06.11.2019 15:44

Цифровые двойники в засаде

Алексей Боровков. Фото автора

Какие технологии готовы принципиально изменить отечественную экономику

Вэтом году 17‑й форум СМИ Северо-Запада проходил на базе Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. Мне посчастливилось встретиться с Алексеем Боровковым, проректором по перспективным проектам СпбПУ, руководителем Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».

Перед началом разговора Алексей Иванович протянул визитку, держа её двумя руками, и с поклоном. Объяснил, что так визитки подают китайцы, а встреча с ними как раз завершилась. На этой встрече речь шла о строительстве нового города в провинции Хэбэй, которая окружает Пекин. И он будет в три раза больше Нью-Йорка. Сами китайцы этот проект называют проектом тысячелетия. Его стоимость – триллион долларов, он уже всколыхнул инвесторов во всём мире и призван качественно изменить экономику Китая.

Почему‑то нет сомнений, что у китайских товарищей с городом будущего всё получится. А у нас есть шанс удержать свою экономику хотя бы на нынешнем уровне?

После встречи с Алексеем Ивановичем появилось чувство – есть. А сделать это способны новые технологии, но не те, о которых мы часто слышим. И это даже не развитие искусственного интеллекта, оказывается, он не так важен. Речь идёт о создании цифровых двойников. Почему же они так важны?

По определению Алексея Ивановича, мы подошли к «долине смерти» – это когда наработки советских учёных закончились, некоторые отрасли надо создавать заново, но для этого нет времени и мало средств. А ситуация такая, что создавать их надо на уровне самых передовых мировых технологий. Иначе нет смысла. Оказывается, это возможно как раз при помощи создания цифровых двойников.

Самый яркий пример – проект президентского лимузина «Кортеж». А именно Инжиниринговый центр, который возглавляет Алексей Боровков, спроектировал эту машину.

В нашей стране с автомобилестроением как‑то исторически не сложилось. А автомобиль предстояло построить на уровне самых высоких мировых стандартов. И специалисты главного исполнителя заказа, а это центральный институт автомобильной отрасли, обратились за помощью к весьма авторитетным консультантам – к фирме «Порше инжиниринг». А там удивились – у вас же есть свои специалисты, которые выполняют наши заказы. И назвали центр, которым руководит Алексей Боровков. К тому времени здесь для «Порше» разрабатывали кузова, подвески, трансмиссии…

Когда об этом узнали в правительстве России, тоже очень удивились – неужели у нас в стране есть инженеры такого уровня? В «Порше» дали наилучшие рекомендации. И в апреле 2014 года в Центре составили план-график проектирования лимузина, эскизный проект предложили сделать за три месяца, технический проект – за четыре. Ведущие эксперты авторынка называли сроки в десять раз дольше. Потому что задача стояла не просто создать автомобиль мирового уровня, а модульную платформу, на базе которой можно будет выпускать также седан, минивэн, внедорожник.

Но, как вспоминает Алексей Иванович, в успех почти никто не верил, что усложняло работу. Но именно тогда был создан уникальный для России бизнес-процесс с использованием цифровых двойников.

Суть в том, что обычно в нашей стране шла постепенная доводка новой машины через большое количество испытаний, если что‑то не получилось, возвращались на этап проектирования, вносили изменения в конструкцию, делали новые опытные образцы, снова выходили на испытания. Это очень долгий и дорогостоящий процесс.

А в Центре на базе цифровой платформы выстроили бизнес-процесс цифрового проектирования. А потом уже готовая машина проходила все натурные испытания с первого раза. Как пояснил Алексей Иванович, этот момент является ключевым для проектирования на современном мировом уровне. И здесь в успех тоже мало кто верил. Но 2 июня 2016 года седан проекта «Кортеж» был испытан на полигоне в Берлине и с первой же попытки получил высший балл. К такому показателю ни один российский автомобиль никогда раньше даже не приближался.

Для этого пришлось провести сотни тысяч виртуальных испытаний, смоделировать для цифровых двойников все возможные ситуации, которые могут в будущем случиться с автомобилем. Кроме того, был создан цифровой двойник не только автомобиля, но и всех производственных операций по его изготовлению – литья, сварки, сборки…

На заседании совета по модернизации экономики в июне 2016 года, где прозвучал доклад о цифровых двойниках, возник вопрос: а применима ли эта технология в других отраслях? И Центру было предложено подготовить мегапроект по распространению передовых технологий в других отраслях и компаниях России. Он уже создан и называется «Фабрика будущего».

Алексей Иванович объясняет, что разработка цифрового двойника начинается на старте проекта. Именно тогда отбирается лучший продукт на рынке и ставится задача превзойти его характеристики. Этому есть название – бенчмаркинг. Затем проходит большое количество виртуальных испытаний. В результате возникает несколько решений задачи. В этом случае один из цифровых двойников выводится на рынок. Алексей Боровков привёл слова декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который сказал, что таким образом формируется гарантированное, зарезервированное развитие, чем и определяется устойчивый рост компании, а шире – отрасли, страны.

Если вернуться к проекту «Кортеж», то он имеет следующее продолжение. Центр, которым руководит Алексей Боровков, подписал соглашение с КамАЗом на разработку универсальной модульной пассажирской платформы для автобусов, электробусов, троллейбусов с разными типами двигателей. Автобусы могут быть разных классов, любой из них должен легко собираться, как из конструктора ЛЕГО – в зависимости от пожеланий заказчика.

С успехом идёт разработка цифровых двойников для предприятий Росатома, нефтедобывающей отрасли, самолётостроения. И, как говорит Алексей Иванович, здесь не может быть озарения или порыва. Научные открытия происходят в зависимости от того, что требует экономика. Речь идёт не о единичных прорывных решениях, а о том, чтобы они стали системой. Только тогда можно поддерживать вот этот самый бенчмаркинг.

Благодаря цифровым двойникам продолжает работать газо- и нефтедобывающая отрасль. Ведь раньше здесь всё оборудование закупалось за рубежом, в создание своего, в принципе, средства не вкладывались. А зачем? Но пришли санкции, поставка оборудования прекратилась. Создать новую отрасль в «долине смерти» невозможно. Выручили цифровые двойники, созданные на базе лучших мировых продуктов. Они сейчас и работают в этой отрасли. По словам Алексея Ивановича, немало их «сидит в засаде» – те, которые превзошли мировые стандарты – ждут, когда их призовёт рынок.

Применение цифровых двойников особо актуально в космической отрасли. Ведь в современных условиях, когда нет ни времени, ни достаточных средств, российским конструкторам надо не просто создать новый космический корабль, а сделать его быстрее, дешевле и легче, чем у Илона Маска.

Но здесь важно не столько посмотреть в будущее, как оглянуться в прошлое – и оцифровать лабораторные и натурные эксперименты великих конструкторов советской поры. Одна из причин отсутствия новых космических разработок в России, по мнению Алексея Ивановича, состоит в том, что инженеры не используют в полной мере их опыт. А ведь в своё время на эти разработки были потрачены миллионы рублей, на них также работало огромное число лучших специалистов своего времени, которые его обгоняли. И этот потенциал до сих пор не использован – эти материалы так и остались секретными. В какой‑то степени о них тоже можно сказать, что они «сидят в засаде». И тут вызов Маску вполне может бросить Королёв, который тоже в «засаде»…

Да, и все эти разработки поддерживаются в рамках национальных проектов – так, что это уже стратегический выбор для развития экономики страны.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО