21.09.2018 09:41

«Не хочу учиться!»

«Не хочу учиться!»

Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, а ваш ребёнок уже отказывается идти в школу? Период «привыкания» затягивается, и желание учиться уменьшается с каждым днём? 

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе? Разбираемся вместе с педагогом-психологом Архангельского центра «Леда» Светланой Строкач

Осенняя неизбежность

– Проблема адаптации – одна из распространённых и постоянных проблем, с которой мы как психологи сталкиваемся ежегодно, – говорит Светлана Строкач. – Обращения от родителей обычно начинают поступать уже в конце сентября, начале октября: «Дочка устала учиться. Сын первоклассник отказывается ходить в школу. Слишком много уроков! Он ничего не успевает…»

Первая причина – нарушен режим. На каникулах, а летние каникулы особенно затяжные, требования к распорядку дня ослаблены – гуляем много, спим сколько хотим. И ребёнок к сентябрю просто не успевает настроиться на рабочий лад – «выход» в школу получается слишком резким. Но даже если мама с папой позаботились о том, чтобы скорректировать режим и минимизировать неудобства переходного периода – адаптация, как осенняя неизбежность, всё равно затронет каждого.

Причём для кого‑то этот период может растянуться и до зимы. Например, если ребёнок застенчив и малоподвижен. У детей, которые физически более крепкие и активные, адаптация проходит более спокойно и быстро – недели три.

Безусловно, тяжелее всего первоклассникам: новая обстановка, новые люди и новый, более жёсткий режим. Могут начаться капризы: «Не пойду в школу! Не хочу учиться!» Родителям важно помнить, что сделки: «Давай я куплю тебе подарок, и ты пойдёшь учиться» – недопустимы. Школа – среда, в которую ваш малыш попадает всерьёз и надолго. Это такое длительное путешествие, которое должно стать интересным. Привить интерес – задача родителей.

Поэтому требования родительские должны быть не жёсткими, но стабильными: учиться надо и это – без вариантов. Приучайте школьника сразу к самостоятельности. Помогайте, но не делайте домашнее задание вместо него. Даже если получилось криво и косо, хвалите за старание и усилие. На первых этапах школьной жизни, вообще, очень важно хвалить первоклассника за любые достижения.

Капризам не потакаем, но ребёнок в любом возрасте должен иметь возможность проявлять свои эмоции. Выясните, почему он реагирует именно так? И как можно быстрее, не усугубляя проблему, разберитесь в ситуации и помогите найти из неё выход.

Десять минут на разговоры – это правило

Обязательно интересуйтесь, чему новому ваш школьник сегодня научился? Что новое узнал? Десять или тридцать минут в день – пусть это будет только ваше с ребёнком время. Но общение не должно походить на допрос. Запоминайте имена и события, которые ваш ребёнок вам рассказывает – это поможет в дальнейшем поддерживать разговор. Простое правило – завтракайте и ужинайте без включённого телевизора, телефонов и других гаджетов. Общайтесь! Покажите пример и расскажите сами о том, как прошёл ваш день. Укрепляйте эмоциональную близость.

Важный момент – школа не должна полностью «поглощать» ребёнка. Определите часы для подготовки домашнего задания, для прогулок и помощи по дому. Режим не должен быть жёстким, но его надо обязательно придерживаться. Свободное время, в которое ребёнок может заняться тем, чем хочет – это тоже обязательное условие.

Играйте вместе в подвижные игры. Для первоклассника важно развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление. Но никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. И тем более не критикуйте, обесценивая его поступки и эмоции. Критика допустима, если она конструктивная и опирается на факты. Но, опять же, предложите свою поддержку. Никогда не унижайте своего ребёнка.

Адаптация – это ещё и смена стиля поведения. Допустим, дома у вас принято спокойное и свободное общение, а в школе всё более строго – правила жёстче. И когда учитель начинает, например, говорить строгим и громким голосом, то ребёнок воспринимает это сугубо на свой счёт и может даже начать бояться учителя. Здесь надо разобраться с мотивацией. Когда малыш пошёл в начальную школу, то его главная мотивация – порадовать родителей, бабушку, дедушку и учительницу. Он учится для родителей – и это нормально. В средней школе он учится ради учёбы и общения со сверстниками. В старших классах чаще учёба ради профессии.

Чтобы не нарушить мотивацию в самом начале, важно поддерживать авторитет учителя. Нельзя обесценивать: «Мария Ивановна ничего не понимает! Да, ты прав – она только кричать и умеет!» Не бойтесь контактировать с учителем напрямую. Скажите ребёнку: «Я обязательно позвоню, встречусь с Марией Ивановной, и мы всё вместе обсудим».

Когда кружки отменяются

Конечно, может случиться и так, что замечания, которые сыпятся на голову вашего школяра, действительно, неконструктивные. Личная неприязнь, к сожалению, встречается. Если вы не можете сами справиться с конфликтной ситуацией, то обращайтесь к специалистам. Главное – не игнорировать проблему. Занятия в школе, выполнение домашнего задания – это полноценный рабочий день. Между тем многие родители стараются «добавить в развитии», записывают ребёнка в различные кружки и секции. Причём сразу в несколько. Непомерная занятость может также спровоцировать стресс и нервные срывы. Для первоклассников я бы вообще не рекомендовала никаких дополнительных кружков. Возможно, класса со второго, а лучше с третьего – соразмерно с его силами и интересами.

Особое внимание – пятиклассникам. Меняется классный руководитель, появляются новые учителя и кабинетная система. Сложность связана ещё и с тем, что в средней школе пятиклассники вновь становятся младшими. А они уже считают себя взрослыми и ревностно к этому относятся. Добавляются и возрастные особенности, когда требуется больше общения с одноклассниками. Возможны конфликтные ситуации со сверстниками и с педагогами. Задача родителя – поддержать ребёнка. У него должно быть ощущение, что вы «не сдали» его, что верите ему. Но надо обязательно разобраться в ситуации. И выяснить, а что именно случилось? Не бойтесь вмешаться в ситуацию, если чувствуете, что ребёнок нуждается в вашей помощи. Не ждите, что конфликт «решится сам собой».

Сегодня многим детям ставят диагноз – гиперактивность. Иногда диагноз не выставлен, но синдром дефицита внимания присутствует. Такой ребёнок реагирует на любой раздражитель и моментально поворачивается. Ну не может он действовать по‑другому в силу своих особенностей. Чаще учителя не приемлют такое поведение и делают бесконечные замечания. Конечно, детей в классе много и ваш «не один такой», но постарайтесь всё‑таки решить проблему вместе с учителем путём диалога, объясните, какие личностные особенности есть у сына или дочки – не давайте педагогическому составу «заклёвывать» ребёнка.

Перегрузки, боязнь и нежелание идти в школу могут проявиться и со стороны соматического здоровья. Например, утром без видимой причины вдруг подскочила температура, заболел живот. Такие «сигналы» – не сбой иммунитета, а реакция на стресс. И если анализы в порядке, а «приступы» продолжаются, необходимо обратиться к психологу, чтобы проверить эмоциональный фон ребёнка. И самое главное – любите своих детей такими, какие они есть.

Телефон МБУ Центр «Леда» для записи на консультацию: (8182) 28‑64‑75

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ