01.03.2018 12:40

В Архангельске на народные деньги откроют первый детский сад для особых дошколят

©PressFoto.

Идея создать частный логопедический детсад, в котором бы занимались подготовкой к школе особых детей, появилась у Алеси Бикинеевой, руководителя логопедической студии «5+5», несколько лет назад.

– По специальности я учитель-логопед, – рассказывает Алеся Александровна. – Алеся Бикинеева.В 2015 году окончила САФУ. И ещё во время обучения в университете начала преподавательскую деятельность – работала в начальных классах по адаптированной образовательной программе с детьми, имеющими задержку психического развития. 

Затем продолжила работу учителем в коррекционном классе, совмещала преподавание с должностью логопеда. И в процессе работы я столкнулась с тем, что существует огромная, на мой взгляд, проблема – дети, имеющие задержку психического развития, очень слабо подготовлены к школе. По сути, такой целенаправленной подготовки нет вообще. Есть развивающие студии, развивающие центры, но там несколько другие цели и задачи. А подготовительные группы в обычных детских садах больше рассчитаны на дошколят, у которых нет особенностей в развитии, нет ЗПР.

– И вы решили открыть свою логопедическую студию, чтобы как‑то изменить ситуацию?

– Скажем так, увидев проблему изнутри, я решила попробовать выяснить – насколько эта проблема актуальна для самих родителей, воспитывающих особых малышей. И когда начала собирать информацию, то оказалось, что потребность в подобной помощи очень большая. Количество детей, имеющих особенности психического развития, растёт в Архангельской области год от года. Так, например, только на 1 января 2017 года детей дошкольного возраста с ЗПР было около 1500.

Живём мы на Севере. Своеобразие природно-климатических, экологических, медико-биологических и других факторов Северо-Запада формирует особенности воздействия на детский организм окружающей среды – у детей с ЗПР в экстремальных условиях снижаются физические, интеллектуальные и функциональные возможности организма. И всё это в комплексе приводит к тому, что они оказываются не готовы к усвоению школьной программы.

В апреле 2017 года появился наш проект «Логопедическая студия «5+5», который направлен на подготовку детей с ЗПР к школьному обучению. Мы нашли поддержку в министерстве экономического развития Архангельской области – проект принёс нам победу в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». А также нас поддержала Корпорация развития Архангельской области.

Можно сказать, что всё это и вдохновило на создание в Архангельске специализированного детского сада. Но такой детский сад – «большая дорога», которую ещё предстоит осилить. На данный момент мы хотели бы развить, продолжить то, что уже начали на базе логопедической студии – апробировать технологию обучения с особыми детьми, которая включает в себя творческие занятия, изучение окружающего мира, навыков письма, математического счёта. На развитие этого направления мы сейчас ведём сбор средств на краудфандинговой платформе planeta.ru. Сбор продлится до 31 марта.

– А сколько денег требуется?

– 90 тысяч рублей. В нашей студии сейчас занимаются семь детей и в отдельной группе ещё четыре ребёнка с ЗПР. Мы хотели бы, чтобы такую возможность имели бы и другие дети. Но отмечу, что ребят в особой группе не может быть сразу много, так как работа с ними индивидуальная и непростая.

– Заметен ли эффект от занятий у тех дошколят, которые уже занимаются в студии?

– Результаты, безусловно, есть. Но это, повторюсь, кропотливая работа, которая требует больших совместных усилий как педагогов, специалистов, родителей, так и самого ребёнка. Это дети с особым восприятием, и подготовка их к школе – тоже особая. В принципе, у таких ребят должен быть подготовительный класс по программе пятилетнего обучения, но в обычных образовательных учреждениях это не предусмотрено. И получается, что нулевой класс, который так нужен и который бы сгладил для них резкий переход к обучению в школе, просто отсутствует.

– Подготовительные занятия в специализированной группе уменьшат стрессовую нагрузку, когда ребёнок пойдёт в школу?

– Безусловно. Это позволит сделать адаптационный период более плавным. И даст ребёнку возможность почувствовать себя увереннее. Ведь если подготовка слабая, то первоклассник сталкивается со многими трудностями: не может усвоить программу наравне со всеми, терпит неудачу за неудачей, закрывается и ещё больше «отбрасывается» назад. Ему, действительно, очень тяжело. Адаптация к школе у него проходит сложнее и дольше. Ребёнок с трудом привыкает к незнакомой обстановке, к режиму дня, к своим новым обязанностям. И, конечно, это дополнительная нагрузка на его психику.

– Какие специалисты занимаются с детьми в вашей студии?

– Логопед, дефектолог. Все наши специалисты с высшим педагогическим образованием и имеют достаточный опыт работы с особыми детьми.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА