09.07.2016 11:41

Профессор «Сколково» Андрей Волков: Мировой тренд высшего образования - на деле менять жизнь

Фото Ивана Малыгина

Андрей Евгеньевич Волков, профессор Московской школы управления «Сколково», доктор технических наук, советник министра образования и науки РФ во время своего визита в Архангельск ответил на вопросы «Правды Севера». 

Андрей Волков работал проректором академии народного хозяйства при правительстве России, руководил группой экспертов стран «Большой восьмерки» по вопросам инициатив России в сфере образования и был участников разработки программ модернизации высшего образования РФ.

С 2006 по 2013 годы являлся ректором Московской школы управления «Сколково». 

Волков – наш земляк. Он родился и учился в Архангельске в 1960 году. В 1984 году окончил МИФИ.  Интересно, что Андрей Волков с 2003 года президент Федерации альпинизма России и мастер спорта международного класса, а также в 1992 году побывал на Джомолунгме.

Но разговор шел о самом главном деле жизни – сегодняшнем дне высшего образования.

- Андрей Евгеньевич, вы два дня работали на стратегической сессии, посвященной развитию САФУ. Расскажите, о чем шла речь, каковы итоги мероприятия?

- В соответствии с самим названием речь идет о выборе приоритетов и грядущих планов. Стратегия это простое дело, но в реальности это очень нетривиально для такой институции, как университет. Мы рассматриваем образовательную и исследовательскую, инвестиционную  политику, инновационную деятельность  и собираем все это в единый комплекс. Потому что в  университете также проходят бизнес-процессы. Мы рассматриваем принципы и подходы, механику, какие ресурсы, на что нам делать акцент, во что вкладываться. Вот это и есть предмет рассмотрения стратегической сессии.

- А каковы сегодня в целом общемировые тенденции в системе высшего образования?

- Сильная группа исследовательских вузов понимает, что они должны быть, говоря простым языком, ближе к жизни. Университеты стремятся стать реальной силой экономики. Они запускают технологические стартапы, бизнес-инкубаторы, региональные и национальные стратегии, ведут исследования, о которых рассказывают публике. То есть они пытаются изменить рынок и стать инновационными. Иначе говоря,  вузы ставят перед собой задачу менять жизнь, а не только ее исследовать и изучать. Вот это,  пожалуй,  самый яркий тренд последних 25-30-ти лет в мировом масштабе.

- И именно это характеризует понятие — университет мирового уровня?

- Да. Этот термин стал стандартным - world-class university, то есть университет мирового класса. Он, в первую очередь, характеризуется своим исследовательским потенциалом: какие идеи они придумывают, как быстро и четко они воплощаются в реальную жизнь. Характеризуется также и тем, какие идеи берет университет с мирового рынка, имеет лучших студентов и преподавателей со всего мира. Фактически университеты стали глобальными структурами. И это явление тоже последних 20-ти, 30-ти лет. В пятидесятых и шестидесятых годах этого не было.

- Может ли САФУ называть себя  университетом мирового уровня?

- Нельзя впадать ни в фантазии, ни в иллюзии. Смотрим ориентир. Примерно как футбол, который мы сейчас наблюдали. Есть команды мирового, есть среднего класса, есть отстающие. Вот мы рассматриваем, грубо говоря, команды мирового класса и смотрим, а что у нас есть и что нам нужно изменить, чтобы мы стали в числе команд мирового уровня. Университет — инерционная машина: здесь, как в бизнесе не бывает – сегодня решили, а завтра начали производить новую линейку продукции. Это три, пять, шесть, семь и более лет. Вот такой период трансформации. Именно это является предметом нашей дискуссии, нашего размышления.

- А может быть, и не нужно создавать в каждом региональном центре на базе старых университетов, каким в принципе является наш САФУ, тот самый университет мирового уровня? Может быть, есть смысл сосредоточить где-то в столице, в Екатеринбурге, в Казани…

-  Это хорошая развилка. Эта тема активно обсуждается в сфере государственной политики в образовании. Скажем, МГУ, высшая школа экономики, еще что-то и на этом хватит. Эта дискуссия  длилась много лет, особенно ярко и остро в последние несколько лет.  Общее понимание таково, что такие мировые университеты могут быть в Москве, Новосибирске или Томске, или Санкт-Петербурге. Эти города претендуют быть университетами мирового класса и имеют для этого много признаков. Да, у нас в Архангельске мы не можем похвастаться огромными супернаучными достижениями, но отдельные прорывы есть. И поэтому наш ответ на этот вопрос — нет, мы не снимаем с себя задачи стать исследовательским университетом, университетом инновационного типа. Время покажет,  как мы справимся с этой задачей. Мы станем туда стремиться. Если мы будем снижать планку,  значит,  будем обречены на сползание вниз.

- Главный ресурс не финансовый, а кадровый научный потенциал. Сначала надо вырастить ученых, которые будут заниматься этими инновациями, а уже потом ставить перед ними какие-то задачи. Само объединение трех крупнейших вузов Архангельска в САФУ стало первым шагом на пути к этому университету, который занимается именно инновациями. В плане качества образование какой эффект дало объединение ВУЗов в один федеральный?

- С моей точки зрения в той мере, в которой я могу судить, про качество образования ответ — да. Коллеги — заведующие кафедрой, деканы, руководители институтов стали внимательнее относиться к такому требованию — как магистерская программа реализуется, как бакалаврская, можно ли ее поставить на мировой рынок, как нужно лидировать. Университет обсуждал две магистерские программы вместе с норвежским университетом в Тромсё и обсуждали процесс взаимопризнания или валидации. В этом смысле качество образовательного процесса, конечно выросло. Всегда ли механическое слияние приводит к улучшению качества? Да нет, конечно, не всегда, но я очень рад, что Архангельск в свое время получил статус федерального университета, это редкость. Это были усилия  региональной власти и команды университета. И этот масштаб позволяет вступить в коммуникацию на внешнем политическом уровне. Вы решаете маленькую частную задачу — ну и решайте. Если вы вуз федерального значения, ставите другие задачи в плане образования, то с вами иначе разговаривают. Вам выделяют другой ресурс, что для университета, а в конечном итоге и для людей очень полезно. У нас сегодня десять федеральных университетов.

- Не кажется ли вам, что в погоне за инновациями, за масштабом, за признанием мировым мы, наоборот, отрываемся от реальности? Например, раньше АЛТИ занимался подготовкой кадров в сфере леса. Сейчас эта тема практически забыта и работа в этом направлении  не ведется. Хотя эта отрасль экономики для Архангельской области очень важная.  Дефицит квалифицированных кадров там страшнейший. Взамен университет активно занимается Арктикой. Может быть, она будет конечно актуальной, но ведь тот же лес мы рубим сейчас, а для того, чтобы его нормально качественно вырастить,  нужны сотни лет и качественные специалисты. Но мы этим не занимаемся…

- Насколько я знаю, такие работы ведут,  и такие исследования проводят в университете, но если индустрия считает, что кого-то ей  и в каком количестве не хватает, то она могла бы это прямо продекларировать. Университет открыт к этой коммуникации. Более того, во многих областях,  где нет специалистов — судостроение, космическая отрасль, авиация, атомная энергетика существует прямая коммуникация между индустрией и университетом. Но я думаю, что в самой лесопромышленной индустрии произошли кардинальные изменения и нужны специалисты иного, чем 30 лет назад, уровня.  Другие машины, другие технологии.

- Андрей Евгеньевич, сейчас идет приемная компания. Многие вчерашние выпускники и  их родители определяют какой вуз выбрать и тем более у нас каждый сезон обостряются слухи о том, что какой-то вуз лишился лицензии, аккредитации...

- Если вы собрались жить и работать здесь, если для вас дорого это место, а таких людей довольно много, я считаю что надо поступать в САФУ. Слухи о лишении лицензии и аккредитации этого ВУЗа абсолютно беспочвенны. Это крепкий, уважаемый, федерального масштаба вуз для которого те процессы, о которых вы сейчас сказали, не страшны. И здесь надо добросовестно учиться.

Если же вы хотите получить диплом легко и просто, не напрягаясь,  и поступаете в небольшой, негосударственный, частный вуз риски резко возрастают и вы должны быть готовыми к разным поворотам событий. Сотни таких вузов и их филиалов закрываются, так как минорб отзывает лицензии. Министерство образования и науки РФ очень сильно взялось за качество и устраняет из сферы образования тех, кто занимается псевдообразованием. Но к САФУ это не относится.

Не могу не спросить про ЕГЭ. Его в первую очередь критикуют за то, что он нивелирует индивидуальные особенности выпускников, школьников и превращает их в некую общую  массу. Каково отношение ваше к ЕГЭ?

- Я считаю, что ЕГЭ правильный, необходимый и важный инструмент государственной политики. Он существует во всех странах мира в разных формах. Обмануть его или просто списать стало практически невозможно. Но не стоит переоценивать ЕГЭ, это простая проверка знаний. Это не накладывает ограничений на талант. Многие, особенно творческие вузы,  еще сохранили дополнительно вступительные экзамены. Сначала надо было всех привести к линейке, но сейчас движение в сторону разнообразия присутствует. Более того — сам ЕГЭ меняется. Появляется очень творческая часть, которая требует недюжинных талантов и способностей, например,  в математике или физике. В этом смысле я думаю, что корреляция между баллом ЕГЭ и знаниями человека очень высокая.

- Расскажите поподробнее о проекте «пять сто». Я знаю, что этот проект как раз направлен на то, чтобы вывести отечественные вузы на мировой уровень

- Это международный конкурс конкурентноспособностей российских научно-образовательных организаций. Сто вузов подали заявки, написали и защитили программы. Цель - сделать из просто образовательных организаций образовательно-исследовательские центры. Мы хотим подтолкнуть к производству инноваций, новых практических идей. И  мне кажется, за очень короткий срок этот проект достигает своего результата. Вузы, которые там участвуют, двигаются очень быстро. Это мое субъективное наблюдение, поскольку я очень много переезжаю, путешествую, провожу стратегические сессии, определяем правила движения. Я очень позитивно отношусь к этому процессу.

- Спасибо большое, Андрей Евгеньевич, за беседу, всего вам доброго!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.