23.01.2015 10:55

Нежданно-негаданно

Специалисты Роспотребнадзора теперь смогут прийти с проверкой в магазины, супермаркеты и точки общепита без всяких предупреждений, как было раньше.
Фото Николая Гернета

Напомним, большая часть проверок, производимых санинспекторами с 2008 года, носила плановый характер, поскольку существовал запрет на неожиданные «набеги» на торговлю и общепит – предприятия должны были уведомить о проверке за сутки.

За это время недобросовестные предприниматели успевали устранить недочеты: спрятать, например, просроченные продукты, дать отгул сотрудникам, не имеющим санитарных книжек и т.п.

Как-то одна из моих знакомых продавцов призналась, что очень устала, потому что в магазине, где она работает, на ней постоянно «ездят»:

– Во время проверок за прилавок ставят только меня, потому что с санитарной книжкой у меня все в порядке, а у остальных с этим всегда проблемы.

Как заявила в «Российской газете» глава Роспотребнадзора Анна Попова, с 2008 по 2014 год из 400 тысяч ежегодных жалоб 10 процентов касались качества и безопасности продуктов питания, сырья и пищевых добавок.

Теперь, после подписания президентом 31 декабря 2014 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок», Роспотребнадзор сможет не оповещать о своем визите, если речь идет о качестве и безопасности продуктов питания.

С 23 января этого года санинспекторы готовы начать внеплановые проверки ресторанов, супермаркетов и производителей продуктов питания.

– Внезапность проверок нужна, потому что в последнее время много встречается продукции некачественной, – говорит главный специалист агропромышленного отдела Холмогорской районной администрации Галина Ерюхина. – Да что говорить, если даже детское питание часто попадается просроченное. А самое главное – это медосмотры. Не скажу, что все, но некоторые продавцы их проходят только перед проверками.

Но хочу сказать, что ответственных предпринимателей, у которых все в порядке, этот закон не испугает. Как работали, так и будут работать. Трудности могут возникнуть там, где, например, работники часто меняются.

Пять лет назад после посещения архангельского кафе «Полина» 24 человека заболели сальмонеллезом. Было возбуждено уголовное дело. Но прошло время, и теперь управляющий кафе убежденно заявляет, что дела идут хорошо:

– Мы все делаем по правилам: моем, убираем, чистим. С медосмотрами у персонала все в порядке. И яйца, которые тогда явились причиной заражения, тоже как следует обрабатываем.

Архангельские предприниматели, работающие в сфере общественного питания, опасаются, что введенные новшества еще больше усложнят им жизнь, и без них слишком много требований к их бизнесу.

Екатерина ЮРЬЕВА.

«Львиная доля жалоб не подтверждается»

Как отразятся законодательные нововведения на работе предприятий торговли? Будет ли строже контроль за работой сотрудников магазинов со стороны руководства? Не получат ли недобросовестные конкуренты удобную возможность вредить соперникам по рынку, «организуя» жалобы и проверки? С такими вопросами мы обратились к руководителям торговых сетей Архангельска.

Управляющая магазином сети «Петровский» Виктория Исакова огорошила: «А у нас уже сегодня (21 января. – Ред.) была проверка без предупреждения». Оказалось, это по ценообразованию. Что касается внеплановых проверок со стороны Роспотребнадзора, Виктория Викторовна не видит в них ничего страшного:

– Сколько к нам ни приходили с проверкой по жалобам, ни одна из них не подтвердилась. А злоупотребления со стороны конкурентов – да, такое возможно. Будут без конца жаловаться, и магазин без конца будут проверять. У нас когда с жалобами покупатели приходили, было такое впечатление, что это что-то заказное. И сами жалобы какие-то странные. Например, что у нас якобы тухлые салаты. Но у нас такая оборачиваемость, что мы их даже не успеваем делать. У нас и списания по салатам нет. Так что если сотрудники законопослушны, если мы все нормы соблюдаем и делаем все как положено, так чего нам проверки-то бояться? Просто должен быть ежедневный контроль. Мы должны исполнять все нормативные документы, как внутренние фирменные, так и регламентирующие торговлю.

– С точки зрения потребителя, это, наверное, правильно, – сказал управляющий сетью «Гарант» по Архангельску Сергей Нифанин. – Потому что подготовиться к проверке даже дня хватает. Но, с другой стороны, важно, чтобы не было перекосов. Недобросовестная конкуренция вполне может быть, жалобы повалят сплошным потоком, с которым и Роспотребнадзор не справится. А конкурировать ведь надо другими методами. У нас по жалобам тоже периодически бывают проверки. Львиная часть не подтверждается, ведь бывает, что люди уже дома хранят продукты неправильно. Но не сказать, что для нас это такая уж большая проблема, у нас совсем немного жалоб со стороны потребителей. И даже если Роспотребнадзор идет что-то проверять, мы не кидаемся сразу куда-то что-то прятать. В общем, как работали, так и будем работать.

От имени группы компаний «Панорама Ритейл» (торговые сети «Дисма», «Пять шагов», «Сигма») дал комментарий Николай Махлышев, представившийся как «многолетний эксперт в области торговли, ранее занимал должность начальника отдела торговли администрации Архангельской области», сейчас курирует в группе компаний блок правовых вопросов.

– Вы, наверное, пользуетесь источниками из других СМИ? Не читаете законы? На самом деле, если вы внимательно читали этот ФЗ No 532, он называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». То есть в большей степени это относится к аптечным заведениям. За оценкой этих нововведений лучше обратиться в аптечные сети. Потому что в торговой сети «Дисма» такие товары отсутствуют. Торговая сеть «Пять шагов» также не торгует перечисленными товарами. А в супермаркетах «Сигма» отчасти представлены биологически активные добавки, но в минимальном объеме.

И второй момент. Потребнадзор и сейчас имеет право без предупреждения прийти на любое предприятие общепита или продуктового ритейла при наличии признаков угрозы здоровью и жизни граждан. А в иных случаях должны предупреждать за 24 часа. Так что сенсационности в этом законе никакой абсолютно нет, он лишь уточняет полномочия в сфере оборота медицинских изделий, препаратов и биологически активных добавок, – сказал Николай Андреевич.

После столь авторитетного комментария мы еще раз прочитали не только название упомянутого закона, но и его текст. И на всякий случай цитируем статью 2, которая в свою очередь вносит поправки в еще один закон: «Внести в федеральный закон от 2 января 2000 года No 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» следующие изменения:... 2) пункт 2 статьи 13 дополнить абзацем следующего содержания: «При организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов , материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется». Выделено нами.

А в аптечные сети мы тоже обратились. В трех частных от комментариев отказались наотрез. Зато главный инспектор аптечной сети ГУП АО «Фармация» Людмила Шелюк сказала просто:

– Мы законопослушные люди и готовы исполнять данный закон тоже. У нас существует система менеджмента качества, и то, что ужесточают требования, – мы только за, потому что считаем, что это правильно. Проблем мы не видим.

Людмила АСЮТЧЕНКО.

Быть производителем – невыгодно

Алексей Евдокимов, управляющий кондитерской «Меланж»:

– Внезапные проверки Роспотребнадзора – это нестрашно. У нас небольшой коллектив, всего 12 человек, все правила соблюдаем, следим за качеством, дорожим клиентами. Страшно, на мой взгляд, то, что вообще быть производителем невыгодно. Поставщики сырья говорят: «Мы по прайсам не работаем, работаем по фактическому курсу валюты». Сырье у нас – европейское. К сожалению, отечественное уступает ему по качеству. Добавьте к этому поднявшуюся цену аренды и коммуналки. Мы тоже были вынуждены поднять цену на свою продукцию, но не намного, иначе можем потерять покупателя. Но это только дало возможность чуть-чуть держаться на плаву.

А еще постоянное ужесточение правил. Например, с февраля кроме ГОСТов и ТУ будет действовать декларация продукции согласно Таможенному союзу. Что это, никто толком не знает, но без нее – нельзя. Мне каждый день звонят московские фирмы, предлагая оформить ее за 100–150 тысяч рублей. Я здесь консультировался, говорят, согласиться – все равно что деньги выкинуть. Надо самому. А как? Плюс проверки трудовой инспекции на соответствие рабочих мест и штрафы. Если вдобавок к этому придет Роспотребнадзор и оштрафует тысяч на триста, то 12 человек отправятся на вольные хлеба.

Сергей Чекрыгин, управляющий магазинами ИП Воронин А.Г., поселок Уемский:

– Я вообще думаю бросить это дело и в дворники уйти... У нас три небольших магазина. Продукты в основном первой необходимости – молоко, хлеб. Их каждый день машинами подвозят, все свежее. Мы тут все друг друга знаем, поэтому некачественный товар не продаем. Раньше, до обвала рубля, сами ездили в Москву, Питер за товаром. Но как доллар начал скакать, стало невыгодно: пока машина едет, все уже подорожало. Теперь берем на архангельских базах.

Последняя проверка Роспотребнадзора была у нас года три назад. Никаких замечаний не было. Если придет проверка внезапно, что ж, пусть проверяют. Это их работа. Но, конечно, не хотелось бы. Да и поедут ли они к нам? Далеко, чего бензин тратить.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.