Цифровые двойники в засаде

6 ноября 2019 15:44 Из газеты
Алексей Боровков. Фото автора
Алексей Боровков. Фото автора

Какие технологии готовы принципиально изменить отечественную экономику

Вэтом году 17‑й форум СМИ Северо-Запада проходил на базе Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. Мне посчастливилось встретиться с Алексеем Боровковым, проректором по перспективным проектам СпбПУ, руководителем Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».

Перед началом разговора Алексей Иванович протянул визитку, держа её двумя руками, и с поклоном. Объяснил, что так визитки подают китайцы, а встреча с ними как раз завершилась. На этой встрече речь шла о строительстве нового города в провинции Хэбэй, которая окружает Пекин. И он будет в три раза больше Нью-Йорка. Сами китайцы этот проект называют проектом тысячелетия. Его стоимость – триллион долларов, он уже всколыхнул инвесторов во всём мире и призван качественно изменить экономику Китая.

Почему‑то нет сомнений, что у китайских товарищей с городом будущего всё получится. А у нас есть шанс удержать свою экономику хотя бы на нынешнем уровне?

После встречи с Алексеем Ивановичем появилось чувство – есть. А сделать это способны новые технологии, но не те, о которых мы часто слышим. И это даже не развитие искусственного интеллекта, оказывается, он не так важен. Речь идёт о создании цифровых двойников. Почему же они так важны?

По определению Алексея Ивановича, мы подошли к «долине смерти» – это когда наработки советских учёных закончились, некоторые отрасли надо создавать заново, но для этого нет времени и мало средств. А ситуация такая, что создавать их надо на уровне самых передовых мировых технологий. Иначе нет смысла. Оказывается, это возможно как раз при помощи создания цифровых двойников.

Самый яркий пример – проект президентского лимузина «Кортеж». А именно Инжиниринговый центр, который возглавляет Алексей Боровков, спроектировал эту машину.

В нашей стране с автомобилестроением как‑то исторически не сложилось. А автомобиль предстояло построить на уровне самых высоких мировых стандартов. И специалисты главного исполнителя заказа, а это центральный институт автомобильной отрасли, обратились за помощью к весьма авторитетным консультантам – к фирме «Порше инжиниринг». А там удивились – у вас же есть свои специалисты, которые выполняют наши заказы. И назвали центр, которым руководит Алексей Боровков. К тому времени здесь для «Порше» разрабатывали кузова, подвески, трансмиссии…

Когда об этом узнали в правительстве России, тоже очень удивились – неужели у нас в стране есть инженеры такого уровня? В «Порше» дали наилучшие рекомендации. И в апреле 2014 года в Центре составили план-график проектирования лимузина, эскизный проект предложили сделать за три месяца, технический проект – за четыре. Ведущие эксперты авторынка называли сроки в десять раз дольше. Потому что задача стояла не просто создать автомобиль мирового уровня, а модульную платформу, на базе которой можно будет выпускать также седан, минивэн, внедорожник.

Но, как вспоминает Алексей Иванович, в успех почти никто не верил, что усложняло работу. Но именно тогда был создан уникальный для России бизнес-процесс с использованием цифровых двойников.

Суть в том, что обычно в нашей стране шла постепенная доводка новой машины через большое количество испытаний, если что‑то не получилось, возвращались на этап проектирования, вносили изменения в конструкцию, делали новые опытные образцы, снова выходили на испытания. Это очень долгий и дорогостоящий процесс.

А в Центре на базе цифровой платформы выстроили бизнес-процесс цифрового проектирования. А потом уже готовая машина проходила все натурные испытания с первого раза. Как пояснил Алексей Иванович, этот момент является ключевым для проектирования на современном мировом уровне. И здесь в успех тоже мало кто верил. Но 2 июня 2016 года седан проекта «Кортеж» был испытан на полигоне в Берлине и с первой же попытки получил высший балл. К такому показателю ни один российский автомобиль никогда раньше даже не приближался.

Для этого пришлось провести сотни тысяч виртуальных испытаний, смоделировать для цифровых двойников все возможные ситуации, которые могут в будущем случиться с автомобилем. Кроме того, был создан цифровой двойник не только автомобиля, но и всех производственных операций по его изготовлению – литья, сварки, сборки…

На заседании совета по модернизации экономики в июне 2016 года, где прозвучал доклад о цифровых двойниках, возник вопрос: а применима ли эта технология в других отраслях? И Центру было предложено подготовить мегапроект по распространению передовых технологий в других отраслях и компаниях России. Он уже создан и называется «Фабрика будущего».

Алексей Иванович объясняет, что разработка цифрового двойника начинается на старте проекта. Именно тогда отбирается лучший продукт на рынке и ставится задача превзойти его характеристики. Этому есть название – бенчмаркинг. Затем проходит большое количество виртуальных испытаний. В результате возникает несколько решений задачи. В этом случае один из цифровых двойников выводится на рынок. Алексей Боровков привёл слова декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который сказал, что таким образом формируется гарантированное, зарезервированное развитие, чем и определяется устойчивый рост компании, а шире – отрасли, страны.

Если вернуться к проекту «Кортеж», то он имеет следующее продолжение. Центр, которым руководит Алексей Боровков, подписал соглашение с КамАЗом на разработку универсальной модульной пассажирской платформы для автобусов, электробусов, троллейбусов с разными типами двигателей. Автобусы могут быть разных классов, любой из них должен легко собираться, как из конструктора ЛЕГО – в зависимости от пожеланий заказчика.

С успехом идёт разработка цифровых двойников для предприятий Росатома, нефтедобывающей отрасли, самолётостроения. И, как говорит Алексей Иванович, здесь не может быть озарения или порыва. Научные открытия происходят в зависимости от того, что требует экономика. Речь идёт не о единичных прорывных решениях, а о том, чтобы они стали системой. Только тогда можно поддерживать вот этот самый бенчмаркинг.

Благодаря цифровым двойникам продолжает работать газо- и нефтедобывающая отрасль. Ведь раньше здесь всё оборудование закупалось за рубежом, в создание своего, в принципе, средства не вкладывались. А зачем? Но пришли санкции, поставка оборудования прекратилась. Создать новую отрасль в «долине смерти» невозможно. Выручили цифровые двойники, созданные на базе лучших мировых продуктов. Они сейчас и работают в этой отрасли. По словам Алексея Ивановича, немало их «сидит в засаде» – те, которые превзошли мировые стандарты – ждут, когда их призовёт рынок.

Применение цифровых двойников особо актуально в космической отрасли. Ведь в современных условиях, когда нет ни времени, ни достаточных средств, российским конструкторам надо не просто создать новый космический корабль, а сделать его быстрее, дешевле и легче, чем у Илона Маска.

Но здесь важно не столько посмотреть в будущее, как оглянуться в прошлое – и оцифровать лабораторные и натурные эксперименты великих конструкторов советской поры. Одна из причин отсутствия новых космических разработок в России, по мнению Алексея Ивановича, состоит в том, что инженеры не используют в полной мере их опыт. А ведь в своё время на эти разработки были потрачены миллионы рублей, на них также работало огромное число лучших специалистов своего времени, которые его обгоняли. И этот потенциал до сих пор не использован – эти материалы так и остались секретными. В какой‑то степени о них тоже можно сказать, что они «сидят в засаде». И тут вызов Маску вполне может бросить Королёв, который тоже в «засаде»…

Да, и все эти разработки поддерживаются в рамках национальных проектов – так, что это уже стратегический выбор для развития экономики страны.

Светлана ЛОЙЧЕНКО

Общество

17 января

«Как выгод­нее купить квар­тиру: сове­ты экспе­ртов». Теле­ка­нал «Регион 29», 17 января, 19:50

15 января

В цен­тре Архан­гель­ска, в своей квар­тире, замер­за­ет тан­цор инклю­зив­ной груп­пы «Простор»

15 января

В Архан­гель­ской области приём заяв­ле­ний в пер­вые клас­сы школ нач­нётся с 1 апреля

15 января

В Архан­гель­ской области с 18 января начи­на­ет­ся мас­со­вая вак­цина­ция от COVID-19

15 января

Беседа с пси­хо­ло­гом: «Мама – это не ангел с меш­ком терпения»

15 января

В 2020 году в Архан­гель­ской области роди­лось более девя­ти тысяч детей

15 января

На Шиесе уско­рили темпы рекуль­тива­ци­он­ных работ

15 января

Заяв­ки на меж­дуна­род­ный кон­курс имени Льва Выготс­ко­го при­нима­ют­ся до 29 января

15 января

След­ст­вен­ный коми­тет РФ отмеча­ет десять лет со дня создания

14 января

Админ­ис­тра­ция Архан­гель­ска наз­вала неу­дов­летво­ритель­но рабо­та­ющие УК

14 января

Губер­на­тор Архан­гель­ской области про­вёл опе­рат­ив­ное сове­ща­ние по ситу­ации с ава­ри­ями на сетях ЖКХ

14 января

С нача­ла сен­тября «Орлан» пере­вёз более 18 тысяч пас­сажи­ров

14 января

Влас­ти Поморья обес­поко­ены воз­росш­им чис­лом быто­вых пожаров

14 января

В Сий­ской оби­тели не будет кре­щен­ских купаний

14 января

Экоак­тив­ис­ты ска­зали Шие­су: «Стоп!»

Похожие материалы

15 января Общество

След­ст­вен­ный коми­тет РФ отмеча­ет десять лет со дня создания

13 января Общество

Вик­тор Тол­ка­чёв: «Иног­да чувст­вую себя Дон Кихотом»

12 января Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 января

3 января Общество

Соба­ка, кото­рая никог­да не лает: исто­рия спа­се­ния без­дом­ной двор­няги, ради кото­рой объе­ди­ни­лись сотни людей

2 января Общество

Един­ст­вен­ный ребё­нок в Архан­гель­ской области с диаг­но­зом СМА уже сде­лал 175 шагов после укола Спинразы

1 января Общество

Таких людей боль­ше не оста­лось? Почему Архан­гельск до сих пор помнит главу горо­да, кото­рый зани­мал этот пост ещё в нача­ле про­шлого века

30 декабря Общество

Cемья новод­винц­ев Воро­тын­ских-Еро­фе­ев­ских стала боль­ше ровно в два раза

29 декабря Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 30 декабря

22 декабря Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 23 декабря

17 декабря Общество

Севе­род­винск-2020: глав­ные дос­тиже­ния горо­да в цифрах

17 декабря Общество

Письма от чита­те­лей: «Мама, а разве учи­тель так может?»

15 декабря Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 16 декабря

13 декабря Общество

В Архан­гель­ской области про­хо­дит дека­да, приу­роч­ен­ная к меж­дуна­род­ному дню инвалидов