28.11.2014 11:07

Сначала качество, потом – тарифы

А пока как сельди в бочке

В минувший понедельник в правительстве области заседал общественный совет по тарифам. Напомним, с момента его создания в 2010 году все важные тарифные решения принимаются только после обсуждения с общественниками в формате «круглого стола».

На этот раз речь шла о возможном повышении тарифов на проезд в архангельских автобусах. В областное агентство по тарифам и ценам обратились 14 из 32 перевозчиков, работающих на городских маршрутах, – мол, растут цены на обслуживание машин, на топливо, нет возможности повысить зарплаты водителям, оттого кадров катастрофически не хватает.

– Тариф нельзя рассматривать отдельно, – задал тон обсуждению руководитель агентства Виктор Иконников. – А нужно – каким образом изменение тарифа влияет на качество и организацию транспортного обслуживания.

И предложил вернуться к истории, когда ровно год назад принималось решение о повышении тарифов на проезд с 16 до 18 рублей. Тогда в агентстве по транспорту прошло совещание, в протоколе которого зафиксирован целый набор обещанных перевозчиками мероприятий по оптимизации транспортного обслуживания в областном центре. Так изменилось ли за год что-то к лучшему? Председатель областной ассоциации автотранспортников Александр Ситков (он же директор муниципального предприятия перевозчика) перечислил немногое: все автобусы оборудовали системой ГЛОНАСС, в отдельных предприятиях выдавали спецодежду, провели конкурс водительского мастерства...

Но ведь и тариф тогда подняли всего на два рубля, а не до 22 рублей, как просили перевозчики, а потому, уверен Александр Викторович, на качество то есть безопасность, вежливое отношение к пассажирам, регулярность выхода, в том числе в вечернее время, – просто нет средств.

Об улучшении качества действительно не может быть и речи, и это подтверждают представители ГИБДД, куда жалобы пассажиров городских автобусов «идут роем» – не довозят до остановки, самовольно изменяют маршрут, хамят, водители за рулем курят, громко и не всегда цензурно общаются по рации и мобильнику.

Но перевозчики стоят на своем: цены на запчасти, газ-бензин выросли на десятки процентов, не хватает как минимум 200 водителей, и может так случиться, что однажды транспорт просто не выйдет на улицы.

В ответ на такой шантаж общественники молчать не стали. Председатель областной организации ветеранов Александр Андреев тут же заявил, что если тариф все-таки повысят до 24 рублей, как того просят перевозчики, то на улицы выйдут с протестом ветераны.

Действительно, в документах, представленных перевозчиками в агентство по тарифам и ценам, фигурируют такие цифры: при себестоимости поездки от 20 до 43 рублей (на разных маршрутах), чтобы не работать себе в убыток, тариф должен составлять 22 – 30 рублей. Однако специалисты агентства получили другой итог: при заложенной минимальной зарплате водителей в 22 тысячи рублей (не самая, кстати, маленькая по городу!) средняя себестоимость поездки должна составлять 17 рублей с копейками.

Начальник отдела транспорта мэрии Архангельска Андрей Попов напомнил, что тариф можно поднять, не повышая цену билета, а заложив в бюджете дотацию, но тема дотации дальнейшего развития не получила.

Общественники дружно признали выкладки перевозчиков некорректными и недостаточными. Какова месячная выручка каждого автобусовладельца? Сколько налогов заплатили перевозчики? Как определялся коэффициент наполняемости автобуса? А в убытки просто не поверили: если говорить о перевозках как о бизнесе, он по определению убыточным быть не может. Как же частники до сих пор работают?

Попытались обсудить и еще один больной вопрос – нелегалов. Точнее, предпринимателей, получивших лицензию на перевозку пассажиров, но не заключивших с мэрией договор. А значит, их невозможно контролировать, требовать соблюдать график и т.д. А ведь они, можно сказать, забирают часть выручки у «легальных» перевозчиков. Можно попробовать бороться с ними, например, с помощью электронных билетов, а можно – через внесение изменений в законодательство, но это, по-видимому, предмет отдельного разговора.

Подводя итог заседания, Виктор Иконников отметил низкую прозрачность в сфере транспорта и подчеркнул, что только при условии положительных изменений в качестве обслуживания можно повышать тариф.

– Надо менять схему транспортного обслуживания, оптимизировать маршруты. Ведь дело даже не в тарифе, а в организации перевозок, – сказал Виктор Михайлович.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила АСЮТЧЕНКО. Фото автора.