Арктический Александр Матросов

19 августа 2017 17:30 Из газеты Море
В Северном морском музее с недавней поры находится макет «Сибирякова», сделанный в масштабе 1:100. Автор работы - В. Л. Нечеухин.
В Северном морском музее с недавней поры находится макет «Сибирякова», сделанный в масштабе 1:100. Автор работы - В. Л. Нечеухин.

75 лет назад, 25 августа 1942 года, ледокольный пароход «А. Сибиряков» вступил в неравный бой с фашистским тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» и совершил подвиг

Рейдер приказ не выполнил

На фашистском рейдере палуба была полна зрителей: немцы вышли посмотреть, как будет сдаваться русское судно – игрушка по сравнению с «Шеером», предназначенным для уничтожения судов и кораблей противника в одиночку, одним из самых грозных кораблей Германии.

— Мы поставили дымовую завесу; когда наша артиллерия открыла огонь по крейсеру, я сквозь клочья дыма увидел, что палуба его опустела, – вспоминал капитан «Сибирякова» Анатолий Алексеевич Качарава.

По мнению немецкого адмирала и историка Фридриха Руге, тяжёлый крейсер потопил «мужественно и искусно сопротивлявшийся большой ледокол».

Немецкий морской волк отдал должное нашим морякам.

Но что значит «большой ледокол» в сопоставлении с крейсером? У «Сибирякова» 1909 года постройки вскоре после 22 июня 1941 года вошедшего в ледокольный отряд Беломорской военной флотилии – четыре пушчонки калибра 76 и 45 миллиметров, у «Шеера» же, введённого в строй в 1934 году, только орудий вспомогательного калибра – восемь, 150‑миллиметровых, а ещё главный калибр – шесть пушек! Да восемь торпедных аппаратов, два самолёта. Экипаж – 926 человек. «Шеер» потопил немало транспортов Британии и Канады.

Рейдер был направлен в Карское море для уничтожения наших судов, кораблей эскорта и порта Диксон. «Шеер» приказ не выполнил: нашёл он только «Сибирякова», а подойти неожиданно к Диксону не дали ему как раз «сибиряковцы», которые шли далеко на север открыть новую зимовку. Для этого на борту парохода находились персонал новой полярной станции, плотники, а также ящики с оборудованием, аппаратурой и прочее.

С крейсера сигналили: спустить флаг, сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого, прекратить работу радиостанции, остановить машину, то есть сдаться. Гордый трудяга-пароход, много лет бороздивший Арктику (впервые с запада на восток по Северному морскому пути прошёл именно «Сибиряков» – об этом «Правда Севера» рассказывала в прошлом номере), отверг эти требования. И вступил в бой с крейсером.

Немецкий сигнальщик перестал махать флажками и убрался с опасного места. Однако – недолёт… А крейсер дал залп, второй… Пароход вздрогнул от страшного удара. Корма резко осела. «Сибиряков» стремительно терял и так‑то небольшой ход. В кормовой части возник пожар. Артиллерии на корме больше не существовало.

«Сибиряков» потерял связь с Диксоном. Но главстаршина Михаил Сараев вскарабкался вверх по мачте и натянул антенну. Радист снова застучал ключом. Пароход оповестил Советскую Арктику о рейдерской угрозе.

Беспримерный бой «Сибирякова» и последовавшая за ним героическая оборона Диксона сорвали немецкую операцию.

«Открой, Николай, кингстоны!»

Воспоминания капитана Анатолия Качаравы помещены в книге «Корабли-герои» в разделе о советских военных кораблях «Флот ведёт бой» (Москва. 1970). «Сибирякову», пароходу, составители книги отдали тем самым дань уважения.

Отрывок из воспоминаний:

«Запылал пожар на носу парохода. Этот пострашнее того, что вспыхнул на корме. Стена бушующего пламени отрезала артиллеристов, которые вели непрерывный огонь из носовых орудий. Стали рваться бочки с бензином.

Страшной силы взрыв словно подбросил пароход. Чувствую: этот снаряд попал в самое сердце корабля – машинное отделение. … Связь порвана. Кричу в переговорную трубку:

— В машине!

— Заливает… Вода хлынула… – доносится голос Николая Бочурко. (Бочурко – старший механик «Сибирякова». – С. Д.)

Вот и пришёл момент, когда пароход стал неподвижной мишенью. Теперь конец. Это ясно.

— Открой, Николай, кингстоны! – кричу в переговорную трубку. – Всем выходить наверх!

В эту минуту что‑то острое впивается мне в живот, с силой отталкивает руку…»

Старший лейтенант Качарава был тяжело ранен. Что происходило дальше, он узнал много позднее.

До боя на борту «Сибирякова» находилось около 100 человек. В плен попало 18 – кто погиб, кто умер в воде от переохлаждения. Отрезанный от других «сибиряковцев» стеной огня, в одиночку спасался кочегар – а по боевому расписанию старшина артиллерийского погреба носовых орудий – Павел Иванович Вавилов. На скалистом острове Белуха он прожил 34 дня. Питался варевом из галет и отрубей, доставшихся ему с погибшего родного парохода. Экипаж гидросамолёта во главе с Иваном Черевичным снял «робинзона» с территории, к которой всё ближе подбирались «хозяева Арктики», белые медведи.

После войны Павел Иванович Вавилов продолжал ходить в море. Ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Его именем назван один из арктических островов.

«Закоренелый помор», как он себя называл, боцман Андрей Тихонович Павловский рассказывал мне, что раненых принимали в шлюпку «крепкие мужики»:

— В первую очередь спустили капитана как тяжелораненого. Половину людей спустили на носилках… Пока мы рассаживались, смотрим – перед нами катер немецкий. Мы условились не говорить, что с нами капитан. А как же иначе?!. Когда катер начал нас забирать, пароход стал тонуть…

А вот что вспоминал парторг «Сибирякова» радист Михаил Фёдорович Сараев:

— На «Шеере», как потом выяснилось, я был почти сутки без сознания. Очнулся в одном помещении с Качаравой, который лежал весь забинтованный. «Сибиряковцы» называли его профессиональным полярником, меня – матросом… Издевательства и допросы начались в Норвегии. В Нарвике, на берегу. Меня там без наркоза резали, когда осколок вытаскивали… Затем был лагерь для военнопленных в Польше, под Гдыней. После войны нас наградили орденами Красной Звезды, Качараву – орденом Боевого Красного Знамени.

Не надо сравнивать с «Варягом»

«Сибирякова» сравнивают с «Варягом».

«Честь, конечно, большая. Но правомерно ли, как говорится, по морской и военной линии сравнение парохода с четырьмя пушками с крейсером первого класса «Варяг», который был вооружён двенадцатью 152- и двенадцатью 75‑миллиметровыми орудиями, шестью торпедными аппаратами? – задавался вопросом замечательный архангельский журналист и краевед Евгений Евгеньевич Салтыков. – «Варяг» у Чемульпо потопил японский миноносец, нанёс тяжёлые повреждения крейсерам «Осама», «Такачихо» и ряду других кораблей. А «Сибиряков», по сути, был безоружен против бронированного чудовища. Но он тоже не сдался врагу. Подвигу «Сибирякова» трудно найти аналогию в морской истории».

Точные слова нашёл командующий Северным флотом 1940–1946 годов Арсений Григорьевич Головко: он сравнил действия «сибиряковцев» с подвигом Александра Матросова. «… только это был коллективный подвиг, и тем он особенно дорог…»

Приспускают ли флаги?

После войны Анатолий Алексеевич Качарава некоторое время жил в Архангельске, в деревянном доме на улице Урицкого. Ходил в море капитаном ледокола «Леваневский». Права плаваний в «загранку», как бывшему пленному, ему не дали.

Затем капитан Качарава вернулся к южному солнцу, под которым родился в 1910 году в семье грузинского купца. Через три дня после легендарного боя ему исполнилось 32 года. В шестидесятые-семидесятые годы Анатолий Алексеевич возглавлял Грузинское морское пароходство. Умер в августе 1982 года в Батуми. В состав Грузинского пароходства вошёл в своё время танкер «Капитан А. Качарава».

В 12 часов 56 минут 25 августа 1942 года радиоцентр Диксона принял первое сообщение Качаравы о встрече с крейсером. В 14 часов 5 минут, через час и девять минут, связь с пароходом оборвалась. Но не навсегда!.. Хотя кто вспоминает о предложении Салтыкова относительно создания у нас диорамы, посвящённой бою «Сибирякова»? А знают ли на кораблях и судах о традиции, появившейся по приказу №103 командующего Северным флотом от 28 апреля 1965 года: проходя в пятимильной зоне от места героической гибели «Сибирякова», приспустить флаг, произвести звуковой сигнал и тем самым почтить память парохода-героя?..

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ. Копии документов из государственого архива предоставлены Северным морским музеем

Общество

16 июня

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 10 по 16 июня

15 июня

Без камуф­ляжа, с теле­фо­ном и свистком

15 июня

Тру­до­вая честь и роди­тель­ская слава

15 июня

Опрос архан­гель­ских выпуск­ни­ков: «Твор­чес­кие про­фес­сии вряд ли будут цениться»

14 июня

В Архан­гель­ске наг­ради­ли луч­ших мед­раб­от­ни­ков региона

14 июня

Сур­допе­рев­од­чик Свет­лана Вата­га: «Жес­товый язык не исчезн­ет никогда»

14 июня

Победи­те­ля­ми II меж­реги­ональ­ного кон­курса сочи­не­ний стали школь­ники из Архан­гель­ской области

14 июня

САФУ при­мет на бюд­жетные места три с полови­ной тыся­чи студентов

14 июня

На моле­кул­яр­ном уров­не: иммуно­те­ра­пия про­тив рака

12 июня

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 июня

12 июня

Архан­гель­ская область отмеча­ет День России

10 июня

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 3 по 10 июня

9 июня

В День Рос­сии в горо­дах Поморья прой­дёт флеш­моб «Русь тан­цеваль­ная»

9 июня

«Бюд­жет твоих воз­мож­нос­тей»: сде­лать Архан­гельск лучше

8 июня

В Архан­гель­ской област­ной кли­нич­ес­кой боль­нице откро­ют «Ней­ро­Дом»

Похожие материалы

22 апреля Общество

Вла­дель­цы плав­средств Архан­гель­ской области получа­ют раз­реше­ния «на вся­кий случай»

2 декабря Общество

Дерев­не в При­мор­ском райо­не гро­зит транс­пор­тная изоляция

23 ноября Общество

На речных пере­пра­вах Архан­гель­ска начи­на­ют рабо­ту буксиры

15 ноября Общество

Иван Лан­дин – герой осво­ения Аркти­ки, дав­ший в 1933 году остро­ву имя газе­ты «Прав­да Севера»

20 октября Общество

Спа­са­те­ли пре­дуп­режда­ют: в Архан­гель­ской области в выход­ные выход на воду опасен

5 сентября Общество

Над­еем­ся, что судь­ба «Миха­ила Сомо­ва» будет счаст­ли­вее, чем участь «Ермака», «Геор­гия Седо­ва» и «Оби»

4 сентября Общество

В Сев­гидро­мет приш­ло рас­поря­же­ние – под­гото­вить план ути­ли­за­ции судна «Миха­ил Сомов»

19 августа Общество

Аркти­чес­кий Алек­сандр Матросов

18 августа Общество

Ста­рей­ший дизель-элект­ро­ход Рос­сийско­го науч­ного флота «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» при­был в Архан­гельск

16 августа Общество

Яхта «Апос­тол Андрей», искав­шая следы экспе­ди­ции Вла­ди­ми­ра Руса­нова, вер­нулась в Архан­гельск

7 августа Общество

Задачу мира четы­рёх веков решили россияне

5 августа Общество

Топ­ливо из Архан­гель­ска везут даже на Чукотку