04.07.2019 09:27

«А вот Шерлок Холмс тоже курил…». Как разговаривать с детьми о вредных привычках

Архангельскую область вместе с Ненецким округом и Чечнёй специалисты «Трезвой России» признали самыми свободными от наркотиков в стране. Что стоит за такой формулировкой и как удалось достичь такого результата? Высказать свою точку зрения по этому поводу мы попросили Елену Растегаеву, медицинского психолога, заведующую отделом профилактики Архангельского психоневрологического диспансера.
Хвалите ребёнка, отмечайте важное для него, просите о помощи, создавайте общую реальность

– Если брать официальную статистику заболеваемости наркологическими расстройствами в целом, то, она, действительно, снизилась как по России, так и по Архангельской области, – говорит Елена Святославовна. – Если брать именно заболеваемость наркоманией, то в Архангельской области этот показатель почти в три раза ниже, чем по России в целом. Но у нас другая структура заболеваемости.

название

– Пьянство?

– В 2018 году большинство пациентов, зарегистрированных амбулаторными наркологическими учреждениями области – это больные алкоголизмом, алкогольными психозами и лица, употребляющие алкоголь с вредными последствиями. На больных наркоманией и употребляющих наркотики с вредными последствиями приходится восемь процентов в структуре общей заболеваемости.

– Видимо, это стало возможным, благодаря раннему выявлению потребления наркотиков. Как это происходит?

– С 2014 года в образовательных организациях по всей России проходит ежегодное социально-психологическое анонимное тестирование, которое выявляет не сколько склонность к потреблению наркотиков, сколько склонность к аддиктивному поведению. Аддиктивное поведение – это стремление к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

В случае выявления детей из группы риска врачи-наркологи подключаются ко второму этапу – проведению медицинских осмотров. Ребёнок бесплатно и анонимно может сдать анализ мочи и с помощью тест-систем для выявления наиболее часто употребляемых наркотиков выясняется – употребляет ли он наркотики. Далее – осмотр врача психиатра-нарколога, беседа с ним.

– Допустим, выяснилось, что ребёнок употребляет наркотики. Будет ли это предаваться огласке?

– Нет. Полученная информация конфиденциальна. Мы не передаём её в школы. Если подросток младше 15 лет – сообщаем родителям. Если старше – самому ребёнку предлагаем пообщаться более подробно. Главное – мотивировать ребёнка к здоровому образу жизни.

– Но такие медицинские осмотры – дело добровольное?

– Да. Хотя много дискуссий идёт о том, чтобы ввести тестирование в обязательном порядке.

– С какого возраста лучше начинать разговаривать с детьми о вреде наркотиков? И как именно разговаривать?

– Оптимальный возраст – 13–14 лет. Но начинать нужно раньше, необходимо учитывать возрастные особенности и тот факт, что первые пробы психоактивных веществ, если и происходят у детей, то чаще это всё‑таки не наркотики, а курение или алкоголь.

Дети младше семи лет испытывают инстинктивное природное отвращение к запаху никотина и вкусу алкоголя, на словах знают пагубность последствий употребления. Поэтому ребёнку семи–девяти лет можно объяснить, что не стоит пробовать всё, что предлагают незнакомые люди или даже друзья. То есть, если угостили тебя вдруг какой‑то «витаминкой», надо подумать, а зачем тебе её дали?

Порассуждайте, вспомните вместе сказку по маленького Мука, который съел неизвестные плоды, и у него выросли огромные уши. Но не читайте нотации, используйте именно доступные примеры. Есть специальные антитабачные мультики для детей, например, «Тайна едкого дыма» или старый советский мультик «Медведь и трубка». Их можно посмотреть вместе, обсудить.

В 10–12 лет желание экспериментировать, подражать и подвергать сомнению правила толкает на пробы курения, алкоголя. Дети уже подвергают сомнению то, что говорят взрослые, могут подводить под это свою «доказательную» базу: «А вот Шерлок Холмс тоже курил…» Ошибка, которую совершают многие педагоги – собирают на лекции большие группы порой разновозрастных детей. Беседа не должна быть длинной и навязчивой. Эффективнее проводить тренинги в маленьких группах.

Готовых рецептов, как построить разговор, тоже нет. Но совершенно точно не стоит запугивать: «Будешь наркотики употреблять – мозг отомрёт» или обрушивать поток информации, который подросток не в состоянии освоить. Скажите просто: «Я в тебе уверена, но, возможно, ты захочешь рассказать об этом своим друзьям». Когда мы начинаем сыпать медицинской терминологией и напоминать, что наркотики сокращают жизнь, то в 12 лет это слишком «дальняя перспектива», а подросток живёт здесь и сейчас.

Объясните понятным языком, что при употреблении наркотиков происходит сильное разрушение витаминов, ухудшается кровоснабжение кожи, пропадает красота – для девочки эта информация будет более важной. Мальчику можно объяснить, что поражаются сосуды, особенно мелкие, и, например, шансы стать успешным спортсменом стремительно падают вниз. Безусловно, все дети разные. И полученную информацию они воспринимают по‑разному. Это как с бесхозной сумкой на остановке. Все знают, что трогать чужие вещи, оставленные без присмотра, нельзя. Но кто‑то, действительно, мимо пройдёт, позвонит в полицию, а кто‑то приоткроет и посмотрит, что там.

Мы все живём в социуме. И наше влияние на ребёнка может быть не столь велико, как влияние его друзей и интернет-каналов. Поэтому самое верное, что мы можем сделать – подружиться со своим ребёнком. Хвалите: «Ты так вкусно сварил пельмени», «так хорошо заварил чай». Отмечайте важное для него и ценное. Просите о помощи. Создавайте общую реальность – общие дела, планы на выходные, спрашивайте советы. Озвучивайте, что в сложной ситуации вы можете прийти к нему на помощь.

– Если ребёнок уже попробовал психоактивные вещества?

– Подросток должен знать, что вы отрицательно относитесь к этому. Но не угрожайте: «Ещё раз узнаю – уши оторву!» Трудно, но постарайтесь сохранить спокойствие и порассуждайте вместе: «Почему именно тебе предложили?» Тот случай, когда стоит заглянуть в зубы «дарёному коню» и нацелить подростка на то, чтобы видеть истинные мотивы поступков других людей.

Начинать разговор следует с констатации факта, без оценок и критики. Например, «ты вчера пришёл домой выпивший». Опишите свои чувства: «Я волнуюсь за тебя». Спросите, что произошло. Важно выяснить причину, в связи с чем произошёл эпизод употребления. Что ребёнок сделает, если в следующий раз ему предложат попробовать? Важно также объяснить, что его организм не приспособлен к такой нагрузке и вдвойне подвержен развитию зависимости.

– Какие тревожные маркеры должны насторожить родителей?

– Нарушение сна – ребёнок стал сонливым, плюс сонливость на уроках. Возможно, это связано с большой нагрузкой в школе.

Снижение успеваемости, прогулы. «Эмоциональные качели» – без причины резкая смена настроения, конфликты с педагогами, родителями. Появляются рассеянность, забывчивость. Может ухудшиться память. Но эти признаки тоже не являются специфическими. Они могут быть и при дебюте эндокринного заболевания, соматической патологии. Поэтому, если есть у мамы сомнения, можно самой прийти в детское наркологическое отделение (телефон 61‑59‑09), поговорить с врачом психиатром-наркологом, психологом. По телефону доверия детской наркологии 68‑51‑04 также всегда готовы провести консультирование как детей, так и их родственников. Причём анонимное.

– То есть помощь у вас оказывается и самим родителям?

– Если родители не будут участвовать в процессе лечения, то никакого результата мы не получим. При диспансере и храме Александра Невского работает «Школа любящих родителей». Занятия проводятся два раза в неделю. Телефон для справок 8‑902‑286‑11‑56.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ