11.07.2020 16:24

В стране розовых пони: несмотря на свой возраст, некоторые никак не могут повзрослеть

Фотобанк Lori

Причина такой инфантильности, по мнению психологов, в неумении брать ответственность за собственную жизнь, в боязни выбраться из мира фантазий

Можно ли избавиться от инфантильности? И как быть, если взрослеть совсем не хочется? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.

Слон и верёвочка

– Инфантильность – это приобретаемое свойство характера. А характер, в отличие от темперамента, можно изменить, – говорит Екатерина Пяткова. – Мамы часто жалуются на детей: «Я ему всё отдаю! А отдачи не вижу!». Но для ребёнка брать – норма. Так устроен мир. Повзрослеть – это научиться отдавать.

Если вы не хотите взрослеть, придётся смириться с тем, что природа выставит «штрафы» – в виде депрессий, отсутствия энергии.

Ответственность – это всегда ваш выбор. Это та часть реальности, которой я сам готов и хочу управлять. Вторая часть инфантилизма – выученная беспомощность. Яркий пример: слона, выросшего в неволе, может сдерживать маленькая веточка, воткнутая в землю.

Происходит это из‑за того, что в детстве слонёнка сажают на цепь, привязывая к столбу. И на всю жизнь он запоминает тщетность попыток вырвать столб и освободиться. И когда, став взрослым и сильным, слон продолжает находиться рядом с веточкой, он никуда не отходит из‑за выученной беспомощности, хотя веточку легко вырвать из земли.

Дети копируют в свою жизнь то, что видят вокруг. Инфантилизм – это своего рода характеристика отношений в системе.

Для того чтобы повзрослеть, ребёнок должен пройти через инициацию. Когда ребёнок развивается в здоровых отношениях, взросление – это естественно и не особо заметно. Бунт подросткового возраста – норма.

Взросление через шрамы

Институт инициации сам по себе древний. В африканских племенах, например, веками существовали некие обряды посвящения во взрослую жизнь. Но рудименты – определённые откровения взрослого мира – необходимы всегда.

Инициация требует времени. Это как рождение наоборот, когда «я-ребёнок» символично умирает и появляется «я-взрослый». Задача взрослого вооружить необходимыми знаниями, но главная тема инициации – собственное переживание.

Взросление происходит через шрамы. Когда мама десятилетнего сына трясётся из‑за того, что на улице он ударит коленку – ребёнок застревает в этом страхе. Он вырастает физически, но остаётся «домоседом» – компьютерным игроманом, за которым постоянно ухаживают. Ему удобно жить в состоянии такой инфантильности. Чтобы повзрослеть, необходимо выбраться из зоны комфорта. Но хочет ли он этого? Это уже другой вопрос.

Можно осуждать американцев, которые выставляют своих совершеннолетних детей за порог. Но чем раньше ребёнок выйдет из семьи – тем раньше он научится брать ответственность.

Инфантильная позиция – мир должен быть таким, как я хочу. Подобное ощущение прекрасно для пяти лет, но для 50 уже как‑то не очень.

Эмоциональная заморозка

Если «старый» ребёнок чего‑то захотел, он будет стремиться заполучить это, несмотря на обстоятельства. Будет вступать в конфликт с реальностью, с людьми, которые останавливают его. При этом изворачиваться, лгать, подтасовывать факты. А когда реальность восторжествует, «старый» ребёнок начнёт обвинять всех вокруг в своих бедах.

Эмоциональная жизнь таких «деток» тяжела и трагична. Такие мамы, если и рожают детей, то «для себя». Причём это необязательно одинокие женщины. Это могут быть женщины, которые просто не хотят углубляться в отношения с мужьями. Ребёнок появляется – муж на периферию, мама переключается на ребёнка.

К слову, мирно сепарироваться от такой матери сложно – она просто не отпустит. Но одного типа инфантильной мамы не существует. Есть и такие инфантильные мамы, которые абсолютно не обращают внимания на своих детей, отдают их бабушкам, а сами, образно говоря, пляшут до утра.

Такую маму, скорее всего, саму в детстве сильно сжимали родительские тиски. Она слышала упрёки: «Когда ты повзрослеешь? Ты такая не самостоятельная! Когда я внуков увижу?» Вот она и родила – выполнила, что от неё требовали.

Аналогичный пример – диплом «по принуждению», когда дети приносят диплом и кладут родителям на стол. А дальше? Дальше я хочу заниматься тем, чем я хочу.

Если «старый» ребёнок становится отцом, часто он находится в состоянии эмоциональной заморозки. Такие папы не умеют слышать и выражать чувства. И, как правило, отчуждены от своих детей. Они могут быть погружены в работу, иметь интрижку на стороне. Часто имеют какую‑нибудь зависимость, готовы истратить последние деньги семьи на своё «хобби».

«Старые» дети не способны к глубоким эмоциональным связям. Родительская забота, если и выражается, то в материальном плане – они как бы откупаются от детей. Но совершенно не интересуются, чем занимаются их дети.

Черта инфантильности – неумение планировать время. Такие люди постоянно опаздывают и никуда не успевают. Они в долгах, кредитах, у всех занимают деньги. И когда им начинают советовать «жить по карману» – обижаются.

Часто наивны и доверчивы – это, действительно, люди, живущие в стране розовых пони. Они словно живут одним днём: «Я хочу наслаждаться!» Но жить одним днём и наслаждаться жизнью – разные вещи.

«Я Маша, а не бабушка»

«Старых» детей легко можно различить в толпе – они часто носят подростковую одежду, систематически слушают музыку, не соответствующую возрасту, употребляют фразы из подросткового лексикона. «Сзади – пионерка, спереди – пенсионерка» – это про них.

Когда бабушка требует, чтобы внуки её называли по имени: «Я Маша, а не бабушка», то это тоже грустно. Такие «девочки» не принимают своей новой роли. А по сути – не принимают себя.

При этом «старые» дети любят встревать в личную жизнь своих взрослых детей. Это происходит, опять же, от детского желания быть на виду. От внутренней инфантильной убеждённости, что «меня все должны любить». И критику они воспринимают болезненно и по‑детски: не разговаривают, дуются, отворачиваются. Очень зависят от мнения окружающих: «Все нормальные люди делают так». Принимают решения, руководствуясь чужим мнением.

Выбраться из зоны комфорта

Как помочь «старому» ребёнку? Помочь тому, кто не нуждается в помощи – невозможно. Надо, чтобы человек сам осознал, что ему некомфортно в «розовом домике». А выбраться из этого состояния, безусловно, можно в любом возрасте.

Очень часто дети незрелых родителей повторяют их судьбу, но инфантильность – это всё‑таки не приговор. Самостоятельные дети могут вырасти в любой семье, если в их жизни, как лучики света, появятся взрослые-наставники. Например, учитель, тренер, руководитель кружка или просто добрая соседка. Это те взрослые, который действительно ведут себя по‑взрослому и способны делиться. Когда ты видишь модель поведения другого, то меняешься сам. Запечатление происходит, и ребёнок усваивает необходимую для взросления модель.

При этом не надо переходить каких‑то границ. Наставник не сможет заменить родителей, но можете показать, что есть и другие взрослые в этом мире.

Когда родители понимают, что ребёнок начинает инфантильно вести себя, не надо паниковать – надо искать причину. Возможно, эта мини-инфантильность просто из‑за недостатка внимания.

Впрочем, когда ребёнок ведёт себя инфантильно постоянно, родители, как правило, этого не видят. Так как сами, скорее всего, находятся в «розовом домике». Избавить от инфантильности ребёнка, не работая с семьёй, – сложно. Если уж взрослеть, то вместе. Не уберегать от шишек и синяков, а просто быть рядом, чтобы пойти вместе через сложные времена.

Фото Сергея Тряпицына


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ