15.08.2019 09:15

Полуостров сокровищ

Бованенково с высоты птичьего полёта
Самый популярный вид транспорта на Ямале
Месторождение Бованенково представляет из себя слоёный пирог
Укрепление для грунта, чтобы его не размывало паводком, вахтовики называют клавиатурой

Что мы себе представляем, когда говорим: Ямал? Это там, где тундра, олени и газ

Укротить Ямал

Вообще, у Ямала много названий: тут и дословный перевод с ненецкого – «Край земли», и более поэтичное название – «Олений край», и, конечно – «Газовое сердце России».

А добывают здесь не только газ – на полуострове, омываемом Карским морем и Обской губой, открыто 32 месторождения, из них только одиннад­цать – газовых. Их разведка началась ещё в шестидесятых, а первый газ нашли в 1971‑м.

Первую серьёзную попытку добывать ямальский газ СССР предприняло в 1975 году. Тогда министр газовой промышленности поручил это дело Всесоюзному объединению «Комигазпром».

Несмотря на то что газовикам удалось построить мастерские, котельные, пункт подготовки газа, электростанцию, ЛЭП, базы для будущего бурения и общежитие на 560 человек, в 1981 году работы пришлось свернуть.

Вторую попытку укротить Ямал газовики предприняли в 1986‑м. Первую скважину они забурили в новогоднюю ночь – 31 декабря 1987 года. К сожалению, не увенчалась успехом и эта попытка – в конце восьмидесятых в стране произошёл экономический кризис, и финансирование проекта свернули. Последние буровые работы здесь провели в 1996 году.

Сейчас Ямал – часть мегапроекта мирового значения, стартом которого «Газпром» называет 3 декабря 2008 года. В этот день был сварен первый стык системы магистральных газопроводов от месторождения Бованенково до Ухты. С тех пор газ с Ямала транспортируется через Ухту в другие города России и в Европу.

К 2030 году на полуострове планируют добывать до 360 миллиардов кубометров голубого топлива в год, а запасов должно хватить минимум на 110 лет.

«У нас тут вся жизнь»

Девятнадцати журналистам из разных регионов страны на Ямал удалось попасть благодаря пресс-туру, который одна из дочек «Газпрома» – ООО «Газпром трансгаз Ухта» – проводит регулярно уже несколько лет.

Мы отправились на Ямал, чтобы узнать, кто и как там добывает газ, с какими трудностями приходится сталкиваться. А попутно успели насладиться поражающими воображение видами, познакомиться с суровыми, дисциплинированными, но добродушными вахтовиками и с неунывающими оленеводами – представителями коренного населения полуострова.

Путешествовать нам по большей части пришлось вертолётом, поскольку во многие места на Ямале по‑другому попросту не добраться.

По прибытии на компрессорную станцию «Байдарацкая» (такие станции установлены в среднем на каждые 150 километров магистрального газопровода, чтобы поддерживать необходимое давление) мы познакомились с нашим куратором – Петром Слесаревым, инженером второй категории службы связи. Вечером мы отправились на встречу с местным населением и прогулку по тундре.

Проехав немного на вахтовке и пройдя несколько сотен метров пешком, мы увидели посреди зелёной и пустынной тундры серый чум, который охранял пушистый, как песец, чёрный пёс. Позже мы выяснили, что имя у грозного на вид охранника вполне себе милое – Лапа.

В чуме находилось десять человек и две семьи – одна проживает здесь постоянно, вторая – в гостях. И живут они все вместе – от мала до велика. По местным (да и в принципе по любым) обычаям с пустыми руками приходить негоже, поэтому многочисленным детям мы вручили книги и сладкие подарки.

Разговаривать с нами решились мамы: местный предприниматель Нина Худи и мать двоих детей Анна Худи. В разговоре выяснилось, что хоть обе они носят общую фамилию, родственниками не являются – у ненцев много таких распространённых «общих» фамилий.

Нина ХудиНина рассказала, что занимается торговлей и постоянно живёт «в городе». А в чум приехала в гости. Несмотря на то что каждую осень оленеводы отдают детей на несколько месяцев в специализированные школы-интернаты, многие из них всё равно возвращаются к кочевому образу жизни. Таким ребёнком когда‑то была и Анна.

– Я сама в такой школе училась, девять классов, но вот живу здесь, потому что по‑другому не могу. У нас тут вся жизнь. Дети здесь тоже хорошо себя чувствуют – на свободе, на природе, – объяснила она.

Сами прогулки по тундре тоже получились весьма и весьма интересными: мы находили ещё незрелую морошку, грибы, карликовые растения, видели леммингов, уток и даже лебедей. Обещали нам и белых медведей, но, к несчастью (или скорее, к счастью), мы их не встретили.

Кстати, на лебедей, которых в нашем обществе принято романтизировать, мы узнали более практичный взгляд – птицы действительно живут парами, но когда эта семья появляется на определённой территории, то «выдавливает» прочь всю живность в округе.

Слоёный пирог и осьминог

На второй день путешествия мы привычным уже средством передвижения отравились на самое крупное месторождение на Ямале – Бованенковское.

Объяснить, насколько это важный объект для «Газпрома» и страны, можно довольно просто – здесь сконцентрированы основные запасы российского газа. Здесь построен целый аэропорт, который при случае готов принять даже международные рейсы. А ещё сюда довели железнодорожную ветку, чтобы доставлять важные грузы.

Андрей ПолянскийНашим гидом на Бованенково (как и на следующий день на Харасавэе) был Андрей Полянский, заместитель начальника Ямальского газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Надым». По ходу экскурсий он рассказывал, как строятся объекты инфраструктуры, как идут разведка, бурение, добыча и, наконец, транспортировка газа по трубам.

– Это месторождение представляет из себя этакий слоёный пирог. Слои разной толщины расположены на разной глубине, с разным давлением и составом газа. Скважины уходят на глубину более полутора километров, и добываем мы сначала из нижних слоёв, где более высокое давление, а затем поднимаемся выше, – пояснил Андрей Полянский.

По его словам, сложностей в работе на арктической территории достаточно: девять месяцев холодной зимы, круглогодичный пронизывающий до костей ветер, вечная мерзлота (которую надо бурить, прокладывать трубы, на которой нужно строить все здания и сооружения), а кое‑где есть и самые опасные хищники на земле – белые медведи.

Приехав на буровую вышку и побеседовав с буровиками, мы узнали, что в следующем году они собираются переходить на соседнее месторождение – Харасавэйское.

Объяснить простым языком путь, который газ проходит от добычи до попадания в магистральные трубы, попытался начальник службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Надым» Андрей Тепляков. Для этого он использовал красочную метафору, назвав всю систему большим осьминогом.

Андрей Тепляков– Его голова – это газовый промысел (который здесь называют ГП). Затем идут щупальца – коллекторы газа, а окончание щупалец, или «когти», – это разнонаправленные скважины, где и добывается газ. То есть от скважин он идёт в коллекторы, затем в «мозг», откуда только один выход – в магистральный газопровод. На Бованенково таких осьминогов три: ГП-1, ГП-2 и ГП-3. Второй газовый промысел мы считаем самым большим в мире, пока не нашли подтверждения обратного. В год здесь добывается более 50 млрд куб. м газа, – с гордостью рассказал Андрей Тепляков.

Кончился день экскурсией по социальным объектам, построенным на Бованенковском месторождении: отлично оборудованному вахтовому жилому комплексу с бассейном, тренажёрным залом, концертной площадкой и храмом (построенным по инициативе и на пожертвования вахтовиков).

Сталкеры Карского моря

После насыщенного дня на газовых промыслах, вышках и скважинах на третий день мы отправились на Харасавэйское месторождение, которое встретило нас неожиданно тёплой (для побережья Северного Ледовитого океана) погодой и чистым белым песком. Недолго думая, половина участников решилась окунуть ноги – ну а чем не море, хоть и Карское?

Стоит сказать, что именно Харасавэй был отправной точкой всех геологоразведочных экспедиций на полуострове в семидесятых и восьмидесятых годах. Сейчас здесь ликвидируют то, что осталось от советских исследователей, и строят новые объекты – добычу газа на Харасавэе планируют начать в 2023 году.

Проводя экскурсию по пустынной, но весьма атмосферной местности, Андрей Полянский отметил, что здешнее месторождение интересно тем, что часть газа залегает под морем, но добывать его будут только через сушу – бурить скважины под наклоном – современные технологии и знания газовиков это позволяют. Когда наладят добычу, трубы с газом собираются довести до Бованенково, таким образом объединив два месторождения в единую систему.

А ещё в этой поездке нам удалось узнать, что такое «коффердам»; как сохраняет давление газ, проходя тысячи километров по трубам; как трубы и каналы связи прокладывают по морю и как вахтовики переживают 28‑дневные (или 28‑ночные) смены. Но об этом – в следующем номере.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ЖУРАВЛЁВ Фото автора и Марины Сиваковой (пресс-служба ООО «Газпром трансгаз Ухта»)