18.02.2021 10:00

Проблемы реализации мусорной реформы: площадкам временного накопления нужен владелец

Фото предоставлено «Экоинтегратором»

Почему муниципалитеты Поморья отказываются создавать места временного накопления мусора и каким требованиям они должны соответствовать

Архангельская область – самый крупный регион на северо-западе. По площади может вместить в себя третью самую крупную европейскую страну Францию. Вот только до европейской инфраструктуры нам ещё далеко: чем глубже в районы, тем меньше дорог. Сложная транспортная доступность стала серьёзным препятствием для реализации мусорной реформы в районах Поморья. Федеральный закон обязал регионального оператора обеспечить вывоз отходов из всех населённых пунктов, но прямая на карте и на местности – это совершенно разные расстояния.

За тридевять земель

Дмитрий Кузнецов– Охватив всю область, отработав первый год в регионе, мы увидели недоработки территориальной схемы, вскрылись все проблемы на местах, – рассказывает Дмитрий Кузнецов, генеральный директор регионального оператора ООО «Экоинтегратор». – Главное – это отсутствие контейнерных площадок и площадок временного накопления. Чёткого понятия последних в федеральном законодательстве нет. Те требования к площадкам временного накопления, что прописаны в нормативно-правовых актах, муниципалитеты понимают как требования к контейнерным площадкам. А в территориальной схеме предусмотрены некие пункты временного складирования отходов для труднодоступных территорий. Надо из посёлка вывезти мусор, а он находится за речкой и паром в период распутицы не работает. Куда мусор везти? В таких случаях необходимо создавать ПВН – площадки временного накопления ТКО, которые будут использоваться не более 11 месяцев, а затем, когда зимник появится или паром возобновит работу, всё накопленное ТКО будет перевозиться на полигоны.

Однако на деле региональный оператор столкнулся с проблемой – из предусмотренных территориальной схемой 52 пунктов временного складирования ТКО по факту работают только 28.

– В Шенкурском районе нет ПВН, возим за 200 км в Виноградовский район, – поясняет Дмитрий Кузнецов. – Няндомский район не создаёт ПВН в сельском поселении Шалакуша, возим из Шалакуши и окрестных деревень в Няндому. Плечо – более 300 километров. В посёлке Луковецкий Холмогорского района мусоровоз за день обработал контейнеры в посёлке и везёт собранный мусор в Архангельск за 200 километров. В Архангельске с островов вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется на архангельский полигон. Не будет ПВН, в период распутицы отходы вообще с острова не вывезти, а где оставлять – на контейнерных площадках? Поэтому сегодня очень важно определить статус площадок временного накопления, ответственного за их создание, содержание и, главное, определить источник финансирования. А сегодня источник финансирования ПВН не предусмотрен ни в тарифе регионального оператора, ни в бюджетах муниципалитетов, поэтому главы районов и поселений ПВН открывают неохотно, как, например, в Холмогорском районе. На месяц откроют, а затем продлевать надо. А это не позволяет на долгосрочную перспективу планировать транспортные расходы и логистику, потому что не понимаем, откроют или нет. И если не откроют, то куда повезём – за 200, 300 или 400 километров – за тридевять земель.

Отрегулировать спорные вопросы

Ещё в прошлом году о статусе площадок временного накопления заговорили с трибуны Архангельского областного Собрания депутатов. Вопрос был вынесен региональным оператором на координационный совет представительных органов муниципальных образований области. Больше всего глав районов и поселений волновало одно – на какие средства их создавать и содержать.

Виктор ЗаряПо словам Виктора Зари, председателя комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Архангельского областного Собрания депутатов, с учётом труднодоступных районов площадки временного накопления для нашей области необходимы.

– Но существующие требования и санитарные нормы к их строительству и содержанию не под силу нашим муниципальным образованиям в финансовом плане, – поясняет он. – Поэтому на ближайшей сессии Облсобрания мы планируем выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство. Необходимо чётко закрепить само понятие «площадка временного накопления» и сферы ответственности по их оборудованию, чтобы была возможность предусматривать софинансирование для их строительства. Потому как если у муниципалитетов денег нет, то и площадки нет, значит, мусор будет валяться.

Алексей КувакинАлексей Кувакин, заместитель председателя комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Архангельского областного Собрания депутатов, также считает, что площадки временного накопления с хранением ТКО до 11 месяцев однозначно нужны.

– Это показывает практика нашего региона и других регионов с большой протяжённостью, – говорит он. – Даже в Архангельске, например, есть остров Бревенник, где существуют проблемы с регулярностью вывоза отходов. Это связано и с ледоставом, и с неблагоприятной погодой. Но на сегодняшний день к этим площадкам предъявляются достаточно высокие требования. Помимо того что у них должно быть определённое покрытие, навес, они должны быть снабжены локальными очистными сооружениями. Кроме того, в законодательстве существуют так называемые «белые пятна», когда не зафиксирована ответственность за организацию таких площадок. Фактически в законодательстве указано, что их строительство лежит либо на муниципалитетах, либо на владельцах земельных участков, где они расположены. Но муниципалитеты на сегодняшний день, ссылаясь на другую нормативную базу, говорят, что к их обязанностям относятся только контейнерные площадки для сбора мусора, а площадки для накопления до 11 месяцев не входят в их юрисдикцию. Муниципалитеты можно понять. Дело в том, что строительство такой площадки стоит десятки миллионов рублей. И таких средств у них нет. Сегодня в нашем комитете мы обсуждаем инициативу внесения изменений в федеральное законодательство. В первую очередь необходимо закрепить, кто обязан строить и содержать такую площадку. И, соответственно, механизм выделения средств на их строительство. По мнению регоператора, нам необходимо порядка 60–65 таких площадок. По затратам это фактически 1,2 миллиарда рублей. И нужно вносить изменения в федеральное законодательство, чтобы в дальнейшем регионы могли выйти с предложением о включении работ по обустройству таких площадок в какие‑либо федеральные программы.

Леонид ТаскаевПо мнению областного депутата Леонида Таскаева, выходить с инициативой с поправками в федеральное законодательство – излишне.

– В первую очередь, такие площадки должны соответствовать требованиям к содержанию территорий муниципальных образований, – говорит он. – Потому что именно здесь осуществляется накопление отходов перед их транспортировкой на свалку. Важно понимать, что долговременное складирование отходов возможно исключительно на объектах размещения отходов. Требования к таким объектам установлены для всех этапов, начиная с определения места строительства на основе специальных исследований. Как бы эти объекты ни назывались, требования к их виду, содержанию и эксплуатации уже исчерпывающим образом представлены и в 89‑ФЗ, и в многочисленных СанПиН. Иными словами, все объекты в населённых пунктах только для временного накопления, а за границей МО – для постоянного размещения. Зачем здесь придумывать какие‑то сложности, лично мне непонятно.

По словам Дмитрия Кузнецова, если чётко на законодательном уровне не закрепить статус ПВН и не определить источник финансирования, то надзорные органы продолжат штрафовать как муниципалитеты, так и регионального оператора за ненадлежащее содержание объекта и размещение отходов.

– Поэтому сегодня крайне важно расставить все точки, – считает он. – В период распутицы без ПВН мусор из ряда посёлков вообще не вывезти, если не будет таких площадок, то все отходы останутся на контейнерных площадках. Например, на острове Бревенник. В период распутицы отходы поступают на ПВН, а потом их вывозят на архангельский полигон. В цифрах это более 250 тонн, или 1824 кубометра, мусора убрано с острова. Весь этот объём был накоплен сначала на ПВН. А если бы ПВН не было, отходы оставались бы на контейнерных площадках в посёлке, потому что на полигон вывезти с острова невозможно без парома.

Специалисты регоператора подчёркивают, что площадки временного накопления не должны быть свалками.

– Это должны быть перегрузочные объекты для размещения отходов не более 11 месяцев, – поясняет Дмитрий Кузнецов. – И создаваться они должны не на местах исторических свалок, куда десятилетиями свозили отходы. Потому как эти территории и их рекультивация – зона ответственности муниципалитета. Поэтому вопрос с ПВН надо решать комплексно, закладывая понятные источники финансирования и разграничивать сферу ответственности.

Напомним, что вчера в правительстве Архангельской области состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с накоплением твердых коммунальных отходов на территории региона и перспективами переработки накапливаемого мусора.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СМИРНОВА