«Арктика» и авиаотряд: разбор полётов

29 мая 9:19 Транспорт
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники

Редакция «Правды Севера» попыталась разобраться в ситуации, сложившейся вокруг 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда и создания новой авиакомпании

Одной из значимых новостей Арктического форума в Санкт-Петербурге стало подписание соглашения между Поморьем и НАО о создании новой авиакомпании. «Арктикой» её назвали не случайно, поскольку она должна обеспечить перелёты северян в комфортных условиях в Заполярье и на Северо-Западе. Согласно планам властей, авиакомпания может быть сформирована на базе 2‑го Архангельского и Нарьян-Марского объединённых авиаотрядов. Уровень комфорта пассажиров было решено поднимать за счёт отечественных реактивных самолётов СуперДжет: сейчас находящееся в собственности региона архангельское предприятие использует исключительно винтовые самолёты и вертолёты.

Заявили об опасениях

Через месяц после оглашения планов создания межрегиональной авиакомпании 2‑й Архангельский объединённый авиаотряд провёл митинг. Сколько профессиональных авиаторов собралось у Соловецкого камня, понять было непросто, поскольку по традиции на митинг подтянулись политики и их соратники, не упускающие возможность заработать электоральные очки на популистских лозунгах.

Но было бы неправильно списывать волну недовольства только на политиков. Профсоюзы и лётчики заявили о своих опасениях. Откуда на предприятии появятся деньги для создания инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания СуперДжетов? Кто будет готовить персонал? Что будет с лётчиками после реорганизации? Зачем объединять авиакомпании? Очень много вопросов, связанных с СуперДжетом.

Владимир Заварухин– Отсутствует лётный и кабинный экипаж, технический персонал и техническая база, – заявил председатель профсоюза лётного состава 2‑го Архангельского авиаотряда Владимир Заварухин. – Для найма, обучения и подготовки специалистов, а также формирования инфраструктуры потребуются значительные финансовые вложения, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, привести к его банкротству.

Позже в Архангельском областном Собрании депутатов состоялся круглый стол, где гендиректор авиаотряда Юрий Давыдов и его коллеги вновь обозначили свою позицию. Представители предприятия говорят об отсутствии финансово-экономического обоснования проекта «Арктика» и опыта эксплуатации реактивных пассажирских самолётов. Сомневаются в рентабельности межрегиональных перевозок при сложившейся конкуренции со стороны других авиакомпаний.

«Никаких финансовых обременений»

За разъяснениями ситуации мы обратились к правительству Архангельской области и НАО. Как оказалось, пока речь идёт только о стратегическом планировании, а не конкретных действиях.

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов заявил, что никакой реорганизации 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда не предполагается.

Вадим Кривов– Компания «Арктика», как планируется, будет чем‑то вроде отдельного подразделения при авиаотряде. За её финансовое обеспечение будут отвечать Архангельская область и НАО, и именно на средства двух регионов планируется взять в лизинг новые самолёты. Для этого планируется набрать новый лётный и обслуживающий состав с опытом работы на воздушных судах такого класса, – говорит министр.

Авиаотряд продолжит выполнять все свои функции. Рассматривается возможность дальнейшего обновления парка воздушных судов архангельского предприятия – самолётов Л-410 и вертолётов Ми-8.

— Никаких финансовых обременений акционерному обществу никто не навязывает. Вероятнее всего, «Арктика» будет работать под сертификатом лётной годности нашего авиаотряда, хотя также рассматривается сценарий создания новой компании «с нуля» и получения независимого сертификата эксплуатанта. Новая компания создаётся для того, чтобы связать арктические территории. С созданием «Арктики» появится возможность чаще и больше летать в города Северо-Запада России, арктического региона и даже по южным направлениям, – заявил Кривов.

НАО проявляет интерес

Источник «ПС» в компании «Гражданские самолёты Сухого» подтвердил, что правительство области проявило заинтересованность в СуперДжетах. Проявляет интерес к этим самолётам и правительство НАО. На днях ситуацию прокомментировал в СМИ губернатор округа Александр Цыбульский. Дело вот в чём: авиакомпании, работающие на самых востребованных направлениях Нарьян-Мар – Москва и Нарьян-Мар – Архангельск, собираются менять «стареющие» боинги-737 на более новые и тяжёлые машины, которые не сможет принимать взлётно-посадочная полоса Нарьян-Мара. Столица НАО в таком случае, по выражению Цыбульского, может быть отрезана от большой земли.

В правительстве НАО говорят о существенных экономических и и эксплуатационных преимуществах СуперДжетов. У российского самолёта есть гарантийный срок – четыре года. Правительство РФ субсидирует лизинг отечественных самолётов: за каждый выплачивается субсидия в размере 139,98 миллиона рублей. То есть за три воздушных судна «Арктика» получит около 420 миллионов рублей.

Для каждого самолёта поставляются запчасти на сумму 115 миллионов рублей, авиакомпания обеспечивает софинансирование на уровне 10 процентов. Субсидируется подготовка лётчиков и региональные маршруты. Всё это должно способствовать снижению цены авиабилетов.

Если проводить определённые параллели, то тот, кто летает на Соловки из Васьково, знает, что цена вопроса сопоставима со стоимостью авиабилета в Западную Европу. При том что расстояние, скорость полёта, уровень комфорта – совершенно разные. Не будет лишним напомнить, что Васьково – основной инфраструктурный объект 2‑го Архангельского авиаотряда. Поэтому определённые перемены, вероятно, всё же назрели.

Нельзя обойти вниманием и то, что сейчас немало говорится о недавней трагедии в Шереметьево. Но чтобы не быть голословными, процитируем авторитетный «Коммерсант»: «…в уголовном деле о катастрофе самолёта SSJ 100 «Аэрофлота», жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов». К сожалению, от трагедий и инцидентов никто не застрахован, но не всегда причина в технике. Разве мало в последние годы было происшествий на Севере с Ан-2 и его модификациями?

На этапе обоснования

Власть объясняет смысл наметившихся перемен соображениями развития и модернизации. Согласно плану авиакомпания «Арктика» должна объединить несколько юрлиц, имеющих общую миссию и цели, но, цитируем, «ведущих раздельную финансово-хозяйственную деятельность». К тем услугам, которые оказывались предприятиями исторически, добавятся регулярные и чартерные рейсы из аэропорта Архангельска (Талаги) и Нарьян-Мара на новых отечественных самолётах.

Перед новой структурой ставится цель – получение прибыли. Но при этом предприятие должно выполнять важную социальную функцию. Убытки планируется покрывать за счёт субсидий, как федеральных, так и областных (выделяемых из двух региональных бюджетов – Архангельской области и НАО).

Стратегическим и финансовым партнёром авиакомпании выступит Ненецкая нефтяная компания, которая должна обеспечить финансирование проектов развития авиакомпании на первом этапе. Сейчас разрабатывается пятилетняя стратегия и план развития авиакомпании.

— Важно отметить, что никто не собирается начать летать уже завтра, – резюмирует министр транспорта Поморья Вадим Кривов. – Само собой, подробнейшим образом прорабатывается бизнес-план. Изначально мы планировали запуститься уже летом, но пока находимся только на этапе экономического обоснования проекта, и сроки запуска ещё обсуждаются. Региональное правительство внимательно следит за этим вопросом и контролирует ситуацию.

Виктор СЕМЁНОВ

Общество

16 сентября

Учас­ток улицы Розы Люк­сембург будет закрыт для дви­же­ния 17 сентября

16 сентября

Жилые дома в Архан­гель­ске начи­на­ют под­ключать к отоплению

16 сентября

Севе­ря­нам рас­ска­жут о кар­ди­ос­тиму­ля­то­рах

16 сентября

17 тысяч архан­гель­ских школь­ни­ков при­мут учас­тие в «Навы­ках XXI века»

13 сентября

«Перс­пе­ктивы, кото­рые появи­лись на гори­зон­те»

13 сентября

«Сде­ла­ем!» чисто

13 сентября

В Сию, в монас­тырь…

12 сентября

Пани­чес­кая ата­ка: кто на кого напал?

12 сентября

В Архан­гель­ской области объя­вили штор­мо­вое пре­дуп­режде­ние

11 сентября

В Архан­гельск – по Север­ному морс­ко­му пути

11 сентября

На Мар­гари­тин­ку прие­дут 300 про­из­води­те­лей из 30 регионов

11 сентября

День­ги – вмес­то земли

11 сентября

Пере­кры­тие улицы Розы Люк­сембург пере­нос­ит­ся на сле­ду­ющую неделю

11 сентября

На крыле «Бело­го лебедя»

Похожие материалы

16 сентября Общество

Учас­ток улицы Розы Люк­сембург будет закрыт для дви­же­ния 17 сентября

11 сентября Общество

Пере­кры­тие улицы Розы Люк­сембург пере­нос­ит­ся на сле­ду­ющую неделю

10 сентября Общество

В Архан­гель­ске из-за ремон­та пере­кроют учас­ток улицы Розы Люк­сембург

5 сентября Общество

В Архан­гель­ске измен­ит­ся схема дви­же­ния на пере­крестке про­спекта Ленинг­радс­кий и улицы Галушина

27 августа Общество

В нояб­ре из Архан­гель­ска в Мос­кву и Кар­пого­ры пой­дут допол­нитель­ные поезда

27 августа Общество

В Архан­гель­ске вре­мен­но измени­лась схема дви­же­ния автоб­ус­ных марш­ру­тов № 5, 75б и 75м

26 августа Общество

В дерев­не Лоп­шень­га нача­ли вос­ста­нав­ливать аэропорт

13 августа Общество

В Кар­гополь­ском райо­не нача­ли вос­ста­нав­ливать памят­ник дере­вян­ного зод­чества «Мост на реке Тих­мань­ге»

7 августа Общество

Новые доро­ги Поморья: качест­ве­нно, надёж­но, безопасно

31 июля Общество

Про­езд на рельсо­вом автобу­се от Архан­гель­ска до Севе­род­винска будет стоить 150 рублей

29 июля Общество

В Пинеж­ском райо­не ремон­тиру­ют мост через Шилегу

26 июля Общество

На День ВМФ в Архан­гель­ске пере­кроют нес­коль­ко улиц

24 июля Общество

Ленинг­радс­кий про­спект: ров­нее ровного