02.09.2014 09:44

Тенденция со знаком «плюс»

Внедрение новой системы оплаты труда педагогов началось ещё в 2010 году

О своей точке зрения на сегодняшнюю ситуацию в образовательной отрасли нам рассказала председатель Архангельской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Спиричева.

– Татьяна Александровна, как в целом можно охарактеризовать сегодняшнее положение дел в сфере образования?

– Основная задача профсоюза – защита интересов работников отрасли. И с этой точки зрения общая тенденция сегодня, без сомнения, со знаком «плюс». Улучшаются условия труда, растет заработная плата, совершенствуется система оплаты труда, удается сохранять социальные льготы и гарантии. Однако и без «ложки дегтя» не обходится…

– Тогда давайте по порядку. Начнем с основ: год назад вступил в силу федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Как педагоги отработали год в новых условиях?

– Несмотря на то, что уже в течение года мы выстраиваем свою деятельность на основе нового закона, федеральные органы власти при разработке других законопроектов не оставляют попытки отменить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; изменить норму права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, изменить норму рабочего времени и так далее. Поэтому и нам, и Центральному совету профсоюза постоянно приходится направлять требования и предложения о сохранении ранее установленных норм.

– Однако на уровне России норма на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах была сильно снижена…

– Тем не менее на уровне региона профсоюзам удалось добиться сохранения данного вида компенсаций. В нашей области и в настоящее время все эти права реализуются в полной степени в соответствии с установленными ранее нормами.

– Насколько известно, на федеральном уровне также предпринимаются попытки «секвестировать» и удлиненные оплачиваемые отпуска работников сферы образования.

– Да. Разработанный совместно с профсоюзом вариант проекта постановления Правительства РФ об установлении всем педагогическим работникам одинаковой продолжительности отпуска не нашел поддержки ни в аппарате правительства РФ, ни в Минфине РФ, ни в Минюсте РФ. Было предложено вернуться к прежнему порядку определения продолжительности отпусков для разных категорий работников: то есть устанавливать отпуск либо 42, либо 56 календарных дней.

До настоящего времени продолжается переписка с Минобрнауки России, поскольку предлагаемые для согласования проекты ухудшают положение в части продолжительности их отпусков для значительной доли педагогических работников и руководителей, которые пользуются в настоящее время удлиненными отпусками. Предлагается либо их сокращение с 56 до 42 дней, либо лишение части руководителей права на удлиненные отпуска со дня принятия постановления правительства или с 2016 года.

К примеру, могут утратить право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, составляющий 56 календарных дней, руководители (заместители руководителей), руководители структурных подразделений учреждений (организаций) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (а это руководители детских домов, детских домовшкол, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья) – если они будут относиться не к образовательным организациям (как до принятия нового закона 273-ФЗ), а к социальным организациям, то есть к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на руководителей которых действие статей 51 и 52 не распространяется.

Имеются и другие несогласования, влекущие за собой сокращение продолжительности отпуска других категорий работников. Поэтому сегодня Общероссийский профсоюз образования продолжает совместную работу с Минобрнауки России над проектом постановления правительства РФ «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках в сфере образования».

– Да, спорных моментов в этом плане немало. Но, наверное, основным «яблоком раздора» в учреждениях сегодня остается новая система оплаты труда?

– Конечно, эта система не такая уж и «новая» – ее внедрение началось еще в 2010 году. Однако до сих пор многие проблемы не устранены. Работников удивляют различные оклады и ставки заработной платы в разных районах, разных учреждениях, «непрозрачное» установление выплат стимулирующего характера.

Поэтому профсоюз в целях реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы настаивал на выполнении обязательств о разработке нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

В ноябре 2013 года профсоюз осуществил мониторинг с целью уточнения информации о сроках, размерах и механизмах повышения оплаты труда работников образовательных учреждений, в этом мониторинге участвовали и мы. Был проведен сравнительный анализ минимальных и максимальных размеров ставок заработной платы педагогических работников по состоянию на 1 октября 2013 года по регионам в каждом федеральном округе, а также средней заработной платы педагогических работников (минимальной и максимальной) в тех же округах и регионах. Он показал значительную и неоправданную дифференциацию размеров ставок заработной платы, установленных за исполнение обязанностей по должности.

– Вопрос об установлении на уровне России базовых ставок и окладов пока не решен?

– Именно так. Поэтому до их установления по предложению профсоюзов Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений сочла необходимым внести в Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений положение о том, что совершенствование систем оплаты труда должно осуществляться путем перераспределения средств в структуре заработной платы для значительного увеличения доли тарифной (постоянной) части заработка работников.

Архангельский областной совет профсоюза неоднократно обращался с этим предложением в органы власти, но решение о повышении ставок и окладов в рамках даже установленного фонда оплаты труда так и не принято.

Вместо преимущественного повышения постоянной части заработной платы в виде ставок заработной платы или должностных окладов педагогических работников по-прежнему практикуется применение различного рода доплат и надбавок либо «вбрасывание» в конце отчетного периода премий с целью выполнения указов президента РФ по доведению заработной платы педагогических работников до средней по региону. Кстати, Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 с изменениями, внесенными в него постановлением правительства РФ от 14.01.2014 № 20, теперь не содержит обязанности работодателей по направлению не менее 30 процентов бюджетных средств на выплаты стимулирующего характера.

– Еще одно принципиальное нововведение в сфере образования – перевод работников на эффективный контракт. В чем его суть?

– В рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 года, выражена четкая позиция этого министерства. Она предусматривает определенную последовательность и четкий алгоритм действий образовательной организации, которые должны сопровождать введение новой формы трудового договора.

Алгоритм состоит в следующем. До начала оформления трудовых договоров с работниками, вновь поступающими на работу, локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями должны быть предусмотрены нормы, определяющие систему оплаты труда работников (включая размеры окладов, ставок заработной платы, доплат, надбавок); систему нормирования труда; режим рабочего времени и времени отдыха и другое.

При этом дополнительное соглашение к трудовому договору с работниками, чьи трудовые отношения с образовательным учреждением продолжаются, рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Они необходимы для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат, которые до настоящего времени на федеральном уровне так и не были разработаны.

Областной совет профсоюза в течение всего года вел разъяснительную работу о том, какие локальные акты должны быть разработаны и утверждены в учреждении, что они должны содержать.

Нами разработана слайдлекция на эту тему. Позиция профсоюза такова: перевод работников на эффективный контракт, а на самом деле – заключение с ними дополнительных соглашений к трудовым договорам, должен осуществляться только после завершения всей подготовительной работы.

– Татьяна Александровна, и в заключение: на решении каких основных вопросов будет сосредоточена работа профсоюза в новом учебном году?

– В поле действия профсоюза, естественно, будут оставаться совершенствование системы оплаты труда и требование установления базовой ее части на федеральном уровне, участие в аттестации педагогических работников по новому порядку ее проведения (разъяснительную работу мы начали еще в прошлом учебном году), контроль за улучшением условий труда работников в соответствии с федеральным законом «О специальной оценке условий труда» и многое другое, что волнует работников отрасли.

Кроме этого, продолжится разработка и реализация профсоюзных проектов. Например, таких как акция, проведенная этим летом с санаторием «Беломорье»: по акционным путевкам за три месяца здесь отдохнули 196 членов нашего профсоюза.

Впереди много интересной, хоть и трудной работы, но я уверена: мы многое сможем сделать при активной поддержке самих членов профсоюза.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анна ПАВЛОВА. Фото Павла Кононова.