14.11.2018 11:01

«Нет талонов к доктору? Это не проблема пациента»

Наталья Метелица и Владимир Богданов. Фото Артёма Келарева

В редакции «Правды Севера» прошла «прямая линия» по вопросам обязательного медицинского страхования

На звонки читателей отвечали Владимир Богданов, заместитель директора филиала ООО «Капитал Медицинское Страхование» в Архангельской области и Наталья Метелица, начальник отдела защиты прав застрахованных и информационного сопровождения ОМС филиала ООО «Капитал Медицинское страхование» в Архангельской области.

– Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если у меня бумажный полис ОМС старого образца, получил его в 2012 году, то где можно поменять такой полис на пластиковый?

– Полис ОМС у вас синего цвета, формата А5?

– Да.

– Дело в том, что этот медицинский полис бессрочный. Он действует на территории всей России.

– Не нужно его менять?

– Нет. Если полис ОМС порвался или стал ветхий, то вы можете обратиться в свою страховую компанию – номер телефона указан на обороте полиса ОМС. Можете поменять, но это будет обмен на тот же бумажный полис.

– А говорили ведь, что всех пациентов на «пластик» переведут.

– В Архангельской области около 50 процентов жителей, действительно, получили пластиковые полисы, но многие остались с такими же бумажными полисами ОМС, как у вас. Менять их, повторюсь, не надо. Кроме того, с 2014 года на территории Архангельской области введён временный запрет на выдачу полисов нового образца с электронным носителем, то есть пластиковых полисов. Медицинские организации региона пока технически не готовы для считывания информации о застрахованных лицах с пластиковых полисов. Сейчас территориальным фондом медицинского страхования проводится работа с тем, чтобы с января 2019 года ввести на территории области вновь пластиковые полисы. Но бумажный полис, повторюсь, бессрочный. Если вы всё‑таки хотите перейти на пластиковый, то советуем вам после новогодних праздников позвонить своему страховому представителю – телефон указан на полисе ОМС. И узнать, ввели ли на территории Архангельской области пластиковые полисы.

– «Прямая линия»? Добрый день! Увидела в Интернете информацию о том, что надо всем сменить медицинский полис до 1 ноября! Я опоздала! Что мне делать?

– Информация о замене полисов ОМС, на которую вы ссылаетесь, не соответствует действительности. Замене подлежат только очень старые полисы, такие жёлтые книжечки, которые можно поменять в течение года. Но полис ОМС, который был выдан после 2011 года, является действующим и бессрочным.

– Здравствуйте! Если у меня есть жалоба на качество медицинской помощи, то я могу обратиться не только в минздрав региона, но и в свою страховую компанию? Я застрахована у вас.

– Конечно. Это ваше право. В нашей компании есть квалифицированный штат врачей-экспертов, которые проведут все необходимые экспертизы. Если медицинская помощь оказана некачественно, то мы проведём проверку медицинской организации и восстановим ваши права.

У нас есть штат юристов, которые помогут составить исковые заявления в суды, чтобы вас защитить. Есть страховые представители, которые работают на всей территории области. В контакт-центре компании по телефону 20‑02‑71 есть возможность записаться к узким специалистам.

– Добрый день! Я застрахована в вашей компании. У меня медицинский полис ООО «РГС-Медицина». Но теперь вы ведь изменили название на ООО «Капитал Медицинское Страхование»?

– Совершенно верно. С ноября наша компания официально сменила наименование.

– А полис нам теперь менять надо? Название же другое!

– Нет, полисы ОМС менять не надо. Для наших застрахованных клиентов ничего не меняется. Но вы можете в частном порядке, чтобы не волноваться, подойти в офис компании и просто поставить штамп «Капитал Медицинское Страхование». Но полис у вас остаётся действующим в любом случае. И вы, как и раньше, можете получать по нему медицинскую помощь на всей территории РФ.

– Здравствуйте! Из округа Варавино-Фактория звоню. Я прикреплена к горбольнице № 4. Болею давно. Никак не могу получить талончик к гастроэнтерологу. Вынуждена была пойти платно, за полторы тысячи рублей…

– Гастроэнтеролог в вашей медицинской организации есть?

– Да. Но к ней не попасть! У терапевта талончиков нет, на портале самозаписи Zdrav29 тоже нет.

– Вы в свою страховую компанию, к страховым представителям обращались?

– Нет. Просто пошла на платный приём, и всё.

– Если возникает проблема по записи к узким специалистам, то с 2016 года страховые компании обязаны помогать своим застрахованным клиентам записываться к узким специалистам. По вашему запросу мы свяжемся с главным врачом и выясним, почему возникла такая проблема. Но вы также обращайте, пожалуйста, внимание на телефон страхового представителя, который указан на вашем полисе обязательного медицинского страхования. И если возникают подобные проблемы, то обязательно звоните, жалуйтесь в страховую компанию.

– Я должна ещё встать в очередь на квоту по замене коленных суставов. Мне предварительно назначили анализы по списку. Я могу сдать их бесплатно?

– Всё, что назначил лечащий врач для направления вас на высокотехнологичную помощь, это всё должно быть оказано бесплатно – по полису ОМС.

– Здравствуйте! Ребёнку необходима консультация ортодонта. Нас поставили на очередь в детской стоматологии на Приорова, но официально предложили талончик только через семь месяцев. Естественно, что ждать невозможно. Сходили, проконсультировались платно. Но сейчас ситуация повторяется, необходима вновь консультация. И опять мы в очереди… Есть какие‑то сроки, которые регламентируют нахождение в очереди у ортодонта?

– Сроки ожидания врачей-специалистов по программе госгарантий составляют 14 дней. Детских ортодонтов, действительно, очень мало в Архангельске, но ждать семь месяцев – это недопустимо. Проблему необходимо конкретно решать по вашему ребёнку, обязательно обратитесь к своему страховому представителю.

– «Прямая линия»? Подскажите, пожалуйста, как быть. Мне необходимо попасть к узкому специалисту, а у нас всё время либо «талончиков нет», либо специалиста нет. Имею ли я право, согласно своей медицинской страховке, в другую поликлинику обратиться? Ведь меня там могут просто не принять. Прикреплена к горбольнице № 4 Архангельска.

– Если вам отвечают, что «нет талончиков», то это не ваша проблема как пациента. Медицинскую помощь вы должны получить вовремя, в сроки, установленные программой государственных гарантий. Если специалиста в поликлинике нет, то ваша медицинская организация должна заключить договор с другой медицинской организацией, где есть такой специалист. И на основании этого договора направлять туда своих пациентов.

– То есть главврач должен позаботиться сам?

– Безусловно. Но если вы нуждаетесь в помощи какого‑то специалиста – не педиатра, не терапевта – то вы можете с полисом ОМС ведь и сами обратиться в любую медицинскую организацию. И вас должны принять. То есть специального «прикрепления», чтобы получить помощь врача-специалиста, не требуется.

– Даже без всякого направления принять должны?

– Да. Но если возникают проблемы подобного плана, то обращайтесь напрямую к страховым представителям, телефон указан на полисе ОМС.

– Здравствуйте! Я пенсионерка, лечусь в поликлинике № 1 Архангельска. Мне нужно пройти МРТ. Как долго ждать это обследование?

– Если у вас есть направление, то вас должны поставить на очередь и в течение 30 дней обследование провести. Если срок ожидания превышает месяц, то вы можете обратиться за помощью к своему страховому представителю. Вопрос будет решён.

– А если направления на МРТ у меня нет?

– Показание для такого обследования определяет лечащий врач.

– Не даёт врач направление, но и не видит причину моих болей. А у меня всё болит…

– Если лечащий врач не может сам вам поставить диагноз, то необходимо собрать консилиум или врачебную комиссию, где будут определены показания – требуется вам МРТ или нет.

В любом случае, действовать надо через своего лечащего врача и через своего страхового представителя. Всеми трудностями, которые возникают у пациентов, занимается страховой представитель. У каждой страховой компании есть контакт-центр, который работает круглосуточно. В нашей компании, например, штатные сотрудники работают с 9 до 17 часов, телефон 20‑02‑71. Затем телефон переключается на федеральный контакт-центр. Каждое обращение фиксируется и без внимания не остаётся.

– Добрый день. Хочу рассказать свою историю. У меня мама инвалид 1 группы, лежачая. Выписали её из больницы в июле с пролежнем пятки. Я обратилась в поликлинику № 2 на Северодвинской. Мне сказали, что хирург не может прийти и осмотреть пятку, поскольку все в отпусках. И работает только один доктор, что времени на лежачих больных у него нет. Я обратилась к заведующей. Мне пообещали решить проблему, но доктор не пришёл. Мама вновь поступила в больницу, но уже с некрозом пятки. Ей вырезали половину пятки…

– Терапевт приходил к вам домой?

– Да. Смотрел. Говорила: «Перевязывайте». Я перевязывала сама, но я же не медработник.

– Терапевт должен был заказать консультацию хирурга, и хирург должен был в течение двух недель осмотреть пациентку на дому. Это предусмотрено программой госгарантий. Вам надо написать письменное обращение в страховую медицинскую организацию, где вы застрахованы. Будет проведена целевая экспертиза качества оказания медицинской помощи.

– «Прямая линия»? У ребёнка частые носовые кровотечения. Понадобилась консультация гематолога. Три месяца мы ждали специалиста.

– По гематологу знаем проблему. Она, к сожалению, системная. Но сроки ожидания не должны длиться несколько месяцев. Это серьёзное нарушение ваших прав. Обязательно обратитесь к своему страховому представителю. Уверены, что срок ожидания после такого обращения значительно уменьшится.

– «Прямая линия»? Я хочу проконсультироваться: существуют ли какие‑то нормы, в течение какого срока мне должны, например, сделать УЗИ и прочие процедуры. Сколько ожидать?

– Все сроки оказания медицинской помощи чётко прописаны в программе государственных гарантий. Лабораторные исследования должны быть сделаны в течение 14 дней, консультации специалистов – в течение 14 дней. Запись к педиатру или терапевту – в течение суток. А сроки оказания МРТ – 30 дней.

– Здравствуйте! Сыну исполнилось летом 18 лет. Поступил сейчас учиться и уехал в другой город. В Архангельске будет только на каникулах. Как нам быть с прикреплением во взрослую поликлинику? Не пропадут ли его данные?

– Не пропадут. Но так как сын учится в другом городе, то есть смысл прикрепиться ему к поликлинике по месту учёбы.

– А что делать с медицинской картой тогда?

– Вы можете попросить сделать выписку из карты. А когда сын будет в Архангельске, то можете прийти в любую медицинскую организацию и написать заявление на имя главного врача о прикреплении к этой медицинской организации.

– Добрый день! У нас проблема – никак не можем с младшим сыном попасть на приём к стоматологу, в поликлинику на Приорова. Талонов нет! Предложили май месяц. Но сейчас ведь ноябрь… Какие‑то нормы ожидания есть?

– Ожидание приёма стоматолога – две недели. Советуем вам обратиться к своему страховому представителю, телефон указан на полисе ОМС, и проблема будет решена.

– Здравствуйте! Я временно переехала в Архангельск из Москвы. Там получила полис ОМС, который, как мне объяснили, действует на всей территории РФ. Когда возникла необходимость обратиться в поликлинику Архангельска, то столкнулась с проблемами. Хотелось бы уточнить, положена ли мне бесплатная медпомощь, если есть полис ОМС?

– По закону полис действует на всей территории РФ. Скорее всего, медицинская организация, в которую вы обратились, идёт по простому пути – раз есть свои страховые компании на территории области, то проще работать с ними, чем выставлять межтерриториальный расчёт в другую страховую компанию. Безусловно, это нарушение. Чтобы не возникали проблемы с оказанием медпомощи, вы можете обратиться в нашу страховую компанию: проспект Троицкий, 39, каб. 4, телефон контакт-центра 20-02-71. Мы вам поможем.

– Получается, что пока я проживаю в Архангельске, то должна получить ещё один медицинский полис?

– Нет. Полис менять не надо. Но вы можете временно поменять страховую компанию – на тот период, что планируете жить в Архангельске. Менять свою страховую компанию можно один раз в год – с 1 января по 1 ноября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ