07.08.2017 11:55

Задачу мира четырёх веков решили россияне

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под чёрными парусами из пропитанных угольной пылью брезентов

Есть уникальные завоевания человечества. Они остаются вехами на его пути

Такими вехами стали и достижение Семёном Челюскиным самой северной точки материковой суши планеты 20 мая (по новому стилю) 1742 года, и запуск СССР 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли, и полёт 12 Александр Михайлович Сибиряков. (из книги Г.П.Аветисова «Имена на карте Арктики», СПб, 2009).апреля 1961 года первого в мире космонавта Юрия Гагарина… Но в этом ряду есть и достижения, не обнимаемые одним днём. О таком сегодня речь.

85 лет назад, 28 июля 1932 года, из Архангельска в арктический рейс вышел ледокольный пароход «Александр Сибиряков».

Экипажу поручалось за одну навигацию пройти вдоль северных берегов СССР в Тихий океан. Ему поручалось совершить то, что оказалось не по силам морякам северных стран за предыдущие 400 лет. И они прошли этот путь за два месяца и пять дней. Вот как это было.

Судно

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был построен в Глазго в 1909 году под именем «Bellaventure». Занимался звериными промыслами у Ньюфаундленда, а в ходе Первой мировой войны куплен Россией для нужд зимней навигации в Белом море и получил имя русского миллионера-золотопромышленника. Удивительно, но имя это сохранили и после Октября 1917 года.

Похоже, от переименования в советское время воздержались потому, что капиталистом Сибиряков был необычным. 850 тысяч рублей он пожертвовал на создание и содержание четырёх начальных училищ и на Высшее техническое училище, 12 тысяч – на устройство типографии газеты «Сибирь», больше 10 тысяч – на развитие Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, 10 тысяч выделил Академии наук на премии за работы по истории Сибири, учредил 10 именных стипендий слушательницам Высших женских курсов в Петербурге, много средств вложил в открытие Томского университета…

Но самым главным в меценатской деятельности Сибирякова было то, что он был ревностным сторонником освоения Северного морского пути и изучения возможностей вывоза продукции Сибири по рекам и через Ледовитый океан в Европу. На эти цели он тоже истратил немало средств. В частности, он субсидировал шведскую экспедицию Нильса Адольфа Эрика Норденшельда на «Веге», которая впервые в 1878–1879 годах (правда, с одной зимовкой) прошла из Европы в Тихий океан вдоль берегов Сибири.

Руководители

Возглавил поход «Александра Сибирякова» в 1932 году профессор Отто Юльевич Шмидт, в ту пору – директор Всесоюзного Арктического института, уже проведший успешные экспедиции в Арктику на ледокольном пароходе «Георгий Седов» в 1929 и 1930 годах.

Научной частью руководил профессор Владимир Юльевич Визе, В. Ю. Визе на борту «Сибирякова»участник экспедиции Георгия Седова 1912–1914 годов, а затем прославившийся руководством экспедицией на ледокольном пароходе «Малыгин» в 1928 году по спасению экипажа потерпевшего крушение дирижабля «Италия», и первым походом интуристов в Арктику в 1931 году и встречей с дирижаблем «Граф Цеппелин» в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа.

Судовой состав и экспедиция

Команда «Сибирякова» – 36 человек – в значительной части состояла из моряков-седовцев походов 1929–1930 годов. Вёл «Сибирякова» известный полярный капитан Владимир Иванович Воронин, с которым Шмидт дважды ходил на «Седове». Первым штурманом был Юрий Константинович Хлебников, старшим механиком – опытный Матвей Матвеевич Матвеев – «Матвей в кубе», как в шутку называли его моряки и за имя, фамилию, отчество, и за тучность, при которой он поражал удивительной лёгкостью движений.

Под началом Владимира Визе было девять учёных разных специальностей, что позволяло проводить широкий спектр комплексных попутных исследований.

В административно-хозяйственной и технической группе – семь человек – был уже всемирно известен радист-коротковолновик Эрнст Теодорович Кренкель. Зимуя в бухте Тихой на ЗФИ, он 12 января 1930 года обменялся сообщениями с американскими зимовщиками Ричарда Бэрда в Антарктиде, что зафиксировали как мировой рекорд дальности радиосвязи. Поэтому в 1931 году Кренкеля пригласили радистом в международную экспедицию в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин».

Недоумение может вызвать присутствие авиамеханика Игнатьева. Но по плану в походе должен был участвовать самолёт Иванова. Однако в полёте из Ленинграда в Архангельск из‑за поломки мотора он приводнился на реке Онеге. После ремонта лётчик пытался нагнать пароход в пути, но потерпел аварию в Белом море. Потеря ледового разведчика тяжело отразилась особенно на финальном отрезке похода. Но «безработным» авиамеханик Игнатьев не стал: авралов и дополнительных обязанностей с лихвой досталось каждому участнику экспедиции.

До бухты Провидения были взяты на борт и четыре пассажира, которым суждено было стать первыми пассажирами, доставленными судном из Европы на побережье Тихого океана Северным морским путём.

Условия похода от Северной Земли до Чукотки

На шестой день пути, 3 августа, «Сибиряков» достиг острова Диксон, где намечалось пополнить запас угля. Пароход с углём ещё не прибыл, поэтому провели научные исследования у острова Свердрупа. Покинув Диксон 11 августа, «Сибиряков» 13‑го прибыл к острову Домашнему, на котором базировалась четвёрка исследователей Северной Земли, высаженная «Седовым» в 1930 году. Начальник зимовки на Домашнем Георгий Алексеевич Ушаков вручил Шмидту карту архипелага, составленную Николаем Николаевичем Урванцевым по результатам двухлетних походов по нехоженой дотоле земле, рассказав, что севернее мыса Молотова (ныне Арктический) они видели большие пространства чистой воды.

На основе этих сведений руководители экспедиции на «Сибирякове», ранее намечавшие идти в море Лаптевых либо проливом Вилькицкого, либо Шокальского, решили войти в него, обогнув северную оконечность Северной Земли. Это было и первое использование только что составленной карты, и первое проникновение в море Лаптевых в обход Северной Земли с севера.

На широте 81º28´встретили непроходимый лёд. Выполнив в этих водах, никогда Дрейф «Сибирякова» с 18 сентября по 1 октября 1932 годаещё не посещавшихся человеком, научные наблюдения, двинулись вдоль восточных берегов Северной Земли. У входа в пролив Красной Армии 40 часов преодолевали пятимильное ледяное поле, толщина которого местами достигала полутора метров. Сдавая назад и ударяясь с разгона в льдину, продвигались на четверть корпуса (20 метров). Затем повторяли манёвр. Подрывы льда аммоналом оставляли круглые отверстия, но не давали трещин. У острова Большевик перемычки многолетних льдов тоже замедлили движение. На чистую воду вышли 22 августа у восточного входа в пролив Вилькицкого.

Обогнуть Новосибирские острова с севера помешали тяжёлые льды, поэтому взяли курс на устье Лены и в ночь на 27 августа вошли в бухту Тикси. «Сибиряков» стал первым в истории судном, прибывшем в Тикси из Архангельска. Здесь на него погрузили 250 тонн угля, добытого на правом берегу Лены в 320 километрах ниже Якутска.

30 августа с двумя колёсными речными пароходами на буксире, которые он взялся провести в Колыму, «Сибиряков» продолжил путь. Погода благоприятствовала буксировке, лишь 3 сентября стали встречаться отдельные льдины. Расставшись поздно вечером с речными пароходами, «Сибиряков» отдал якорь у мыса Северного, куда вскоре с востока подошёл ледорез «Литке», проводивший караван судов Северо-восточной экспедиции. Её начальник Николай Иванович Евгенов сообщил: «Один колонист, живущий недалеко от мыса Сердце-Камень уже почти 30 лет, утверждает, что столь неблагоприятного состояния льдов, как в этом году, ему ещё не приходилось наблюдать».

И действительно, восточнее меридиана 167º встретили торосистые льды, уходившие в глубину на четыре-пять метров. Чукчи с мыса Шмидта утверждали, что тяжёлые льды держатся здесь уже три года подряд, причём лето 1932 года они считали самым ледовитым из тех, что помнили старики.

Беды, подвиги, опыт, смекалка

Медленно, взрывая аммоналом лёд, «Сибиряков» 10 сентября подошёл к острову Колючину. Здесь в 1878 году вынуждена была зазимовать «Вега» Норденшельда. Чтобы поднять настроение команде, кинематографисты решили устроить концерт самодеятельности и отснять для истории эти зажигательные кадры. «Здесь таланты Феди Решетникова (будущий народный художник СССР) развернулись во всю ширь. Он выступал перед аппаратом, – писал Визе в книге «На «Сибирякове» в Тихий океан» (1934), – и с балалайкой, и с гитарой, и с флейтой, но эффективнее всего были, пожалуй, его плясовые номера. Впоследствии он повторил их на банкетах в Японии, где они вызвали шумное одобрение гейш».

В тот же день, 10 сентября, винт несколько раз ударился о большую льдину и судно сразу потеряло ход. Осмотр гребного винта показал: одна лопасть совершенно отсутствует, три остальные обломаны больше чем наполовину каждая. Шмидт рассчитал, что для ремонта винта без дока необходимо 400 тонн грузов из кормовой части судна переместить в носовую: корма поднимется над водой, что даст возможность заменить лопасти винта силами команды. Все пассажиры, экспедиция, команда были разделёны на бригады грузчиков и, часто меняясь и соревнуясь одна с другой, в ходе невиданного аврала они обеспечили ремонт винта. Потом был такой же аврал по возвращению грузов на место.

Вернув себе возможность хода, «Сибиряков», несмотря на сильную течь в носовой части, продолжал в тяжёлых условиях движение на восток. Но 18 сентября случилась, казалось, непоправимая беда, поставившая под угрозу срыва цель похода – обломался конец гребного вала и вместе с винтом ушёл на дно. Судно стало игрушкой ветров и течений. Но и в этих условиях не опускали рук. Когда стихия увлекала «Сибирякова» на запад, отдавали якоря. Когда ветер и движение льдов были для цели похода попутными, якоря поднимали и медленно дрейфовали на восток.

Воспользовавшись разрежением льдов и опытом капитана Воронина, немало ходившего в юности под парусами, из чёрных брезентов, на которые на палубу ссыпали запас угля, и шлюпочных парусов сшили паруса и с их помощью с 27 сентября стали продвигаться по разводьям со скоростью полмили в час. Когда судно упиралось в льдину, её взрывали; если аммонал не помогал, на неё заносили трос и при помощи паровой лебёдки льдину оттаскивали в сторону.Опыт, воля и изобретательность людей победили ледовую стихию. 1 октября в 14 часов 45 минут к северу от Берингова пролива «Сибиряков» под чёрными парусами пробился к чистой воде. С выхода из Архангельска прошло два месяца и пять дней!

Корреспондент «Правды Севера» на «Сибирякове»

Сознавая огромное значение предпринимаемого похода, в состав экспедиции включили трёх киноработников, двух художников, писателя, фотографа, корреспондента газеты «Известия ЦИК». Кроме них, поход на «Сибирякове» освещён в книгах Визе, в главах книг, статьях и корреспонденциях Шмидта и других учёных экспедиции. Но что особенно отрадно: на «Сибирякове» был и внештатный корреспондент «Правды Севера» – матрос Адаев. Маломощность и неразвитость сети радиостанций на побережье Ледовитого океана приводили к тому, что сообщения с «Сибирякова» достигали Москвы и Архангельска с огромным опозданием, так как принимались они случайно оказавшимися в зоне слышимости в Тихом океане торговыми и рыболовецкими судами СССР, а затем по цепочке передавались в СССР.

Так, на четвёртый день после успешного завершения похода, 4 октября, «Известия» под заголовком «Продвижение «Сибирякова» затрудняется» ещё публиковали радиограмму Шмидта от 27 сентября о том, что «Борьба «Сибирякова» со льдом с каждым днём становится труднее из‑за постоянного замерзания моря между большими льдинами». Заканчивалось сообщение тревожно: «Арктической комиссией предпринимаются меры к устранению нависшей угрозы зимовки во льдах «Сибирякова»…». 5 октября в «Известиях» о «Сибирякове» не было ни строки. И только на следующий день родственники и друзья участников экспедиции вздохнули с облегчением. 6 октября «Известия» на первой полосе в заметке «Сибиряков» вне опасности» сообщили: «ЛЕДОКОЛ «СИБИРЯКОВ» (молния от наш. спец. корр.). 1 октября подошли на парусах к Берингову проливу. Ледокол выбрался на чистую воду. Здесь мы встретились с траулером «Уссуриец», который взял нас на буксир. Бор. ГРОМОВ».

И «Правда Севера» тоже порадовала своих читателей 6 октября двумя краткими радиограммами:

(От нашего корреспондента). «СИБИРЯКОВ». Самостоятельно с помощью парусов вышли на чистую воду – Берингов пролив. АДАЕВ.

«СИБИРЯКОВ». Широта 66 град. 17 мин. долгота 169 град. 20 мин. Вышли под парусами на кромку льда. Подан буксир тральщику «Уссуриец». Капитан ВОРОНИН.

«Уссуриец» отбуксировал «Сибирякова» на ремонт в Иокогаму (Япония), откуда экспедиция через Владивосток отправилась в Москву. «Сибиряков» покинул Иокогаму 1 января и, обогнув Евразию с юга, прибыл в Мурманск 7 марта 1933 года. В порту приписки Архангельске легендарный пароход встречали 8 мая 1933 года после успешного участия в зверобойной кампании.

Значение экспедиции на «Сибирякове»

Главный вывод из успешного похода 1932 года «Александра Сибирякова» был тот, что Северный морской путь вдоль берегов СССР, омываемых морями Северного Ледовитого океана, может быть использован для регулярного практического мореплавания на всём протяжении.

По докладу Отто Юльевича Шмидта руководству страны 17 декабря 1932 года было принято постановление Совнаркома СССР о создании невиданного дотоле в мире ведомства – Главного управления Северного морского пути (сокращённо – Главсевморпути или ГУСМП), на которое возлагалась лаконично сформулированная задача: «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

Одна из последних радостей в жизни Александра Сибирякова

В конце 1932 года, через 53 года после успешного завершения похода Норденшельда, доживавший свой век в Ницце на пожизненную пенсию в 3000 крон, которую правительство… Швеции назначило ему ещё в 1921 году, Александр Михайлович Сибиряков (1849–1933) не мог не порадоваться, узнав, что судно его Родины, носящее его имя, ведомое его соотечественниками, впервые в мире выполнило задачу, над решением которой полярные мореходы многих стран бились больше 400 лет!

Дела Сибирякова на благо Отечества заслужили ему место не только в нашей благодарной памяти. Имя Александра Сибирякова надо присвоить одному из новых строящихся судов арктического плавания. Это будет и дань памяти его благодеяниям, и пример нынешним гражданам России.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Леонид БОЙКО, историк, действительный член Русского географического общества