«Арктика» и авиаотряд: разбор полётов

29 мая 2019 9:19 Транспорт
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники

Редакция «Правды Севера» попыталась разобраться в ситуации, сложившейся вокруг 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда и создания новой авиакомпании

Одной из значимых новостей Арктического форума в Санкт-Петербурге стало подписание соглашения между Поморьем и НАО о создании новой авиакомпании. «Арктикой» её назвали не случайно, поскольку она должна обеспечить перелёты северян в комфортных условиях в Заполярье и на Северо-Западе. Согласно планам властей, авиакомпания может быть сформирована на базе 2‑го Архангельского и Нарьян-Марского объединённых авиаотрядов. Уровень комфорта пассажиров было решено поднимать за счёт отечественных реактивных самолётов СуперДжет: сейчас находящееся в собственности региона архангельское предприятие использует исключительно винтовые самолёты и вертолёты.

Заявили об опасениях

Через месяц после оглашения планов создания межрегиональной авиакомпании 2‑й Архангельский объединённый авиаотряд провёл митинг. Сколько профессиональных авиаторов собралось у Соловецкого камня, понять было непросто, поскольку по традиции на митинг подтянулись политики и их соратники, не упускающие возможность заработать электоральные очки на популистских лозунгах.

Но было бы неправильно списывать волну недовольства только на политиков. Профсоюзы и лётчики заявили о своих опасениях. Откуда на предприятии появятся деньги для создания инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания СуперДжетов? Кто будет готовить персонал? Что будет с лётчиками после реорганизации? Зачем объединять авиакомпании? Очень много вопросов, связанных с СуперДжетом.

Владимир Заварухин– Отсутствует лётный и кабинный экипаж, технический персонал и техническая база, – заявил председатель профсоюза лётного состава 2‑го Архангельского авиаотряда Владимир Заварухин. – Для найма, обучения и подготовки специалистов, а также формирования инфраструктуры потребуются значительные финансовые вложения, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, привести к его банкротству.

Позже в Архангельском областном Собрании депутатов состоялся круглый стол, где гендиректор авиаотряда Юрий Давыдов и его коллеги вновь обозначили свою позицию. Представители предприятия говорят об отсутствии финансово-экономического обоснования проекта «Арктика» и опыта эксплуатации реактивных пассажирских самолётов. Сомневаются в рентабельности межрегиональных перевозок при сложившейся конкуренции со стороны других авиакомпаний.

«Никаких финансовых обременений»

За разъяснениями ситуации мы обратились к правительству Архангельской области и НАО. Как оказалось, пока речь идёт только о стратегическом планировании, а не конкретных действиях.

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов заявил, что никакой реорганизации 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда не предполагается.

Вадим Кривов– Компания «Арктика», как планируется, будет чем‑то вроде отдельного подразделения при авиаотряде. За её финансовое обеспечение будут отвечать Архангельская область и НАО, и именно на средства двух регионов планируется взять в лизинг новые самолёты. Для этого планируется набрать новый лётный и обслуживающий состав с опытом работы на воздушных судах такого класса, – говорит министр.

Авиаотряд продолжит выполнять все свои функции. Рассматривается возможность дальнейшего обновления парка воздушных судов архангельского предприятия – самолётов Л-410 и вертолётов Ми-8.

— Никаких финансовых обременений акционерному обществу никто не навязывает. Вероятнее всего, «Арктика» будет работать под сертификатом лётной годности нашего авиаотряда, хотя также рассматривается сценарий создания новой компании «с нуля» и получения независимого сертификата эксплуатанта. Новая компания создаётся для того, чтобы связать арктические территории. С созданием «Арктики» появится возможность чаще и больше летать в города Северо-Запада России, арктического региона и даже по южным направлениям, – заявил Кривов.

НАО проявляет интерес

Источник «ПС» в компании «Гражданские самолёты Сухого» подтвердил, что правительство области проявило заинтересованность в СуперДжетах. Проявляет интерес к этим самолётам и правительство НАО. На днях ситуацию прокомментировал в СМИ губернатор округа Александр Цыбульский. Дело вот в чём: авиакомпании, работающие на самых востребованных направлениях Нарьян-Мар – Москва и Нарьян-Мар – Архангельск, собираются менять «стареющие» боинги-737 на более новые и тяжёлые машины, которые не сможет принимать взлётно-посадочная полоса Нарьян-Мара. Столица НАО в таком случае, по выражению Цыбульского, может быть отрезана от большой земли.

В правительстве НАО говорят о существенных экономических и и эксплуатационных преимуществах СуперДжетов. У российского самолёта есть гарантийный срок – четыре года. Правительство РФ субсидирует лизинг отечественных самолётов: за каждый выплачивается субсидия в размере 139,98 миллиона рублей. То есть за три воздушных судна «Арктика» получит около 420 миллионов рублей.

Для каждого самолёта поставляются запчасти на сумму 115 миллионов рублей, авиакомпания обеспечивает софинансирование на уровне 10 процентов. Субсидируется подготовка лётчиков и региональные маршруты. Всё это должно способствовать снижению цены авиабилетов.

Если проводить определённые параллели, то тот, кто летает на Соловки из Васьково, знает, что цена вопроса сопоставима со стоимостью авиабилета в Западную Европу. При том что расстояние, скорость полёта, уровень комфорта – совершенно разные. Не будет лишним напомнить, что Васьково – основной инфраструктурный объект 2‑го Архангельского авиаотряда. Поэтому определённые перемены, вероятно, всё же назрели.

Нельзя обойти вниманием и то, что сейчас немало говорится о недавней трагедии в Шереметьево. Но чтобы не быть голословными, процитируем авторитетный «Коммерсант»: «…в уголовном деле о катастрофе самолёта SSJ 100 «Аэрофлота», жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов». К сожалению, от трагедий и инцидентов никто не застрахован, но не всегда причина в технике. Разве мало в последние годы было происшествий на Севере с Ан-2 и его модификациями?

На этапе обоснования

Власть объясняет смысл наметившихся перемен соображениями развития и модернизации. Согласно плану авиакомпания «Арктика» должна объединить несколько юрлиц, имеющих общую миссию и цели, но, цитируем, «ведущих раздельную финансово-хозяйственную деятельность». К тем услугам, которые оказывались предприятиями исторически, добавятся регулярные и чартерные рейсы из аэропорта Архангельска (Талаги) и Нарьян-Мара на новых отечественных самолётах.

Перед новой структурой ставится цель – получение прибыли. Но при этом предприятие должно выполнять важную социальную функцию. Убытки планируется покрывать за счёт субсидий, как федеральных, так и областных (выделяемых из двух региональных бюджетов – Архангельской области и НАО).

Стратегическим и финансовым партнёром авиакомпании выступит Ненецкая нефтяная компания, которая должна обеспечить финансирование проектов развития авиакомпании на первом этапе. Сейчас разрабатывается пятилетняя стратегия и план развития авиакомпании.

— Важно отметить, что никто не собирается начать летать уже завтра, – резюмирует министр транспорта Поморья Вадим Кривов. – Само собой, подробнейшим образом прорабатывается бизнес-план. Изначально мы планировали запуститься уже летом, но пока находимся только на этапе экономического обоснования проекта, и сроки запуска ещё обсуждаются. Региональное правительство внимательно следит за этим вопросом и контролирует ситуацию.

Виктор СЕМЁНОВ

Общество

28 января

Заболе­ва­емость ОРВИ в Архан­гелсь­кой области ниже эпи­де­ми­чес­кого порога

28 января

В Архан­гель­ске вновь откры­ли дет­ский эпи­леп­толо­гич­ес­кий центр

28 января

В Архан­гель­ской области ищут родст­вен­ни­ков бой­ца, погиб­шего в 1943 году под Ленинг­ра­дом

28 января

В Поморье до конца фев­раля раз­реше­на охота на волков

27 января

В Архан­гель­ске нача­лось воз­веде­ние ново­го кор­пуса дет­ской област­ной больницы

27 января

За послед­ние сутки в Архан­гель­ской области выяв­лено 244 новых слу­чая COVID-19

27 января

В Вель­ске уста­но­вят под­вод­ную лодку и прев­ра­тят её в музей

27 января

Под­рос­ткам, спас­шим свер­стни­ка на озере под Новод­винс­ком, вру­чили награды

27 января

Роди­на Ломо­носо­ва: жить с ком­форт­ом, празд­но­вать – с душой

26 января

В Архан­гель­ской области ста­би­ли­зи­ру­ет­ся эпи­деми­оло­гич­ес­кая ситуация

26 января

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 января

26 января

Артём Архи­пов спра­вил новоселье

26 января

Выпуск­ни­ки школ 2021 года полу­чат аттеста­ты с QR-кодом

26 января

Школь­ни­ков, сту­ден­тов и педа­го­гов Поморья приг­лаша­ют на кон­курс «Луч­ший урок письма – 2021»

26 января

Опуб­лико­вана про­грамма кап­рем­он­та на 2021 год в Архан­гель­ской области

Похожие материалы

23 января Общество

На архан­гель­ском автоб­ус­ном марш­ру­те №33 ввели допол­нитель­ный утрен­ний рейс

19 января Общество

Содер­жать доро­ги в Архан­гель­ске будет Мезен­ское дорож­ное управле­ние

19 января Общество

«Архан­гель­скавто­дор» сооб­ща­ет о режиме рабо­ты ледо­вых пере­прав региона

14 января Общество

С нача­ла сен­тября «Орлан» пере­вёз более 18 тысяч пас­сажи­ров

10 января Общество

Архан­гель­ский автоб­ус­ный мар­шрут №11 возв­ра­ща­ет­ся к преж­ней схеме движения

30 декабря Общество

В ново­год­нюю ночь Севе­род­винс­кий мост откро­ют для про­ез­да транс­пор­та

30 декабря Общество

В Архан­гель­ске про­длили ограни­че­ние дви­же­ния транс­пор­та через Куз­неч­ев­ский мост

28 декабря Общество

До конца года в Архан­гель­ской области откро­ют две трети ледо­вых переправ

8 декабря Общество

На Солов­ках закон­чили реконст­рук­цию мест­но­го аэропорта

7 декабря Общество

В Архан­гель­ске из-за ремон­та пере­кроют часть Нагор­ной улицы

2 декабря Общество

В 2020 году Севе­род­винск пока­зал удар­ные темпы дорож­ного стро­итель­ства

1 декабря Общество

Бук­сир­ное сооб­ще­ние Архан­гель­ска с Реушень­гой органи­зу­ют с шес­того декабря

18 ноября Общество

Архан­гель­ский автоб­ус­ный мар­шрут №7 возв­ра­ща­ет­ся к преж­ней схеме движения