Еще в середине октября на заседании Генсовета Федерации независимых профсоюзов России министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что северные коэффициенты в том виде, в котором они сейчас существуют, себя изжили.
«Если работодатель в Магадане платит работнику достойную зарплату, почему он должен вычленять из этой суммы надбавку, отдельной строкой ее прописывать? Это лишняя нагрузка на бухгалтерию», – цитирует «Российская газета» министра.
По мнению Топилина, необходимо каким-то другим образом учитывать особенности условий работы в районах Крайнего Севера, та как принципы начисления зарплаты давно поменялись, и работодатель, как правило, назначает работнику конкретную сумму, в которую уже все включено, в том числе и северная надбавка. И получается, что северная надбавка – это лишь формальность. Так неужели северные коэффициенты и надбавки, которые сейчас хоть как-то скрашивают нелегкую жизнь северян, отменят? Разговоры об этом не утихают уже вторую неделю. За комментарием мы обратились сразу к нескольким экспертам. В том числе, к депутату Госдумы от Архангельской области Ольге Епифановой:
– Градус обсуждения, как мне кажется, повысился из-за того, что 15 октября в Госдуму был внесен правительственный законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», – сказала Епифанова. – Законопроект разработан в связи с тем, что в сентябре президент поручил ускорить разработку перечня территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, потому что бюджетный Фонд развития Дальнего Востока, созданный два года назад, не работает.
Речь в законопроекте идет о развитии дальневосточных территорий по примеру наиболее успешных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Созданные там особые территории действуют на основании отдельного правового акта, там другие правила регулирования в сфере земельных отношений, предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов и так далее. Поскольку эти режимы не предусматривают «северных льгот», то, как я понимаю, это и явилось причиной озабоченности. Уже сейчас ясно, что к законопроекту будет масса вопросов в процессе его подготовки к первому чтению и дальнейшему рассмотрению в Госдуме. Если закон будет принят, то в течение трех лет со дня вступления его в силу территории опережающего развития могут создаваться на Дальнем Востоке. И только по истечении этого срока – на территориях и других субъектов РФ.
При обсуждении законопроекта правительство должно убедить депутатов, что такой путь на благо жителям дальневосточного региона, а последующая трехгодичная практика должна доказать правильность принятых решений. После этого руководители других субъектов РФ могут воспользоваться этим законом для использования у себя. Разумеется, с учетом мнения своих жителей.
Попутно замечу, что мы считаем несправедливым, что по выходе на заслуженный отдых жители северных регионов теряют свои региональные коэффициенты. В итоге пенсия северян оказывается порой настолько маленькой, что приближается к квартплате, которая по-прежнему является необоснованно высокой. В связи с этим в нашей фракции подготовлен законопроект о введении надбавок к пенсиям граждан, проживающим на Севере. Он будет внесен в ближайшее время, – резюмировала Епифанова.
Виктор Казаринов, председатель комитета Архангельского областного Собрания по экономической политике и предпринимательству, тоже высказал свое мнение по этому вопросу:
– Если государству нужно, чтобы люди жили на территориях с неблагоприятным климатом, это должно каким-то образом стимулироваться. В советское время это успешно работало, вот почему, например, в Северодвинске, несмотря на то, что он находится на одной широте с Архангельском, районный коэффициент всегда был больше – государство стремилось привлечь работников, и туда действительно ехали со всей страны. Но сейчас ситуация поменялась – за задачи государства платят экономические субъекты, и получается, что весь частный и государственный бизнес, существующий в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, оказывается в неравных условиях с другими предприятиями, в том числе из той же Вологодской области, которая совсем рядом с нами. Вот эту ситуацию, я считаю, нужно менять, чтобы хозяйствующие субъекты находились хотя бы в более-менее равных экономических условиях. В более-менее, потому что зарплату северянам все равно придется платить выше, ведь жить на Севере объективно дороже.
На прошлой неделе вопрос о «северных» в этом ключе обсуждался на совещании при уполномоченном по защите прав предпринимателей при губернаторе, и я задавал вопрос руководителю регионального управления ФАС – не является ли существующее положение дискриминацией хозяйствующих субъектов? Он ответил, что вопрос неоднозначный. Поэтому сейчас мы готовим соответствующий запрос в ФАС от областного Собрания.
Что касается конкретных льгот, по моему мнению, льготы в виде надбавок к зарплате действительно нужно убирать. Сегодня это уже анахронизм, лишняя сложность для бухгалтерии. Другое дело – льготы в виде более продолжительного отпуска и компенсации стоимости проезда к месту отдыха. Их обязательно нужно сохранять. Но поскольку эти льготы вводятся решением государства, соответственно, государство должно компенсировать хозяйствующим субъектам связанные с этим издержки. Только тогда эти госгарантии действительно будут гарантиями.
– Вы говорите в большей степени об интересах бизнеса. А как насчет бюджетников?
– Вопрос неоднозначный. В коммерческой сфере размеры зарплаты определяются рыночными условиями, политикой предприятия и не изменятся, если «северные» убрать. А тут слагаемые зарплаты строго прописаны. Поэтому в отношении бюджетников нужно все детально проработать, возможно, сделать так, чтобы базовые тарифные ставки стали выше. Чтобы не получилось, что зарплата у людей снизилась. Иначе люди просто уедут из региона, ведь на сегодняшний день зарплаты в центральной полосе и так существенно выше.
Алла Собашникова, заместитель председателя федерации профсоюзов Архангельской области:
– Информацией о неком законопроекте, который отменяет «северные», федерация профсоюзов не обладает. Более того, мы заинтересовались, откуда пошел слух, и нашли источник – «Российскую газету» от 15 октября. Автор статьи ссылается на законопроект о территориях опережающего развития, но не поясняет, что это за территории. Мы нашли этот документ на портале, где размещаются все законопроекты, которые разрабатываются министерствами и ведомствами РФ и которые – что важно – еще не внесены на рассмотрение в Госдуму. Причем он не новый, еще 2012 года, касается только Дальнего Востока, об Архангельской области речи не идет.
Возможно, «вбросом» в СМИ этой информации власти пытаются проверить, как отреагирует население «северов» в целом на подобные изменения, ведь разговоры об отмене северных льгот, так или иначе, ведутся давно.
Павел Шевелев, министр труда, занятости и социального развития Архангельской области:
– Насколько нам известно, никаких официальных заявлений Минтруда по поводу отмены северных надбавок не было. Во всяком случае, в том виде, в каком это преподносится в средствах массовой информации спикерами различных политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Дискуссии на эту тему ведутся уже несколько лет, предложения высказываются разные, но обсуждаются формулировки, а не реальное уменьшение заработной платы на размер районного коэффициента. Как правило, работодатель назначает работнику конкретную сумму, в которую уже все включено. Кроме того, после запроса редакции мы обратились в Министерство труда и социальной защиты РФ. В департаменте комплексного анализа и прогнозирования нам сообщили, что по данному вопросу разработок законопроекта не ведется. Наоборот, на различных экспертных группах обсуждается, как поддержать северян.