13.05.2016 13:07

САФУ ставит задачу реализовать образовательную и научно-исследовательскую деятельность

Елена Кудряшова

Ученый совет Северного Арктического федерального университета принял решение об изменении структуры вуза. 

Вместо 15 институтов отныне в нем будет семь высших школ: информационных технологий и автоматизированных систем; психологии и педагогического образования; гуманитарных наук и международной коммуникации; экономики, управления и права; энергетики, нефти и газа; естественных наук и технологий и высшая инженерная школа.

О том, каких изменений руководство вуза ждет от этого шага, и как они скажутся на студентах и абитуриентах вуза, мы поговорим с ректором САФУ Еленой Кудряшовой и проректором по учебно-методической работе Алексеем Коршуновым.

 – Елена Владимировна, расскажите, что заставило руководство изменить организационную структуру САФУ? Чем Ученый совет не устроили институты, которые до этого решения были основными структурными подразделениями?

Е.Кудряшова: Вопрос об изменении управленческой структуры университета обсуждался в коллективе на протяжении последних двух лет. Необходимость создания более крупных структур, нежели существующие ныне 15 институтов, назрела давно. Институты очень разные по количеству студентов, преподавателей, реализуемых образовательных программ, грантов и договорных тем. Поэтому было принято коллективное решение, которое предварительно обсуждалось на всех комиссиях Ученого совета, с директорами и сотрудниками  институтов на стратегических сессиях «Сколково» в рамках реализуемой в САФУ программы «Стратегия развития университета 3.0».

Наша задача – активизировать на своей базе образовательную и научно-исследовательскую деятельность. Новые структуры – высшие школы, в отличие от существующих институтов, будут наделены очень большими правами, в том числе правом финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, у  директоров высших школ появляется больше возможностей и более серьезные рычаги управления, они могут заниматься хозрасчетной деятельностью, будут являться членами ректората. Все директора будут назначаться на конкурсной основе.

Сегодня сформированы Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем, Высшая школа психологии и педагогического образования, Высшая школа гуманитарных наук и международной коммуникации, Высшая школа экономики, управления и права, Высшая школа энергетики, нефти и газа, Высшая школа естественных наук и технологий и Высшая инженерная школы.

- А могут коллективы школ как-то влиять на название и статус?

Е.Кудряшова: Коллективам дано право откорректировать названия школ без изменений сути и содержания, которое должно быть реализовано в деятельности этих школ.

- Руководство Высших школ будет отбираться на конкурсной основе. Каковы критерии отбора и кого вы больше ждете в вузах на руководящих должностях? Все-таки это профессиональные менеджеры или же авторитетные ученые?

Е.Кудряшова: Конкурс объявлен, критерии и требования  размещены на сайте университета. Безусловно, будет учитываться и в качестве преимущества рассматриваться опыт человека в управленческой деятельности, в организационной работе. Очевидно, что руководитель Высшей школы должен быть хорошим менеджером, хорошо разбирающимся в финансово-хозяйственных вопросах. Но, как показывает жизнь, и выдающиеся ученые очень часто совмещают в себе и возможности руководить той или иной организацией.

Блестящим, на мой взгляд, примером является Николай Павлович Лаверов, наш земляк, до недавнего времени вице-президент Российской академии наук. Жорес Иванович Алферов также является выдающимся ученым, прекрасным руководителем. Кстати, оба – почетные доктора нашего университета. Лично для меня нет жесткой грани между хорошим менеджером и выдающимся ученым. Конечно, есть люди, которые могут проявить себя только в одной сфере, но есть те, кто очень органично сочетает эти виды деятельности.

- А какие направления научно-исследовательской деятельности в университете сейчас существуют?

Е.Кудряшова: Мы определили 7 приоритетных направлений – это «Окружающая среда и Арктика», «Строительство и энергетика в высоких широтах», «Химия и биотехнологии», «Человек в Арктике», «Сырьевые ресурсы Северо-Арктической зоны и ресурсосбережение», «Судостроение и судоремонт», «Информационные технологии».

Все эти направления логически вписываются в «Российскую арктическую стратегию - 2020». Это, собственно, те направления, ради которых был создан в свое время Северный Арктический федеральный университет. Эти направления предполагают насыщение конкретными исследовательскими программами и проектами. В этом смысле и гуманитарная сфера является одной из базовых. Что такое человек в Арктике? Это археологическая деятельность, сохранение истории, культуры, традиций, в том числе работа с коренными малочисленными народами, это и межкультурная коммуникация, поскольку Арктика – это территория международного диалога.

Если мы возьмем другие направления, то внешне они смотрятся технологизированно (технические и естественно-научные), но мы же прекрасно понимаем, что ни одна серьезная техническая система не функционирует, не может быть создана и нормально работать без человека, поэтому человек – гуманитарная составляющая, социальная составляющая,  присутствует во всех направлениях.

- Самый главный вопрос: как все эти изменения скажутся на студентах, на качестве их образования, на перспективах трудоустройства? И, самое важное, наверное, чего ждать будущим абитуриентам, сохранятся ли для них бюджетные места?

А.Коршунов: Для абитуриентов и для студентов ничего не поменяется. Абитуриенты поступают в университет на определенные направления подготовки, и по итогам обучения, как и прежде, получат диплом выпускника САФУ с указанием направления подготовки.

Министерство образования и науки РФ в этом году дает нам дополнительные бюджетные места на инженерные специальности и немного сокращаются места на гуманитарные направления. Поэтому мы ждем наших абитуриентов, для них открываются более широкие возможности – происходит определенная унификация образовательных программ.

Абитуриент после окончания первого курса имеет возможность переходить с одного направления на другое. И это для него дополнительная возможность расширить свою компетенцию, свой спектр знаний. И после окончания бакалавриата есть возможность для поступления в магистратуру на другое направление. Допустим, юрист закончил бакалавриат, и может идти по техническим направлениям в магистратуру.

Е.Кудряшова: Министерство образования и науки РФ выделило большие контрольные цифры приема. Мы на бюджетные места ожидаем порядка 3100 абитуриентов, и обеспечим всех необходимыми условиями для получения качественных знаний. По окончании ВУЗа в документе, в дипломе, будет значится название университета – САФУ имени М.В.Ломоносова, и то направление подготовки, которое закончил студент.

- Алексей Анатольевич, давайте с вами еще поговорим об абитуриентах. В отчетах Рособрнадзора указывается на то, что с каждым годом средний балл ЕГЭ у нас в стране растет, а учителя в школах говорят совсем об обратном – о катастрофическом ухудшении знаний. Вы в САФУ на своих первокурсниках ощущаете эту тенденцию?

А.Коршунов: Тенденция снижения среднего балла, конечно же, есть, но не по всем направлениям. По некоторым направлениям подготовки средний балл ЕГЭ растет, по некоторым снижается.

- А уровень знаний?

А.Коршунов: Уровень знаний зависит от абитуриентов. Есть разные школы, системы подготовки, поэтому для того, чтобы наши абитуриенты и первокурсники не потерялись в этом образовательном пространстве, мы специально проводим адаптивные курсы, например, по физике, математике. То есть мы их подтягиваем до того уровня, который необходим для обучения в университете, и дальше они идут в общем потоке с теми, кто имеет более высокие баллы. Поэтому они у нас не теряются, и мы их максимально поддерживаем.

Для абитуриентов, поступивших в САФУ с высокими баллами ЕГЭ,  уже третий год в университете реализуется программа стипендиальной поддержки «Первокурсник 5.0». Мы наших первокурсников материально поддерживаем – стипендия первокурсника составляет от 7000 до 15000 рублей, более подробно о программе можно узнать на сайте университета, на странице «Поступление».

- В рамках реализации Болонского процесса в САФУ появилась многоуровневая система образования, ребята получили возможность ездить обучаться в Европу или завершать образование в других вузах страны по той же специальности, но, вместе с тем, у системы есть и ряд минусов. Скажите, как вы оцениваете результаты ее работы на современном этапе?

Е.Кудряшова: Эта многоуровневая система подготовки специалистов, ставшая реальностью, а по образовательным программам работают все вузы Российской Федерации, наш университет в этом смысле не исключение. Мне кажется, студенты, которые уже поступают и обучаются по этой многоуровневой системе  подготовки,  воспринимают ее как нечто обыденное. Действительно, абитуриент, поступающий на ту или иную специальность, или на то или иное направление подготовки,  имеет право выбрать индивидуальную траекторию обучения, подбирать те курсы, которые считает необходимыми, изменять направление подготовки.

Иначе говоря,  мобильность очень хорошая образуется и в рамках одного ВУЗа, и между вузами Российской Федерации и мира. Человек, закончивший бакалавриат по какой-то определенной программе, может на магистратуру поступать по совершенно другой программе. 

Можно, к примеру, закончить бакалавриат по экономике или по государственно-муниципальному управлению, а в магистратуре учиться по инженерной или естественно-научной специальности. Или наоборот, инженер может в магистратуру поступить по экономике или по государственно-муниципальному управлению. У нынешней молодежи значительно больше возможностей, чем у нашего поколения было.

И, кроме того, если человек закончил бакалавриат и чувствует, что не готов поступать в магистратуру, он имеет право пойти поработать, как-то определиться в жизни, а потом принять решение о продолжении образования. Поэтому существующая система высшего образования дает реально больше интересных возможностей.

- Северный Арктический федеральный университет известен своими тесными связями с научными партнерами за рубежом: и в Европе, и в Азии, и в Америке. Скажите, пожалуйста, то охлаждение международных отношений, которое мы наблюдаем в последнее время, как-то сказывается на этих связях или вы научились разделить политику и науку?

Е.Кудряшова:Дело даже не в том, что мы научились, это позиция нашего государства. Независимо от политической и экономической международной ситуации руководство нашей страны понимает, что должны быть сферы, где сотрудничество может продолжаться. И такими сферами являются как раз образование, наука, культура и спорт. Поэтому при всей непростой международной ситуации связи в образовании и науке, мобильность студентов и преподавателей  сохраняются.

- Несмотря на санкции, непростую международную обстановку, изменения самой системы образования, Россия остается самой студенческой страной в мире. По статистике, у нас поступают почти все, кто этого хочет. Но есть один нюанс – в Архангельской области, в нашем регионе очень многие стремятся поступить в столичные ВУЗы.  Каждый год видим, что около 30 тысяч северян переезжают в другие регионы и это усугубляет ситуацию в регионе. У САФУ есть силы и средства, чтобы остановить эту тенденцию?

Е.Кудряшова: Мы предоставляем хорошие условия для получения образования. Для родителей важно, что в этой непростой экономической ситуации студент учится рядом, на бюджетной основе. Если ребенок поступает на бюджет, затрат в любом случае у семьи меньше. Кроме того, обучаться здесь и безопаснее, чем в любом большом городе. Известно много случаев, когда студенты просто терялись в  новой для них социальной среде мегагородов.

Ну и наконец,  нужно понимать, что человек, окончивший тот или иной столичный ВУЗ не всегда может  трудоустроится по специальности. Пробиваются по жизни только единицы, и мы прекрасно знаем, что выпускники многих престижных ВУЗов, работают в торговых сетях, в общепите, имея при этом хороший диплом о высшем образовании.

Современные родители очень серьезно подходят к выбору вуза, где будет обучаться их сын или дочь, и в этом смысле и наш ВУЗ или медицинский университет дают очень хорошее качественное образование. Задача снижения миграционных потоков  за пределы региона – это проблема сложная, комплексная. Ее должны решать не только университет, но и Правительство Архангельской области, руководство муниципальных образований,  руководители крупных предприятий, бизнеса которые расположены на территории области. Думаю, мы все вместе будем эту задачу решать.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег Кузнецов