01.08.2017 13:54

Золотая медаль: пробу есть где ставить

В приёмной комиссии САФУ

Вчера абитуриенты во всех вузах страны узнали, стали ли они студентами

Это первые счастливчики, которым хватило баллов поступить на бюджетные места. Потом будет ещё вторая волна, когда станет ясно, какой вуз из пяти выберут те, у кого баллы это позволяют делать. И сейчас на счету каждый балл.

И снова возникли споры по поводу золотых медалей – бывает, что их получают выпускники, которые ЕГЭ сдали на балл, который равняется четвёркам и даже тройкам.

Но, тем не менее, на пробу их золотой медали это никак не сказывается. И при поступлении они получают преимущество в несколько баллов, а у многих вузов они достигают десяти. Но, поощрять ли медалистов и как, каждый вуз решает сам. Тем более, что число медалистов растёт – есть классы, где их количество доходит до десяти человек.

Возможны ли такие успехи в одном классе? Раньше, когда медаль имела твёрдый стандарт, медалистов на школу было один-два человека. Тогда в вузы их принимали или без экзаменов, или они сдавали один профильный экзамен.

Так какой смысл в золотой медали, если всё так размыто? А по государственному учебному стандарту знания учеников подтверждает ЕГЭ.

Сегодня мы даём три точки зрения по этому поводу – родителей, выпускников и учительницы.

_____________________________________________________

В российских учебных заведениях медали за прилежную учёбу начали выдавать ещё в XVII веке

В прошлом столетии медали несколько раз отменяли, потом снова вводили. Серьёзные споры по поводу золотых медалей возникли, когда в школах страны выпускники стали сдавать ЕГЭ. С 1 января 2014 года их отменили, но это решение вызвало большой резонанс, особенно возмутились родители выпускников, которые в том году должны были получить медали, и в мае того же года решением Госдумы их вернули.

Новая награда, медаль «За особые успехи в учении», вручается выпускникам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим только итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам. Получить медаль образца 2014 года стало несколько проще, чем золотую медаль старого образца.

______________________________________________

Ждём зачисления. Это своего рода аттракцион

Подать заявления, как разрешено, в пять вузов и на три факультета в каждом – то есть 15 вариантов могут сработать, а может не сработать ни один

Результаты первой волны зачисления будут известны 1 августа. Похоже, мой сын и все его болельщики – родители и друзья – вынуждены пережить вторую волну зачисления. И, очень возможно, потерпеть фиаско.

Первое, что я как мать поняла, болея за сына, что надо вдумчиво выбирать предметы ЕГЭ. Вот, к примеру, мы кроме профильной математики сдавами обществознание и английский. А вы знаете, что с этими предметами в питерских вузах очень малое количество бюджетных мест? В СПбГУ – большой университет, который окончили президент и премьер России – претендентов на место по гуманитарным специальностям: экономика, менеджмент – 35 человек на место, а на юриспруденцию со знанием законодательства КНР и, соответственно, китайского языка и того больше – за сорок человек. Между прочим, конкурс есть и на платные места. Как минимум один к двум. И это при плате за обучение триста тысяч рублей в год.

Конкурс в Спбгэу (бывший финэк) на гуманитарные специальности тоже будьте-нате. Судя по рейтинговым спискам, гарантированно могут рассчитывать на зачисление только те, у кого сумма баллов ЕГЭ по трём предметам не менее 250.

Интересно, что среди абитуриентов медалисты занимают как минимум десятую часть. Конечно, больше всех их в списках поступающих в большой университет Санкт-Петербурга. И там за медаль дают дополнительных 10 баллов. Видимо, предполагая в будущих студентах такое же прилежание, как и в недавних школьниках.

А вот в НИУ «Высшая школа экономики» отношение к медалям иное. Здесь за такую оценку школьного аттестата добавляют лишь три балла. Зато добавляют два-три балла за звание кандидата в мастера спорта и за мастера спорта. Плюс аж до десяти баллов за итоговое школьное сочинение. Подход, как у известного психолога Татьяны Черниговской, которая утверждает, что, выбирая себе команду, она бы не выбрала круглых отличников как главный критерий.

Валерия АЛЛОВА

******************************************

Зачем медаль, если есть ЕГЭ?

Мы опросили выпускников этого года и прошлых лет, чтобы узнать их мнение о роли золотой медали при поступлении в вуз

Надежда Жигулёва, золотая медалистка, студентка первого курса СпбГУ:

– Награждают за успешную учёбу, я не вижу здесь ничего нечестного. Ты стараешься, много работаешь в школе. Этот обычный выпускник мог вообще не ходить в школу, а ходить только по репетиторам. Это его выбор – не гнаться за тремя баллами. Другое дело, что многие несправедливо получают золотые медали, их вытягивают. Я бы сделала более строгой проверку медалистов.





Юлия Казаченко, золотая медалистка, студентка первого курса СпбГУ:

– Результаты ЕГЭ не должны влиять на получение медали. Это две разные системы. На результат ЕГЭ часто работают репетиторы, а отличный аттестат – это школьная заслуга. А для приёмной комиссии медаль – это сигнал о том, что человек старательный и образованный. И ещё, надо установить равные для всех вузов баллы за медали, так как условия её получения у всех одинаковые.





Владислав Красков, студент второго курса САФУ:

– На мой взгляд, в то время когда я учился, медаль во многих школах была больше нужна администрации школы, чем ученикам. В каждом классе выделялась пара-тройка учеников с хорошей дисциплиной и маломальским старанием. Школьники, кто старался в младших классах и начале среднего звена, далее без лишних трудностей получали свои пятёрки до 11 класса, прилагая сравнительно не так много усилий, как те же самые хорошисты. Балльно-рейтинговая система вынуждала школы выпускать энное количество медалистов. Ведётся соревнование между школами, не каждая школа скрупулёзна к качеству знаний: достаточно занимать место выше, чем школа неподалёку. Если медаль интересно получить не только будущему абитуриенту, но и школе, может быть, не стоит считать, что каждый медалист действительно получил знания, достойные этой медали, и не стоит оценивать как бонус медаль при поступлении?

Впрочем, если есть ЕГЭ – экзамен, который подводит итог, демонстрирует, как школьник смог за последние годы систематизировать свои знания и доказать их, то зачем бонусы? Если медалист хорошо учится, он напишет на 100. Если хорошист не старался 11 лет, как считают учителя, то он и напишет на 60–70.

Елизавета Артемьева, выпускница 21-й гимназии Архангельска:

– Нужно установить одинаковое для всех вузов количество баллов за медаль, но не по десять. Тогда у остальных вообще не останется шансов поступить на бюджет.







Юлия Черепанова, золотая медалистка, студентка первого курса СпбГУ:

– Медаль – это мотивация к учёбе и дальнейшему поступлению. Есть мотивация идти в престижный вуз и дополнительно получить баллы при поступлении за свои старания в школе.

Спрашивала Екатерина ЧЕРНАКОВА






*********************************************

Талантливый? Поддержим!

По данным приёмной комиссии САФУ имени Ломоносова, с начала приёмной кампании в университет обратилось более 5700 абитуриентов

На официальном сайте вуза опубликованы списки желающих учиться в САФУ, каждый абитуриент сам оценивает свои шансы и принимает решение по выбору направления подготовки. Оригиналы документов и согласие на зачисление должны быть предоставлены в университет не позднее 18 часов 1 августа.

Как сообщил ответственный секретарь приёмной комиссии САФУ Вячеслав Паршин, помимо представителей Архангельской области интерес к поступлению в вуз проявили жители Вологодской, Мурманской областей и Республики Коми. Всего документы на поступление в федеральный университет подали представители 50 субъектов Российской Федерации. Заявлений от иностранных граждан более 140. Это – Узбекистан, Туркмения, Таджикистан. Эта цифра и число стран будет расти, так как приём документов от иностранных абитуриентов в рамках квоты Правительства РФ продолжается до конца сентября.

В САФУ продолжает работу программа поддержки талантливых студентов «Первокурсник 5.0.» Поддержка по программе заключается в выплате повышенной академической стипендии для первокурсников, набравших высокие баллы по результатам ЕГЭ. Также на поддержку по программе претендуют участники Всероссийских и международных олимпиад, золотые и серебряные медалисты, обладатели диплома с отличием о среднем профессиональном образовании.

Юрий РЮМИН, пресс-служба САФУ. Фото автора

******************************************

с точки зрения педагога

«В нашем классе все медалисты – труженики»

В Котласской средней школе номер четыре в этом году в единственном выпускном классе – девять медалистов

Мы беседуем с Еленой Полуяновой, классным руководителем «золотого выпуска».

Елена Полуянова с сыном Елисеем, который в этом году закончил школу «Ксения» с золотой медалью.– Елена Геннадьевна, всё же девять медалистов – очень много. Вам так не кажется?

– Нет, не кажется. Медалей должно быть столько, сколько их заслуживают. Этот класс у нас очень сильный, ребята очень старались. А ведь так трудно два года подряд получать за полугодия и год одни пятёрки. Здесь нужна системная работа. Потом, они участвовали в олимпиадах, в различных конкурсах, спортивных состязаниях, работали на благо города. И кому‑то не дать медаль только потому, что и так их много? Это ведь несправедливо. Но зато на будущий год – в нашей школе не будет ни одного медалиста.

– А ваши «золотые выпускники» во время ЕГЭ подтвердили свои знания, хотя для получения медали это и не обязательно?

– Все наши медалисты получили очень высокие баллы – есть и стобалльники, но никто не сдал ни одного экзамена ниже 80 баллов, а это соответствует пятёрке. Так что наши медалисты без никаких натяжек. И они подали документы в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Обидно, что многие вузы для медалистов добавляют всего два-три балла, а где‑то вообще медаль не учитывают. И практически медалисты идут на общих основаниях.

– Тогда какой смысл было им так стараться? Чтобы получить эту медаль, которая даёт непонятные преимущества или не даёт вовсе?

– Смысл есть. Обычно золотые медалисты – труженики. Они привыкли работать системно, ставить цель и добиваться её. В жизни бывает по‑разному, но чаще они и в профессии добиваются успехов. Поэтому вузам стоит на них обращать внимание – это будут успешные и дисциплинированные студенты. И медаль тоже нужна в нашей системе образования – пусть это даже будет моральное поощрение. Но, если человек его заслуживает, надо, чтобы он его получил. Тогда у него крылья вырастают.

– Вы ведь как классный руководитель тоже приложили массу усилий, мотивируя учеников к системной работе, участию в олимпиадах, соревнованиях. Вам как педагогу, подготовившему такой сильный класс, предусмотрены какие‑то поощрения?

– За подготовку медалистов – нет. Может, добавят какой‑нибудь балл во время аттестации. Но это тоже на усмотрение комиссии.

– Тогда вам какой смысл стараться и готовить медалистов?

– И у меня есть смысл. Мне же радостно, что эти ребята смогут себя реализовать, добиться того, чего хотели. Такое у меня собственное прекрасное моральное поощрение…

Беседовала Ирина СОСНОВСКАЯ

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.