18.08.2016 15:26

Музей, которому не находят места

Фото с сайта my-solovki.ru

В последнее время, когда речь идёт о Соловках, непременно вспоминают строящееся здание музея-заповедника, которое категорически не одобряет ЮНЕСКО. И обязательно добавляют определение: «скандальное».

Возникает вопрос: почему же оно стало скандальным, и что же с ним будет? И как так получилось, что это строительство стало возможным в принципе?

Что конкретно на Соловках охраняет ЮНЕСКО

Для начала ответим на этот вопрос, который многим, наверное, покажется риторическим. Понятное дело – комплекс Соловецкого монастыря. Конечно, это так. Но обратимся по этому поводу к первоисточнику – документам ЮНЕСКО.

Кстати, в этих документах можно найти образные, одухотворённые определения. Как это: «Миссия ЮНЕСКО 2013 года считает, что Соловецкий архипелаг представляет собой симбиоз культурного и природного наследий, ценностей, материальных и нематериальных. Это объединение формирует священный ландшафт, смысл которого вполне ясен: священная неделимая территория, которая на протяжении веков определяла вид всей территории острова».

И это не просто выразительный образ, – это формулировка из документа. То есть охраняется всё! А дальше следует и конкретизация: «Ансамбль Соловецкого монастыря, который является духовным центром системы; исторический посёлок Соловецкий, который включает в себя монастырский ансамбль».

В перечне всё, что есть на архипелаге, включая археологические следы, лагерные бараки, кладбища, дороги. Плюс пятимильная зона.

Хорошо ли это для нас? Безусловно, хорошо. Ведь речь идёт об охране. Что для нас из этого следует? Любой шаг, сделанный на этой неделимой и священной территории, мы обязаны согласовывать с ЮНЕСКО. Даже строительство сарая для дров, погреба или туалета в частном поселковом секторе.

Что духовно, то культурно

И кажется странным, что именно строительство здания музея-заповедника, который непосредственно подчиняется «национальному координатору деятельности по сохранности объекта», то есть министерству культуры РФ, вызвало столько споров.

Посмотрим, как развивались события. Проекту здания музея на Соловках положительную оценку дают российские эксперты. Оно проходит все экспертизы по российскому законодательству. Но не была сделана экспертиза ЮНЕСКО воздействия объекта на окружающую среду.

Миссия ЮНЕСКО 2013 года сообщила о своей озабоченности по поводу проекта этого строительства, полагая, что «это здание могло бы нарушить целостность центрального ансамбля объекта». Есть озабоченность и сомнения, но нет запрета.

А вот, что говорится в отчёте 2014 года: «… государство-участник информирует, что это здание находится на этапе сооружения, что вызывает отрицательную реакцию со стороны специалистов».

Заметим, что ЮНЕСКО информируют именно российские специалисты и требуют вмешательства. И, конечно, вмешательство последовало жёсткое. И кто же, прежде всего, подстегнул специалистов ЮНЕСКО? Это члены делегации Общест­венной палаты РФ, которые побывали на Соловках в 2014 году и выступили категорически против строительства здания музея на этом месте. А потом уже все вместе – и наши специалисты, и эксперты ЮНЕСКО – нашли столько «против» строительства, что, кажется, ни одному «за» никак не втиснуться.

Конечно, мнения специалистов важны. С ними нам, неспециалистам, невозможно спорить. Да и никто не собирается это делать.

Но я всё думала: почему у меня нет чувства, что здание музея диссонирует с монастырём? Может быть, потому, что есть убеждение – музей заслужил, чтобы находиться рядом с монастырскими стенами. Заслужил не в смысле бонуса или награды. Заслужил от слова «служение».

Диссонируют ли лагерные бараки с монастырским комплексом и окружающим миром? Ещё как! Но это если смотреть «холодным оком». Но мы же понимаем, как выстрадали те, кто жил в этих бараках, право их страшным жилищам находиться на святой соловецкой земле. Поэтому никому в голову не придёт, что они здесь диссонирующие.

Там – страдания, а здесь служение, в том числе во времена атеистической власти. Мирские подвижники, музейные работники сохраняли не только экспонаты, но и дух места. Ведь духовность и культурные ценности – понятия одного порядка. И неслучайно сейчас директором музея-заповедника является наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Так неужели музею место где‑то на выселках? Есть международные документы, а есть историческая правда, которая меняет многие устоявшиеся нормы. Ну я так думаю…

Когда диссонирует

Мы стояли на Монастырском причале вместе с представителями делегации Общественной палаты РФ уже нынешнего созыва, и кто‑то сказал: «Как облагородили здания на той стороне бухты. Просто кусочек Норвегии».

Но как обманчив внешний вид! Я как раз заходила в тот день в одно из этих зданий. Как там люди живут?! Условия можно определить одним словом «ужасные». Но ведь в глаза не бросается. И, значит, диссонанса нет?

Хотя именно это – настоящий диссонанс Соловков. Его, к примеру, чувствует Патриарх Кирилл, который сказал, что рядом с сияющим монастырём должен находиться уютный, удобный и красивый посёлок.

Это понимают и областные власти, и об этих проблемах говорят всем гостям архипелага, которые могут повлиять на их решение.

Противоречий много: наш градостроительный кодекс ни одного требования ЮНЕСКО не упоминает. Поэтому их требования для наших специалистов и контролирующих органов не существуют. А проблемы начинаются при согласованиях.

Сейчас заморожено строительство дома культуры – согласования идут два года. На прошедшую сессию ЮНЕСКО для согласования отправлены здания поселковой бани, снова же дома культуры, жилого дома, грузового причала, детсада, больницы, школы, делового центра – это здание, которое начинали строить при Анатолии Ефремове, другие объекты.

Согласование прошли баня и строительство коммунальных систем. Кстати, соловецкая баня вторая в мире, которая прошла экспертизу ЮНЕСКО. Такую экспертизу прошли ещё римские термы.

А что с остальными объектами? Надо искать решения и деньги.

Ещё одна проблема – строительство индивидуальное. Одна оценка воздействия на историческую и природную среду строения, возведённого в посёлке, стоит порядка двух миллионов рублей. Конечно, платит не собственник, а областной бюджет.

И всё же, при этом, на своём участке собственник может построить всё, что угодно – его право. Хоть личную «высотку». Это понимают в ЮНЕСКО, почему в их документах так много озабоченности возможной урбанизацией посёлка. Кстати, никто из жителей Соловков по поводу возведения личного дома, туалета или сарая в ЮНЕСКО не обращался. Хотя должны. Но как‑то строят же…

Правительство Архангельской области, чтобы разрешить эти проблемы в правовом порядке, а они общие для всех в стране, обратилось к председателю Верхней палаты Совета Федерации Валентине Матвиенко. Такое же обращение получили и члены Общественной палаты РФ.

Ещё в нашем законодательстве существует понятие «охранная зона», а в международном праве термин «буферная зона». Буферную зону эксперт ЮНЕСКО определяет сам. И она может не совпадать с охранной. И здесь тоже нужна синхронизация международного права с российскими законами. Кстати, об этом идёт речь и в документах ЮНЕСКО. И там тоже понимают, что изменения должны пройти на федеральном уровне.

Возникает вопрос: получаем ли мы какое‑то финансирование от ЮНЕСКО? Нет, для Соловков оно не предусмотрено.

Тогда ещё о деньгах. Вернёмся к строительству здания музея. На него уже потрачено порядка семисот миллионов рублей. Если будет принято решение о его сносе, потребуется полмиллиарда. Сколько жителей посёлка можно было бы переселить из трущоб?

И что тогда скажут люди? Такой диссонанс будет…

Кто за что отвечает на архипелаге

ЮНЕСКО одобрило подписание соглашения между пятью действующими лицами. Это те самые известные нам «пять ключей», которые работают совместно с областным агентством по развитию Соловков. Кстати, создание агентства ЮНЕСКО тоже посчитало позитивным шагом. И отметило улучшение координации действий всех «ключей», а также то, что «отношения между государством и Церковью улучшаются».

Роли Церкви и монастыря во всех документах уделяется большое значение, что естественно – ведь всё же благодаря монастырю и его деятельности была сформирована священная территория, которую теперь, в том числе, охраняет ЮНЕСКО.

И всё же один «ключ» выделяется особо: «Министерство культуры играет также в настоящее время роль национального координатора деятельности по сохранности объекта. Оно имеет все возможности с точки зрения его защиты государством».

То есть все согласования, связанные с изменениями на архипелаге, проходят именно через Минкульт РФ, которое потом отсылает документы уже в ЮНЕСКО. В том числе, и экспертные оценки строящихся объектов – будь то административное здание или сарай.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО