Главные приметы военного Архангельска – голод и Северные конвои

19 июля 11:36 80 лет Архангельской области
Выгрузка танков «Valentine» (Великобритания) в Архангельском порту (начало ноября 1941 года)
Выгрузка танков «Valentine» (Великобритания) в Архангельском порту (начало ноября 1941 года)

Одной из ярчайших страниц в истории Архангельской области стали Северные конвои. Караваны судов приходили к нам по специальному договору с союзниками о ленд-лизе (от английских слов «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду), подписанному в Москве 1 октября 1941 года.

По условиям договора, США и Великобритания были обязаны оказывать Советскому Союзу помощь, поставляя различную военную продукцию. Взамен требовалось отправлять союзникам некоторые виды стратегического сырья.

Существовали три главных направления доставки ленд-лизовских грузов в СССР – северное, тихоокеанское и трансиранское. Наше северное было самым коротким, (суда по нему шли всего 10-12 дней), и потому через него шел основной поток грузов. За годы войны на север России прибыл 41 конвой в составе в составе 738 транспортных судов.

Отправлялись они, в основном, из шотландских и исландских портов, прибывая в Мурманск, Молотовск (Северодвинск) и Архангельск. Конвои, шедшие в СССР, до конца 1942 года обозначались литерами «PQ», а уходящие – «QP». После этого времени и вплоть до конца войны литеры превратились в «SW» и «RA». Номера такие конвои стали носить, начиная с 51-го.

Первый пробный конвой «PQ-0» в количестве семи судов прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Вначале, увлёкшись идеей блицкрига, гитлеровцы не придавали конвоям особого значения. Благодаря чему грузы к нам подвозились практически без потерь.

После провала битвы за Москву немцы поняли свою ошибку. На Север были переброшены крупные воинские соединения. На караваны союзников началась настоящая охота. Особенно пострадал конвой «PQ-17» в количестве 37 судов, вышедший из Рейкьявика 27 июня 1942 года. Кроме иностранных, в его составе находилось и два советских транспорта – «Азербайджан» и «Донбасс». Союзники организовали конвою колоссальный эскорт в виде 42 военных кораблей и двух подводных лодок, рассредоточенных по всему каравану, вплоть до зоны ответственности СССР. Это было вызвано тем, что в Лондоне стало известно о планах гитлеровцев напасть на конвой значительными силами во главе с линкором «Тирпитц».

Вначале всё складывалось неплохо. Ненастная погода скрывала конвой от глаз врагов. Его обнаружили лишь 1 июля. Через два дня на перехват «PQ-17» вышла большая германская эскадра. О ее выходе стало известно в британском Адмиралтействе, руководившем проводкой конвоев. Посчитав, что четыре крейсера, сопровождавших на тот момент караван, с бронированной германской эскадрой вряд ли справятся, первый лорд британского Адмиралтейства Паунд отдал приказ судам рассредоточиться, и эскадра сопровождения отправилась на соединение с основными силами, бросив «PQ-17» на произвол судьбы. Каждый транспорт конвоя в итоге был вынужден добираться до русских берегов самостоятельно.

Беззащитные сухогрузы стали легкой добычей для противника. Германское командование даже привлекло несколько съёмочных групп, для того чтобы запечатлеть в памяти, как успешно расправляются с русскими варварами доблестные немецкие войска. Впрочем, транспортники без боя сдаваться не собирались. Большинство судов, несмотря на слабое вооружение, отчаянно сопротивлялись, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Но всё же силы были слишком неравны. Из 37 транспортов конвоя до северных портов Советского Союза добралось лишь одиннадцать. Из них шесть в Архангельск и один в Молотовск. В том трагическом конвое погибло более двухсот моряков.

Несмотря на многочисленные жертвы и потери судов, северный маршрут Ленд-лиза сыграл важнейшую роль в обеспечении обороноспособности СССР, особенно в первые годы войны. Всего же за годы военного лихолетья в Архангельском морском порту было переработано свыше трех миллионов тонн различных грузов, в Молотовском – почти полтора миллиона тонн. Отсюда в действующую армию ушло 2312 самолётов, 3428 танков, 819 бронемашин и множество другой, переправленной от союзников военной техники.

Огромную роль в успешной разгрузке сыграл знаменитый полярник Иван Дмитриевич Папанин. В октябре 1941-го он был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозкам на Севере и организации выгрузки в Архангельском порту. При его непосредственном руководстве шли непрерывные дноуглубительные работы на акватории порта, строились новые причалы. Небольшая железнодорожная станция Исакогорка превратилась в мощный сортировочный узел, откуда днем и ночью уходили на фронт составы.

Во время войны Архангельский порт стал круглогодичным. С помощью ледоколов союзные караваны сопровождались до Экономии, не имевшей на тот момент непосредственного выхода к основным магистралям. Чтобы поскорей доставить грузы до фронта, в начале 1942 года от главного Архангельского порта до Исакогорки прямо по льду Северной Двины была проложена железная дорога.

Доблесть защитников голодного Архангельска

Все грузы проходили мимо Архангельска, которому не доставалось ничего. Город голодал. В отдельные дни норма выдачи хлеба доходила до 75 граммов – настоящая блокадная пайка. Архангелогородцы перешли на подножный корм. Объявлялся общий сбор грибов, ягод, крапивы. Организовывались промысловые экспедиции по добыче яиц и мяса морских птиц, тюленьего жира, морской капусты. Известны случаи, когда люди отваживались есть собак и ворон. Но не всегда помогал и такой экстремальный рацион. Архангельские старожилы оставили воспоминания о том, как грузовики, наполненные телами умерших, уезжали на городские кладбища.

Архангельск перестали снабжать и промышленными товарами. Не хватало самых простых вещей. Даже иголки вручались победителям социалистического соревнования.

К бытовым трудностям добавились постоянные налеты немецко-фашистской авиации. Благодаря мужеству бойцов противовоздушной обороны и простых горожан, основные промышленные предприятия, порт и железнодорожную станцию удалось спасти.

Не позволили разрушить и госпитали. В годы войны наша область стала тыловой базой Карельского фронта. На ее территории уже к концу первого года войны был образован 31 госпиталь на 14280 коек. Северяне помогали раненым как могли, даря всё самое дорогое. Особо поражает активно развернувшееся донорское движение. За годы войны 15 тысяч северян (голодающих) поделились с ранеными своей кровью.

Нелегко далась Архангельску Великая Отечественная война. 23 тысячи архангелогородцев погибли на полях сражений и 38 тысяч – умерли от голода и бомбардировок.

Константин Тараканов, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

18 августа

Архан­гель­ский центр социаль­ной помощи семье и детям про­во­дит акцию «Ско­ро в школу»

17 августа

В честь 80-ле­тия Архан­гель­ской области в биб­ли­оте­ках прой­дет крае­вед­чес­кий дик­тант для всех желающих

17 августа

Экспе­ди­ция «Аркти­чес­кого пла­ву­че­го уни­вер­сите­та» нашла оста­тки базы Болдуина

17 августа

В Архан­гель­ской области рабо­та­ет горя­чая линия по воп­ро­сам «побо­ров» в шко­лах и детсадах

17 августа

Моло­дые севе­ряне заложи­ли кап­сулу вре­мени с послани­ем для ровес­ни­ков из 2067 года

17 августа

В зда­нии админ­ис­тра­ции Архан­гель­ска начал рабо­ту Центр муни­ципаль­ных услуг

17 августа

Архан­гель­ский Арбат ста­нет ком­форт­нее

17 августа

1 сен­тября архан­гель­ских сту­ден­тов ждет праздник

17 августа

«В нов­ей­шей исто­рии Солов­ков не было постро­ено ни одного дома»

16 августа

В Мезен­ском райо­не идут рабо­ты по очис­тке ручья Кузнецов

16 августа

В Онеж­ском райо­не завер­шился регио­наль­ный моло­дёж­ный форум «Коман­да 29»

16 августа

В горо­дах и посел­ках Архан­гель­ской области появят­ся тан­цеваль­ные сту­дии для пожилых

16 августа

Яхта «Апос­тол Андрей», искав­шая следы экспе­ди­ции Вла­ди­ми­ра Руса­нова, вер­нулась в Архан­гельск

16 августа

Влас­ти обе­ща­ют навес­ти поря­док с пере­воз­ками пас­сажи­ров в Архан­гель­ске

15 августа

За стро­итель­ством детс­ко­го сада в Тур­де­ев­ске можно будет наб­людать по Интернету

Похожие материалы

13 августа Культура

Петь нау­чилась «на скот­нем». И про­слави­лась на всю страну

27 июля Общество

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки

14 июля Из жизни

В Архан­гель­ской области впер­вые про­шел тур­нир косарей

14 июля Экономика

В Архан­гель­ской области ищут новые мес­тор­ож­де­ния алмазов

14 июля Общество

Рекор­ды и тра­ге­дия 30-х: нача­ло Архан­гель­ской области

13 июля Культура

В Вер­коле всех жела­ющих нау­чили бороть­ся со стрес­сом и кошмарами