28.09.2020 11:05

В Новодвинске открыли памятник в честь героического авиационного гарнизона северного флота «Ягодник»

Фото Артема Келарева

Модель самолета Як-3, отлитую из чугуна, создавали более 20 сотрудников Архангельского ЦБК, а постаментом стал гранитный вал от машины, на которой выпускали бумагу для знаменитых зелёных школьных тетрадей

Аэродром на острове Ягодник, что в протоке реки Северная Двина, был построен в середине 1930‑х годов. В годы Великой Отечественной войны здесь базировались авиационные соединения северного флота СССР. Система противовоздушной обороны «Ягодника» оберегала от фашистских нападений воздушные подступы к Архангельскому ЦБК и поселку Ворошиловский  – нынешнему Новодвинску. С этого острова взлетали боевые воздушные машины, принимавшие участие в обороне Заполярья, в защите Северных конвоев, доставлявших в советский союз грузы по ленд-лизу. Кстати, первая экспортнаяпродукция Архангельского ЦБК уходила в зарубежные страны именно на судах Северных конвоев. На «Ягоднике» располагалась и авиаремонтная база №86 северного флота, где ремонтировали и собирали самолеты, отправлявшиеся затем на фронт. Многие специалисты, работавшие в этих авиамастерских, впоследствии трудились в цехах комбината.

Как отметил руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества Сергей Ковалев, появление этого памятника — знаковое событие, которое свершилось только благодаря замечательному активу, ветеранам, участвовавшим в реализации этого проекта.

– В прошлом году общественность Новодвинска обратилась к нам с идей Дмитрий Зылевувековечить память об авиагарнизоне «Ягодник»,  – рассказывает Дмитрий Зылев, генеральный директор АЦБК. – Мы не могли ее не поддержать. Памятник изготовлен на АЦБК, из материалов комбината, а его проект  делали наши сотрудники. И это крайне символично, ведь гарнизон защищал, в том числе и комбинат. Мы планировали открыть памятник именно в сентябре. Потому что в сентябре с аэродрома взлетели английские «Ланкастеры», которые смогли потопить в норвежских фьордах немецкий линкор «Тирпиц».

По словам Вадима Мосеева, начальника производства целлюлозы АЦБК и одного из инициаторов проекта, перед проектировщиками, строителями, механиками, литейщиками и монтажниками стояла серьезная задача, причем много приходилось делать впервые.

– Вес самолета – порядка 800 килограмм, вес гранитного вала – порядка 4 тонн, – Вадим Мосееврассказывает он.  – Чтобы соединить эту конструкцию воедино потребовалось решить серьезную конструкторскую задачу.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны члены семьи Вадима Мосеева работали и служили на легендарном аэродроме.

– Моя бабашка служила в этой части, – рассказывает он. – Ее младший брат Герман Мосеев, которому тогда было 14 летний,  работал в авиамастерских. Он был не очень высокого роста, и чтобы работать на токарном станке ему приходилось стоять на специальном ящике.

В авиамастерских подросток работал и Виктор Иванович Вологдин. Именно он выступил инициатором сохранения памяти о легендарном аэродроме. Сегодня ветерану 91 год, на торжественную церемонию открытие памятника пришла его жена Раиса Ивановна.

– Он работал на аэродроме 8 лет, с 1943 года, – рассказывает она. – Раиса ВологдинаРемонтировал электрооборудование, смены были по 12 часов. Вспоминает постоянно, как было тяжело, но рядом были хорошие ответственные люди.

По рассказам Виктора Ивановича и по уникальных архивным фотографиям, которые удалось найти, главный конструктор АЦБК Андрей Александров, который, кстати, входит в национальный реестр специалистов РФ, создал чертежи самолета, просчитав все нюансы. На основе чертежей Борис Подопригорин, модельщик литейного цеха РМП создал деревянную модель, которая как конструктор разбиралась по частям.

– На основе этой модели затем работали формовщики, литейщики плавили и заливали чугун, обрубщики убирали лишнее, – рассказывает Федор Торопов, начальник ремонтно-механического Федор Тороповпроизводства АЦБК. – Потом все элементы модели самолета обрабатывали, фрезеровали, растачивали, стыковали. Две недели их приводили в порядок шлифовальными машинками, потом штукатурили, обрабатывали антикоррозийным покрытием. Всего было задействовано порядка 20 сотрудников АЦБК. Кстати, нам потребовалось время, чтобы подобрать состав чугуна, из которого отлит самолет. Потому что на комбинате никогда не занимались художественным литьем. Мы, по сути,шли в темноте, но справились.

Непростая задача стояла и перед Алексеем Шестаковым, главным инженером проекта проектно-конструкторского бюро. Для вертикально установленного гранитного вала с бумагоделательной машины, на которой раньше выпускали бумагу для знаменитых зеленых тетрадей, необходимо было разработать специальный фундамент. В итоге он на несколько Алексей Шестаков и Андрей Александровметров уходит под землю.

– Потому что делали на века, для наших внуков и правнуков, – говорит он.

Сегодня под крылом самолета, устремленного вверх, в сторону острова Ягодник, мирно бегают дети, собирая в букеты осенние листочки. По словам Артема Вахрушева, заместителя председателя правительства Архангельской области, место установки памятника – в городском парке Новодвинска, выбрано удачное. Ведь на сам остров добраться непросто.

– А сюда, в парк смогут приходить ветераны, видеть, что мы благодарны им за Победу, за их жертвы, – отметил он. – Мы с вами будем сюда приходить и как можно чаще вспоминать, какую великую цену заплатил именно наш народ в этой войне. И самое главное, что сюда должны приходить наши дети, которые должны знать историю и  понимать, что события той войны никогда не должны повторяться, нив России, ни в мире.

Артем Вахрушев– Хочется выразить надежду, что этот памятник станет еще одним звеном, которое связывает поколение победители с нашим поколением, – говорит Вадим Мосеев. – Он не позволит нам забыть народный подвиг, который был совершен, в том числе здесь, нашими земляками, охранявшими наше северное небо.

Отметим, что история аэродрома описана в новой и уже ставшей популярной книге Архангельского ЦБК «Время подвига», которая вышла накануне 80-летнего юбилея комбината и посвящена истории комбината, Архбума и всего региона во время Великой Отечественной войны. Авторами произведения стали сотрудники отдела корпоративных проектов АЦБК, активисты Российского военно-исторического общества Павел Фасонов и Елена Захарова. Издание подготовлено по инициативе члена совета директоров АЦБК Владимира Крупчака.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА