На небольшой площади, где центральная улица города – Воскресенская – спускается к берегу Северной Двины, было непривычно многолюдно.
Это в летний день здесь, поблизости от Красной пристани, собирается столько народу, что яблоку негде упасть. А в будний зимний пасмурный день пустоту набережной одинокий прохожий нарушает лишь изредка.
А повод, чтобы собраться, несомненно, важный – открытие памятного знака лоцманам Архангельска. Все полторы-две сотни пришедших сюда людей знакомы друг с другом, по форменным фуражкам и курткам, по погонам и шевронам нетрудно было догадаться – это моряки. Группами по пять-семь человек, большинство из которых – мужчины солидного возраста, они бойко обсуждали предстоящее событие.
Из истории
Начало тонкому, подчас ювелирному, ремеслу корабельных вожей было положено в 1613 году, когда государь грамотой жаловал на «вожевой промысел» жителей деревень в дельте Северной Двины. Поморы были первыми, кому государство доверило проводить торговые иностранные суда в единственный в то время порт России. Известно и имя одного из них – Иван Хабаров. Сохранился более поздний царский указ: «… Ивашке Олтуфьеву и Коземке Котцову со товарищи – быть вам в корабельных вожах торговым кораблям, которые во время ярмоньки учнут приходить в город Архангельский».
О героическом поступке кормщика Ивана Рябова, который в 1701 году в устье Двины посадил на мель корабль-флагман, тем самым преградил путь к Архангельску шведской эскадре, известно практически каждому жителю области.
Дальнейшую реорганизацию лоцманской службы провел царь-реформатор Петр Первый. В морской устав был внесен термин «лоцман» – шкипер, способный управлять морскими судами и хорошо знакомый с местными условиями плавания.
Торжества начались с поздравлений от имени руководства области, города, администрации порта. Выступавшие отмечали, что с тех далеких пор прошло четыре столетия, и вот, наконец, поставлен знак, напоминающий нынешнему поколению – отсюда, с Двинских берегов, пошла летопись лоцманской службы России. Лоцманы Финского залива, Черноморских портов, Дальнего Востока появились гораздо позднее. Появление лоцманского памятника – дань уважения важному морскому ремеслу.
Право открытия памятного знака было предоставлено Александру Смирнову – заместителю директора предприятия «Росморпорт», в состав которого входит лоцманская служба.
Еще минута – и полотнище, закрывавшее памятник, снято. Присутствующим открылся двухметровый штурвал, вылитый в бронзе. По его овалу отлиты надписи – «1613» и «Архангельск». Ниже, на фоне карты Белого моря, другая – «400-летие образования лоцманской службы России». На оборотой стороне знака – слова клятвы лоцманов Петровских времен: «Во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь российского флага – пользу морской службе».
Со стороны реки раздается громкий гудок – сигналом судового тифона моряки ледокола «Капитан Чадаев» приветствовали событие. Экипажу очень хорошо знакомы и сами Архангельские лоцманы, и их работа – зимой ледокол, как правило, привлекается к доставке лоцманов к острову Мудьюг, откуда начинаются проводки судов. В завершение торжества собравшихся пригласили в здание Гостиных дворов. Архангельский областной краеведческий музей приготовил подарок – в одном из залов выставлены экспонаты и фотографии, рассказывающие о работе и быте лоцманов в далеком прошлом.