной автономной некоммерческой организации поддержки инициатив «Новый взгляд». – Но по федеральным каналам тогда прошла информация о том, что в Архангельске управление ФАС признало маленькую грудь физическим недостатком. Это абсолютно неправильная трактовка.

– В чём была суть вашего обращения?

— В том, что подобная реклама является оскорбительной. И в том, что к человеческому телу вообще нельзя применять какие‑либо стандарты. Мы все разные, нас семь миллиардов на этой планете. У нас разный цвет кожи, разрез глаз, разный рост, вес. Подходить к человеку с определённым шаблоном недопустимо.

– Вы обратились в ФАС как физическое лицо?

— Да, я написала заявление как житель города Архангельска. Но решение о том, чтобы написать обращение, было принято на общем собрании нашей некоммерческой организации. Подобные заявления, к слову, в антимонопольный комитет поступают по всей стране. Так, например, насколько мне известно, конгресс женщин Кольского полуострова был возмущён, когда на улицах Мурманска появилась двусмысленная реклама банковских услуг: «Даём всем», где также эксплуатировалось полуобнажённое женское тело. В результате массовых обращений мурманчан скандальную рекламу запретили. Но, что касается нашей архангельской истории, рекламные эксперименты «на грани», к сожалению, продолжаются.

– На такую рекламу остро реагируют и читатели «Правды Севера».

— Я вполне понимаю возмущение жителей, которые, к примеру, «спущенные штаны» восприняли как унижение. Подобная провокация, а речь именно о провокации, держится на «чёрных» стереотипах, которые когда‑то были внедрены в общественное сознание. Допустим, недавний пример, опять же связанный с рынком недвижимости в Архангельске: «Дешевле купить, чем снять». Речь о покупке квартиры, но рядом с броским слоганом изображена женщина, раздевающая блузку.

Что происходит в подсознании потребителя такой рекламы? Объективация. Женщина постепенно перестаёт восприниматься как субъект, который имеет право на чувства, переживания, на собственное я. Задаётся шаблон, при котором женщина воспринимается только как сексуальный объект.

Существует взаимосвязь между укоренением такого восприятия и ростом насилия. Например, когда мы проводили тренинги с молодыми людьми, если взять один из последних наших проектов по поводу предотвращения насилия на стадии свиданий, то столкнулись с «мужской» трактовкой женского отказа: «Если женщина говорит «нет», то она имеет в виду «да». Или ещё стереотип: «Я её кормил, поил, я её и «танцевать» буду». То есть личность женщины принижается. Мол, если согласилась со мной в ресторан идти, то значит, априори согласна со мной и в постель лечь. «Женщину легко снять». «Она доступная» – это тоже вкручивает в подсознание реклама с билбордов. Но формирование пренебрежительного отношения, когда в головы потребителей вдалбливается, что унижать другого нормально – это форма насилия.

– Особенность уличной рекламы ещё и в том, что она навязчивая. То есть от неё в прямом смысле не скрыться.

— Согласна. Реклама обращена к потребителям любого возраста напрямую. И хотя по закону в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии и так далее, рекламные «специалисты» сознательно идут на нарушение этих норм и правил.

Особенно часто разыгрывается тема сексуальности. А любые слоганы, намёки, образы, которые связаны с сексуальностью – это взывание к нашим инстинктам. Тут расчёт на то, что на «это» всегда обратят внимание. Но подобный ход, на мой взгляд, ничто иное, как пропаганда пошлости.

– Проблема в том, что здесь ведь ещё и очень тонкая грань. Субъективно-оценочный характер основан на индивидуальном восприятии информации. Возможно, для кого‑то образ, подобранный рекламщиками, – такая «эстетика», а для кого‑то – абсолютно не допустимо.

— Для этого и существуют экспертные советы. Это, кстати, тоже прописано в законе о рекламе: для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих подобную рекламу как неэтичную. Именно экспертный совет при Архангельском УФАС России рассматривал моё обращение. Был проведён опрос общественного мнения на сайте управления. Любой желающий мог высказаться.

– И каков, кстати, был результат опроса?

— Девять против, а 23 голоса поддержали меня. И я искренне порадовалась, что другие жители Архангельска встали на мою сторону и высказали своё мнение.

Ведь если мы хотим добиться каких‑то изменений, то не надо бояться проявлять свою гражданскую позицию. Не нравится, как обслуживают в городском транспорте – обращайтесь к поставщику транспортных услуг. Не нравится, как обслужили в магазине – требуйте жалобную книгу. Не молчите! Думаю, что подобное правило должно действовать во всех сферах нашей жизни.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

18 марта

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на все­рос­сийс­кий сель­скохо­зяйс­тве­нный конкурс

16 марта

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 9 по 16 марта

15 марта

Ноч­ной инцидент на Шие­се: есть постра­дав­шие

15 марта

В Архан­гель­ске, Севе­род­винске и Новод­винске появит­ся один мусор­ный поли­гон вмес­то трёх

14 марта

Недос­трои на Доков­ской решили снести

13 марта

В Архан­гель­ске отме­тят пяти­ле­тие вос­со­еди­не­ния Крыма и Севас­топо­ля с Россией

13 марта

Меди­цина с колёс

12 марта

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 марта

12 марта

Заболе­ва­емость грип­пом в Архан­гель­ской области выше эпи­де­ми­чес­кого порога на 37,3 процента

11 марта

За неде­лю с архан­гель­ских улиц вывез­ли 26 тысяч кубо­мет­ров снега

9 марта

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 2 по 9 марта

7 марта

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет опе­ра­ция «Трез­вый водитель»

7 марта

8 марта на архан­гель­ском ЖД-вок­зале прой­дёт празд­ни­чный концерт

6 марта

Общест­вен­ное дви­же­ние «Чис­тый Север» зай­мётся экоп­росве­щени­ем северян

6 марта

Совер­шенству нет пре­дела в любом возрасте

Похожие материалы

12 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 марта

6 марта Общество

Совер­шенству нет пре­дела в любом возрасте

6 марта Общество

«У меня оста­лось чувство мно­го­то­чия…»

5 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 6 марта

5 марта Общество

Помор­ские исто­рии: козу­ли, боло­то и комары

4 марта Общество

В Архан­гель­ске откры­лся центр для заня­тий пляж­ными вида­ми спорта

1 марта Общество

На носу хищ­ной птицы

1 марта Общество

Следы оста­ют­ся всегда

27 февраля Общество

Мусор, от кото­рого пах­нет день­гами и политикой

27 февраля Общество

«Даль­ше – толь­ко Белое море и Ледо­витый океан»

26 февраля Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 февраля

26 февраля Общество

Победи­тели кон­курса «Прав­ды Севе­ра» «Бит­ва за уро­жай» полу­чат две теп­лицы для дачи

22 февраля Общество

Порт при­пис­ки: ост­ров Соло­вец­кий, школа юнг ВМФ