21.06.2016 18:40

Марина Гордеева: Мы создаем инструменты и механизмы государственной и общественной поддержки детей

Марина Гордеева

Архангельск принимал участников пятой всероссийской встречи представителей городов – участников конкурса «Города для детей». 

О том, как прошло это событие, какими идеями и находками делились друг с другом его участники, а также о том, какие проекты реализует  организатор встречи – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, его руководитель Марина Владимировна Гордеева рассказала интернет-изданию «Правда Севера».

- Марина Владимировна,  фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был основан в 2008 году и на сегодняшний день он является одним из самых крупных организаций, которые поддерживают детей, заботятся о их положении в обществе. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о вашем фонде - чем он занимается и о его проектах.

- Наш фонд носит статус некоммерческой организации и  создан по указу президента.  Он финансируется из бюджета, и основная задача фонда - поддерживать на грантовой, конкурсной основе программы и проекты в регионах страны в сфере работы с детьми и семьями. Предмет нашего интереса это семейное благополучие, профилактика сиротства, помощь детям-сиротам,  семьи с детьми-инвалидами и поддержка и обеспечение равных прав и возможностей детям с инвалидностью, дети в конфликтах с законом, находящиеся на учете в органах внутренних дел, под следствием, отбывающие наказания и выходящие из мест отбывания наказания.  То есть поддержка конкретных программ, которые бы позволяли профилактировать неблагополучие и создавать благоприятные условия для развития и детей и семей.

- Ваш фонд работает на основе разработанных проектов….

- Мы объявляем конкурсы на лучшие  программы в регионах с финансированием 50% фонд, 50 %  регионы.  Мы поддерживаем проекты организаций и государственных и негосударственных, муниципальных образований и муниципальных организаций. Формируется программа или проект, который отвечает целеполаганию, поддерживаемому фондом, затем мы отбираем лучшие и объявляем конкурс.

 Нашими партнерами в данном случае выступает соцзащита, образование,  здравоохранение, органы внутренних дел, органы исполнения наказаний и, соответственно, учреждения, которые работают в этих сферах. Мы активно сотрудничаем с некоммерческими организациями, которые работают в этом поле, и развивают добровольческие инициативы. 

-  Основные участники это региональные власти и муниципалитеты. А вот в связи с тем, что страна у нас сейчас находится в непростых экономических условиях, идут секвестры бюджетов, чувствуете ли вы какое-то сокращение географии присутствия вашего фонда?

- Вы знаете, напротив. Ведь это дополнительный ресурс для территорий и муниципалитетов. Они видят в нашем фонде дополнительную поддержку в их деятельности в этой детской и семейной сфере.

-  9 и 10 июня в Архангельске проходила пятая уже всероссийская форум-встреча участников программы «Город для детей». Съехались более 40 муниципалитетов, представителей, и неслучайно я знаю что был выбран Архангельск. Но тем не менее, хотелось бы услышать от вас - почему было принято такое решение и что нового, интересного обсудили участники проекта в нашем городе?

- Мы в седьмой раз объявили конкурс муниципальных образований на реализацию действий в интересах семьи и детей. Каждый муниципалитет, и большой и малый,  по своему желанию может заявиться на  участие в конкурсе и присылает в начале года свои планы работы на год по разным направлениям. Разные были конкурсы - «Без жестокости к детям», конкурс посвященный теме поддержке детей-инвалидов, детей-сирот,  «Город детей - город семей». Акцент делается на поддержку семьи, семейного благополучия в муниципалитете.

Сотрудничая с тем или иным  городом,  мы видим,  насколько системно в городе стремятся решать детские вопросы. И для нас важно, чтобы города стремились к системной работе,  развивали деятельность в выбранном направлении, используя ресурсы различных организаций-партнеров, государственных и негосударственных,  привлекая некоммерческие организации, добровольческие инициативы.  

Архангельск с самого начала  нашей  конкурсной деятельности являлся активным участником.  Причем в разные годы завоевывал разные  места.

Кстати в 2014 году в Архангельске, мы проводили всероссийскую встречу, посвященную теме раннего вмешательства, ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

И работа  в Архангельске в этом направлении идет активная и целеустремленная.  Сегодня в правительстве России находятся на подписании государственная концепция развития ранней помощи. И в данном случае Архангельск выступил площадкой, которая обеспечила выработку общегосударственной стратегии в этом направлении. И надо сказать, что проведение этого семинара нас никак не разочаровало.

-  Кризис, который мы сейчас наблюдаем, он как-то сказывается на семьях, на детях, больше ли стало проблемных семей и больше ли детей оказались перед угрозой каких-то проблем?

- Конечно, семьи стали жить напряженнее. Хочу отметить, что социальные процессы имеют свою инерцию. Не бывает так – сегодня экономический кризис и сегодня же обвал. Сложная ситуация начала 2000-х годов была создана 90-ми годами. И не за один год. Потом ситуация выровнялась, стабилизировалась.

Полного и безмятежного счастья на земле никогда, наверное, не будет, но все-таки приемлемую планку социального благополучия надо держать. Если говорить об участии государства в жизни семей, то оно, если сравнивать с теми же 90-ми началом 2000-х,  конечно шире. Достаточно ли? Нет, конечно. Но сказать что хуже сегодня, чем было, невозможно. Хотя бы,  потому что деятельность многих служб, которые бывают полезны в разных жизненных семейных ситуациях, связанных с рождением ребенка-инвалида, с ранней помощью, с дошкольным воспитанием и инклюзивным образованием у вас поставлена может быть даже лучше, чем в ряде других территорий Российской Федерации. Я далека от мысли, что кризис не влияет на жизнь семей, но если говорить о социальных мерах поддержки,  то их меньше не становится.  

- В 2012 году был разработан  законопроект о социальном патронаже,  и он наделал достаточно много шума. Родительское сообщество волновалось, что с его принятием социальные структуры, органы соцопеки получат больше возможностей забрать ребенка из семьи в случае каких-то ЧП, если семья окажется в социально-опасном положении или ребенок окажется в сложной ситуации. Законопроект этот тогда не приняли. Приняли другой закон - об основах социального обслуживания в Российской федерации. В этом законопроекте опять же содержится похожий механизм,  только социально опасные условия названы кризисной ситуацией, а изъятие ребенка либо какие-то другие функции, которые семья не может в связи с этим выполнить, переведены на добровольные начала. Вот что это - какие-то попытки все-таки ввести ювенальную юстицию у нас или какой-то другой механизм?

- Это связано с реальной практикой, но что-то и надумано в этой ситуации.  Все-таки во всех документах и государственных и программах однозначно заявлен приоритет семейного воспитания. Найдите мне хоть один документ, где говорилось иное. Преимущество общественного воспитания над семейным, изъятие детей из семей при любой возможности – у нас нет этого. И, более того, вся система работы с сиротством переориентирована на нестационарные формы работы. Закрытие интернатов, выведение оттуда детей, перевод их в семьи или же в какие-то иные формы пребывания. Вся философия работы с сиротством изменилась. Всегда будут разные люди, специалисты, разные жизненные ситуации, которые будут содвигать нас предметно в каждом случае разбираться. На мой взгляд, сейчас выстраивается система уважительного отношения к семейным формам воспитания.

- Многие семьи, которые хотели бы усыновить детей, когда решаются на этот шаг, понимают, что это очень сложный процесс, что нужно собрать кучу справок, пройти миллион комиссий, и только потом, если их посчитают достойными, они получат право на усыновление. Многие, к сожалению, в процессе прохождения этого пути останавливается, бросают, говорят, это очень тяжело, сложно - очень много бюрократии. Уместен ли такой мощный фильтр между детьми и потенциально неадекватными людьми?

- Это  клише в определенном смысле и вы правы,  это может быть фильтром. Но я не считаю, что процедуры и требования в предоставлении определенных документов избыточны. Действительно, часть людей отказывается от намерений взять ребенка на воспитание, но,  не потому что им сложно справку взять. А потому что, начинают сомневаться в правильности выбранного пути. Скажем, привычная реакция - семья потеряла ребенка - хочу такого же взамен. Эта мотивация ложная. Она к успеху не приведет. Ты никогда не заменишь потерянного ребенка новым ребенком. Здесь другие чувства и другие ожидания должны быть. Они помогут справиться с трудностями. А трудностей  в воспитании и собственных детей и приемных немало. Они, может быть, немного иные, но они присутствуют. Поэтому не лишним является получить поддержку или же знания в школе приемных родителей.  Другое дело - как ведутся эти школы, сколь успешны те, кто делится опытом? Я полагаю, что те родители, которые уже прошли этот путь и чувствуют себя успешными в определенной степени, должны помогать тем, кто только этот путь начинает. Процент семей, которые готовы усыновить постоянен. И очень важно на этом пути помочь этим людям не только со сбором документов, но и определенной информацией, опытом, добрым советом и товарищеским участием.

-  Марина Владимировна, вы уже восемь лет возглавляете фонд, в самом названии которого скрывается уже высокая ответственность - фонд помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вот лично вы научились  справляться с это ответственностью?

-  Наша задача тонко чувствовать востребованные направления работы и проблемы на ранней стадии и вырабатывать систему решения, государственную политику. И мне кажется, что нам это более-менее удается. Взять,  к примеру,  пятилетней давности историю с сокращением содержания детей в интернатах учреждениях через программы по обучению замещающих родителей.  Наша задача - поддержать тех, кто в этом деле  на полшага впереди. С тем, чтобы создать ситуацию, которая позволила бы эти новые практики сделать  обязательными и присутствующими повсеместно. За эти годы государственный инструмент для работы получился грамотным и эффективным. Вот такие инструменты и механизмы для работы мы должны создавать. В этом мы видим наше предназначение. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.