В ночь с 20 на 21 октября в Вельском районе произошло чрезвычайное происшествие. Сорокаметровый пролет автомобильного моста, соединяющего райцентр с поселком Вельской лесобазы, рухнул в воду реки Вага.
В одночасье отрезанными от автомобильного сообщения оказались около 12 тысяч человек, живущих в нескольких поселках за рекой. Кроме того, у жителей Устьянского района, который был связан с федеральной дорогой М-8 также этим мостом, возникли серьезные трудности с доставкой грузов и снабжения.
Губернатор Архангельской области 21 октября ввел режим чрезвычайной ситуации на территории Вельского и Устьянского районов. В свою очередь следственное управление СКР начало расследование случившегося.
По данным областного МЧС, из-за крушения моста отрезанными от «большой земли» оказались жители четырех поселков, в которых проживают 11 835 человек. Из них почти две тысячи детей.
Почти 200 детей, обучающихся в вельской школе, не смогли попасть на занятия. Детей, проживающих в Вельске и посещающих детские сады в поселке Вельской лесобазы, перераспределили в детские дошкольные учреждения Вельска.
Единственным способом сообщения с поселком Вельской лесобазы остается железнодорожный транспорт. Кроме того, имеются 150- и 250-километровые объезды, но, по мнению местных жителей, они годятся только для большегрузов и машин с повышенной проходимостью.
Сейчас дорожники рассматривают возможность строительства временного мостового сооружения рядом с рухнувшим мостом.
Непосредственной причиной обрушения моста в Вельске, по данным «Архангельскавтодора», является то, что он эксплуатировался с постоянным перегрузом, несмотря на ограничение в 20 тонн.
Об этом по итогам осмотра места происшествия сообщил директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаил Яковлев.
Вельский мост был возведен в 1966 году. Последний ремонт датирован 1987 годом. Несколько лет назад состояние моста признали неудовлетворительным, но не аварийным. Ремонтные работы запланировали на 2017-й.
Такое положение дел с мостовыми сооружениями сложилось не только в Вельском районе. Как сообщили в «Архангельскавтодоре», из-за системного недофинансирования дорожной отрасли региона неудовлетворительным официально признано состояние 171 мостового сооружения в области. Это 24 процента всех мостов, находящихся на региональных дорогах. Еще 21 мост находится в аварийном состоянии. Только в 2015 году по причине полного износа в связи с проездом большегрузного транспорта в Архангельской области вышли из строя и закрыты для движения четыре моста.
Сейчас местные власти в Вельском районе решают вопрос с Министерством обороны РФ по обустройству рядом с разрушенным понтонного моста для оперативного обеспечения временного проезда. Следующий этап – строительство временного объездного моста. Для его возведения понадобится ориентировочно четыре–шесть недель. Также сейчас обсуждаются возможности по созданию проекта и проведению капитального ремонта пострадавшего моста.
Однако у бывших строителей моста через Вагу есть другое мнение.
Еще в 2013 году на встрече с губернатором ветеран труда, мастер Николай Едемский выразил обеспокоенность по поводу состояния автомобильного моста через Вагу.
Как тогда писали журналисты газеты «Вельская неделя», Николай Едемский участвовал в строительстве моста в далеких 1960-х.
Мы связались с ним и узнали, почему уже в 2013 году этот мост у него вызывал опасения.
– Мост получился хороший по тем временам. Но по проекту нужно было срыть гору перед въездом на мост. Это не было сделано. Теперь получается, что автомобили, съезжая с горы, своим весом как бы толкают мост, – говорит Николай Алексеевич.
По его словам, 40 лет назад это было не так критично. Тогда масса самых больших грузовиков не превышала 20–30 тонн, а сейчас на трассах можно встретить и стотонные машины.
Сам Николай Едемский живет рядом с мостом и тоже оказался заложником ситуации. Проекты по ремонту моста он воспринимает скептически.
– Ну, установят один новый пролет. А что дальше? Все сваи и другие пролеты находятся в таком же состоянии. Да и гора останется. Было бы лучше использовать рядом стоящую плотину, – считает строитель.
В 250 метрах от рухнувшего моста для Вельской лесобазы была построена бетонная плотина, которая регулировала уровень воды на Ваге во время лесосплава. С момента банкротства предприятия плотина бездействует, но, по мнению Николая Едемского, она может стать хорошей основой для нового моста.
Материалы по теме:
В Вельском районе обрушился автомобильный мост
Из-за рухнувшего моста без автомобильного сообщения с Вельском остались двенадцать тысяч человек
В Вельском и Устьянском районах введён режим чрезвычайной ситуации