25.09.2020 15:49

Как не попасться на уловки мошенников

Pixabay (c)

Каждую неделю «Правда Севера» публикует новости о жителях Архангельской области, попавшихся на уловки мошенников

Последний подобный случай произошёл 15 сентября с пенсионеркой из областного центра, которая перевела мошенникам более миллиона рублей.

Примечательно, что консультанты банковского отделения, где она снимала деньги, пытались её отговорить, но женщина была уверена в своей правоте и всё-таки сняла свои сбережения и перевела их на счета мошенников.

Добровольно 

Всё дело в том, что мошенники часто пользуются «социальной инженерией». По данным крупнейшего банка страны, её доля в общем объёме мошенничества в отношении клиентов достигла 88 процентов. 

Основная цель злоумышленников - заставить вас добровольно перевести деньги и добровольно же выдать им ваши персональные данные. Кроме того, мошенники убеждают вас в том, что вы боретесь против них же - сообщают вам о том, что ваши деньги якобы кто-то пытается украсть, а они лишь вам помогают предотвратить эти «попытки».

Сегодня расскажем о самых распространённых схемах мошенничества и о том, как уберечь свои деньги и нервы.

«Вам звонит сотрудник безопасности банка...»

Несмотря на развитие информационных технологий и интернета, телефонное мошенничество остаётся одним из самых распространенных способов заполучить чужие деньги.

Чаще всего мошенники представляются сотрудниками безопасности банков, но бывают схемы и посложней - к делу подключаются несколько человек, которые отыгрывают разные роли - сотрудников государственных учреждений, полицейских и так далее. Весь этот спектакль для того, чтобы получить от Вас полный 16-значный номер карты, срок её действия и трёхзначный СVV-код.

Весьма распространённая схема выглядит так - вам звонит «сотрудник службы безопасности банка» и извещает вас о том, что вашу карту пытались взломать или совершили перевод и просит уточнить данные карты для исправления ситуации.

Ещё один вариант - вам звонят и просят сообщить код из смс-сообщения, направленного с якобы официального номера банка под любыми предлогами. Этот код нужен для того, чтобы мошенники попали в личный кабинет на сайте банка либо в мобильном приложении. Таким образом они получают доступ ко всем счетам и вкладам доверчивого гражданина.

«Ваша карта заблокирована»

Мошенническая схема с использованием смс-сообщений похожа на телефонные способы. Разница заключается в том, что информация приходит в текстовом варианте. В большинстве случаев рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией. 

Распространенный пример сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ» СМС, как правило, приходит якобы от имени банка, услугами которого пользуется человек. 

Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Когда напуганный человек перезванивает, его просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.

Ещё один распространенный вариант, когда мошенники связываются с владельцем карты и сообщают, что кто-то пытается привязать карту к другому номеру телефона. Для идентификации личности владельцу карты предлагается сообщить её данные. После этого мошенники проводят с карты перевод, клиенту приходит код подтверждения от банка, который он тоже сообщает мошенникам — также для «идентификации». Узнав код, злоумышленники могут перевести деньги на другую карту.

Фортуна лотерея

Ещё одна распространенная схема обмана, особенно популярная в нашей стране, это различные лотереи и розыгрыши призов. 

Например, вам приходит сообщение в одной из социальных сетей - о выигрыше в лотерею. Для получения «выигрыша» вас просят сообщить реквизиты банковской карты или предлагают поучаствовать в лотерее, для которой надо пройти опрос на сайте. 

Участникам «лотереи» обычно обещают крупную сумму. В реальности, банк никакого розыгрыша не проводит, сайт оказывается фишинговым (сайтом-ловушкой), а данные вашей карты попадают в руки преступников.

При получении новости о внезапном выигрыше, нужно очень критично к ней отнестись. Вам стоит проверить информацию на официальном сайте компании, сотрудниками которой представляются обращающиеся к вам люди. Если вам пишут друзья, проверьте, не взломали ли их страницу - просто позвоните им.

Безопасность зависит от вас

Помните, что важно всегда быть бдительными, особенно в том, что касается вашей финансовой безопасности. Взломать защитную систему банка практически невозможно, поэтому злоумышленники ищут другие способы, основанные на психологии людей. 

Главное правило — никогда не говорить незнакомым людям никаких личных данных по телефону, особенно смс-коды или номера банковских карт. Сотрудники банков никогда не спрашивают эти данные, тем более по телефону.

Существует несколько основных правил так называемой «цифровой гигиены», которые каждый должен знать и выполнять практически на автоматическом уровне:

·Запишите номера своего банка в адресную книгу телефона. Например, у Сбербанка это 900 или 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.

·Сразу заканчивайте разговор в сомнительных ситуациях. Позвоните в свой банк и сообщите о случившемся.

·Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит перевести денежные средства или секретные данные от карты и интернет-банка: ПИН-, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн.

·Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.

·Если вы получили сомнительное смс-сообщения, не нужно звонить по указанным в поступившей информации номерам и писать никаких ответных СМС.

·Совершать покупки в Интернете нужно только на известных и проверенных сайтах. А при осуществлении денежных переводов рекомендуем проверять адрес сайта: если в начале адресной строки стоит https, а в конце изображен закрытый замочек, то такое соединение считается безопасным.

·Подключите услугу смс-уведомлений для контроля ваших финансов.

·ПИН-код хранить отдельно от карточки и немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата банкоматом.

Кроме того, на сайте Сбербанка появился раздел «Ваша безопасность», в котором собрана полезная информация о том, как не стать жертвой обмана. Также вы можете проверить мошенника или сообщить о ставшем вам известном факте мошенничества. База регулярно обновляется.

Что делать, если деньги уже списали?

Если вы уже потеряли деньги, то карту нужно срочно заблокировать и обратиться в ближайшее отделение банка. Там вам нужно написать заявление о несогласии с конкретной расходной операцией. 

Обратите внимание, что банк может вернуть деньги только в том случае, если пользователь не нарушал правила безопасности пользования картой, а добровольное сообщение персональной конфиденциальной информации третьим лицам является одним из таких нарушений.

Большинство россиян, пострадавших от мошенников, не обращаются в полицию. Но даже если сумма потери незначительная, обязательно нужно написать заявление. Наличие нескольких обращений и подробная информация по каждому случаю могут оказать неоценимую помощь в пресечении новых преступлений. Но чтобы подобной неприятности не случилось, никогда не теряйте бдительность. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Материал подготовлен при поддержке "Сбербанка"