21.07.2017 08:57

Архангельский трамвай: Первые и последние годы главного транспорта областного центра

Архангельский трамвай

Трамвай, несмотря на все бушевавшие революционные вихри, не закрывался в Архангельске с 1916 года ни на день. Любая власть, на каких бы штыках к нам она ни пришла, старалась трамвай, как стратегический вид транспорта, только развивать.

Следствием пристального внимания за городской электричкой стало то, то что достижения архангельских трамвайщиков были отмечены даже в рамках всей страны. Высокая оценка по организации трамвайного движения в Архангельске была дана на проходившей в Москве в декабре 1922 года Первой всероссийской трамвайной конференции.

Особенно на ней было отмечено, что «Архангельск является единственным городом в России, в котором трамвайное движение совершенно не прерывалось в годы революции, мировой и гражданской войн.»

На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения – например, в 1920 году он был одним из первых как по абсолютному числу перевезенных пассажиров, так и по числу поездок на одного жителя. На конференции был отмечен и тот факт, что в начале 20-х архангельский трамвай отличался дешевизной тарифов – они по сравнению с петроградскими и московскими были ниже в два-три раза.

Все вышеперечисленное позволило конференции констатировать, что «Архангельск по состоянию трамвайного хозяйства занимает одно из первых места в РСФСР».

Уничтожение

Городскую электричку уничтожали в столице Севера более двух лет. Вначале прицепились к Кузнечевскому мосту. Мол, за пятьдесят лет существования мост превратился в настолько хлипкую конструкцию, что такого тяжеловеса как трамвай он просто не выдержит. Движение через мост было закрыто в мае 2002 года. Причём закрыли не только первый, непосредственно проходивший по мосту маршрут, но и третий с четвёртым.

А их можно было оставить. Привязывать эти внутренние маршруты к мосту не имело никакого смысла – ездили же трамваи по Соломбале и до постройки Кузнечевской переправы в 1956 году. Главное, чтобы на главном острове Архангельска вновь появилось бы свое депо. Но мэрии, начавшей развивать сеть коммерческих «ПАЗиков», это было ни к чему. Представителям власти, владевшим значительной частью автобусных маршрутов, оказалось ненужным не только восстанавливать соломбальское депо, но и вообще сохранять трамвай как общественный транспорт.

3 февраля 2003 года мэрия Архангельска взялась за Троицкий проспект. На планёрке градоначальник лично вынес трамваю приговор. Последним днем существования трамвая на главной улице областного центра должно было стать 11 мая. Здесь городской электричке вменили в вину, в первую очередь, шум. И вообще, для бедного Троицкого проспекта он слишком громоздкий. Неуклюжие трамвайные конструкции своим весом и вибрацией перетирали асфальт главной магистрали Архангельска в труху. Терпеть временные неудобства северянам, как сообщала мэрия, придётся не более трёх месяцев. К сентябрю по обновлённому Троицкому проспекту непременно будут пущены троллейбусы. Для них уже закуплен подвижной состав и объявлены курсы по подготовке водителей.

К сожалению, столь масштабный проект оказался мэрии не по зубам. В сентябре 2003 года не то что троллейбус, обычный транспорт по проспекту мог пройти далеко не везде. Полноценно ремонт Троицкого не завершили в следующем году. Какие уж тут пуски троллейбусов.

Кроме того, вдруг выяснилось, что предполагаемый заменитель трамвая по главной городской улице просто не пройдет. Он по своим габаритам не влезет в самую узкую часть в конце проспекта, в промежутке между улицами Суворова и Гагарина.

Мэрия не обратила внимание на существовавший еще в советское время проект переноса трамвайногодвижения с Троицкого проспекта на проспект Ломоносова. В этом случае городская электричка перестала бы и шуметь под окнами мэрии, и в то же время имела бы все шансы на сохранение.

К сожалению, этого не случилось. В 2004 году закрылся последний бастион трамвайного движения – южный маршрут в жилой район Лесозавода №2.

В последние годы существования трамвайные вагоны превратились в инвалидов, еле ковыляющих по рельсам. С износом в семьдесят, а то и восемьдесят процентов особо не поездишь. Да и ездить городскому поезду оказалось не на что. 21 июля 2004 года в трамвайные провода перестал подаваться ток. Энергетики надеялись таким образом «выбить» с транспортников долг в 1,2 миллиона рублей. Эта запретительная мера оказалась в жизни архангельского трамвая последней.

Промучившись несколько месяцев в поисках возможного источника финансирования, Трамвайно-троллейбусное предприятие, владелец городского электротранспорта, в сентябре того же года объявило о полной остановке в Архангельске трамвайного движения.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея