Архангельский трамвай: Первые и последние годы главного транспорта областного центра

21 июля 8:57 80 лет Архангельской области Транспорт
Архангельский трамвай
Архангельский трамвай

Трамвай, несмотря на все бушевавшие революционные вихри, не закрывался в Архангельске с 1916 года ни на день. Любая власть, на каких бы штыках к нам она ни пришла, старалась трамвай, как стратегический вид транспорта, только развивать.

Следствием пристального внимания за городской электричкой стало то, то что достижения архангельских трамвайщиков были отмечены даже в рамках всей страны. Высокая оценка по организации трамвайного движения в Архангельске была дана на проходившей в Москве в декабре 1922 года Первой всероссийской трамвайной конференции.

Особенно на ней было отмечено, что «Архангельск является единственным городом в России, в котором трамвайное движение совершенно не прерывалось в годы революции, мировой и гражданской войн.»

На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения – например, в 1920 году он был одним из первых как по абсолютному числу перевезенных пассажиров, так и по числу поездок на одного жителя. На конференции был отмечен и тот факт, что в начале 20-х архангельский трамвай отличался дешевизной тарифов – они по сравнению с петроградскими и московскими были ниже в два-три раза.

Все вышеперечисленное позволило конференции констатировать, что «Архангельск по состоянию трамвайного хозяйства занимает одно из первых места в РСФСР».

Уничтожение

Городскую электричку уничтожали в столице Севера более двух лет. Вначале прицепились к Кузнечевскому мосту. Мол, за пятьдесят лет существования мост превратился в настолько хлипкую конструкцию, что такого тяжеловеса как трамвай он просто не выдержит. Движение через мост было закрыто в мае 2002 года. Причём закрыли не только первый, непосредственно проходивший по мосту маршрут, но и третий с четвёртым.

А их можно было оставить. Привязывать эти внутренние маршруты к мосту не имело никакого смысла – ездили же трамваи по Соломбале и до постройки Кузнечевской переправы в 1956 году. Главное, чтобы на главном острове Архангельска вновь появилось бы свое депо. Но мэрии, начавшей развивать сеть коммерческих «ПАЗиков», это было ни к чему. Представителям власти, владевшим значительной частью автобусных маршрутов, оказалось ненужным не только восстанавливать соломбальское депо, но и вообще сохранять трамвай как общественный транспорт.

3 февраля 2003 года мэрия Архангельска взялась за Троицкий проспект. На планёрке градоначальник лично вынес трамваю приговор. Последним днем существования трамвая на главной улице областного центра должно было стать 11 мая. Здесь городской электричке вменили в вину, в первую очередь, шум. И вообще, для бедного Троицкого проспекта он слишком громоздкий. Неуклюжие трамвайные конструкции своим весом и вибрацией перетирали асфальт главной магистрали Архангельска в труху. Терпеть временные неудобства северянам, как сообщала мэрия, придётся не более трёх месяцев. К сентябрю по обновлённому Троицкому проспекту непременно будут пущены троллейбусы. Для них уже закуплен подвижной состав и объявлены курсы по подготовке водителей.

К сожалению, столь масштабный проект оказался мэрии не по зубам. В сентябре 2003 года не то что троллейбус, обычный транспорт по проспекту мог пройти далеко не везде. Полноценно ремонт Троицкого не завершили в следующем году. Какие уж тут пуски троллейбусов.

Кроме того, вдруг выяснилось, что предполагаемый заменитель трамвая по главной городской улице просто не пройдет. Он по своим габаритам не влезет в самую узкую часть в конце проспекта, в промежутке между улицами Суворова и Гагарина.

Мэрия не обратила внимание на существовавший еще в советское время проект переноса трамвайногодвижения с Троицкого проспекта на проспект Ломоносова. В этом случае городская электричка перестала бы и шуметь под окнами мэрии, и в то же время имела бы все шансы на сохранение.

К сожалению, этого не случилось. В 2004 году закрылся последний бастион трамвайного движения – южный маршрут в жилой район Лесозавода №2.

В последние годы существования трамвайные вагоны превратились в инвалидов, еле ковыляющих по рельсам. С износом в семьдесят, а то и восемьдесят процентов особо не поездишь. Да и ездить городскому поезду оказалось не на что. 21 июля 2004 года в трамвайные провода перестал подаваться ток. Энергетики надеялись таким образом «выбить» с транспортников долг в 1,2 миллиона рублей. Эта запретительная мера оказалась в жизни архангельского трамвая последней.

Промучившись несколько месяцев в поисках возможного источника финансирования, Трамвайно-троллейбусное предприятие, владелец городского электротранспорта, в сентябре того же года объявило о полной остановке в Архангельске трамвайного движения.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

18 августа

Архан­гель­ский центр социаль­ной помощи семье и детям про­во­дит акцию «Ско­ро в школу»

17 августа

В честь 80-ле­тия Архан­гель­ской области в биб­ли­оте­ках прой­дет крае­вед­чес­кий дик­тант для всех желающих

17 августа

Экспе­ди­ция «Аркти­чес­кого пла­ву­че­го уни­вер­сите­та» нашла оста­тки базы Болдуина

17 августа

В Архан­гель­ской области рабо­та­ет горя­чая линия по воп­ро­сам «побо­ров» в шко­лах и детсадах

17 августа

Моло­дые севе­ряне заложи­ли кап­сулу вре­мени с послани­ем для ровес­ни­ков из 2067 года

17 августа

В зда­нии админ­ис­тра­ции Архан­гель­ска начал рабо­ту Центр муни­ципаль­ных услуг

17 августа

Архан­гель­ский Арбат ста­нет ком­форт­нее

17 августа

1 сен­тября архан­гель­ских сту­ден­тов ждет праздник

17 августа

«В нов­ей­шей исто­рии Солов­ков не было постро­ено ни одного дома»

16 августа

В Мезен­ском райо­не идут рабо­ты по очис­тке ручья Кузнецов

16 августа

В Онеж­ском райо­не завер­шился регио­наль­ный моло­дёж­ный форум «Коман­да 29»

16 августа

В горо­дах и посел­ках Архан­гель­ской области появят­ся тан­цеваль­ные сту­дии для пожилых

16 августа

Яхта «Апос­тол Андрей», искав­шая следы экспе­ди­ции Вла­ди­ми­ра Руса­нова, вер­нулась в Архан­гельск

16 августа

Влас­ти обе­ща­ют навес­ти поря­док с пере­воз­ками пас­сажи­ров в Архан­гель­ске

15 августа

За стро­итель­ством детс­ко­го сада в Тур­де­ев­ске можно будет наб­людать по Интернету

Похожие материалы

13 августа Культура

Петь нау­чилась «на скот­нем». И про­слави­лась на всю страну

27 июля Общество

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки

14 июля Из жизни

В Архан­гель­ской области впер­вые про­шел тур­нир косарей

14 июля Экономика

В Архан­гель­ской области ищут новые мес­тор­ож­де­ния алмазов

14 июля Общество

Рекор­ды и тра­ге­дия 30-х: нача­ло Архан­гель­ской области

13 июля Культура

В Вер­коле всех жела­ющих нау­чили бороть­ся со стрес­сом и кошмарами