18.10.2014 11:36

«Оказывается, у нас огромный дефицит общения»

Вот уже больше года в Архангельске работает необычная служба экстренной психологической помощи – телефон доверия, организованный епархией.  Звонки принимаются ежедневно с 18 до 22 часов на  архангельский городской номер 41-28-24. О том, в  каких ситуациях люди обращаются на «православный телефон», рассказал настоятель архангельского  подворья Артемиево-Веркольского монастыря игумен  Феодосий.

Игумен Феодосий– Звонят в основном люди,  которые уже находятся на  пути к воцерковлению. Они  верят в Бога и хотят узнать  точку зрения на ту или иную  ситуацию именно в православном ключе, – рассказывает  отец Феодосий . – Примерно треть звонков при этом  совершается в момент переживания острого горя. Ведь  горе тоже нужно правильно  пережить, от этого будут  зависеть и последующее состояние человека, и часто вся  его дальнейшая жизнь.

Первым трубку берет дежурный консультант из числа добровольцев, прошедших подготовку, – такой,  как, например,  Людмила  Мазина , с которой мы познакомились. Людмила Вахитовна не психолог, она  нефтяник по образованию.  Но, уже будучи в зрелом  возрасте, сама пережила  большое горе и через это,  говорит, пришла к вере. В  пятьдесят с лишним лет получила второе образование  – богословское – и теперь  вот, на пенсии, дежурит на  телефоне доверия.

Вспоминает, например, такой случай. Позвонила женщина в состоянии депрессии:  муж, по обстоятельствам вынужденный работать в соседнем городе, на выходные стал  все реже приезжать к семье. А  у нее как раз самый сложный  период – на руках трое маленьких детей... Обращалась  к «мирским» психологам – те  посоветовали больше уделять  внимания себе, развеяться,  «начать ходить по театрам»...  Людмила Вахитовна посоветовала прийти побеседовать со  священником, исповедаться,  причаститься.

– Мы ничего не навязываем, только предлагаем.  А дальше человек уже сам  размышляет, – говорит отец  Феодосий.

– А если поподробнее,  какие есть возможности помочь? 

– На телефоне доверия дежурят люди воцерковленные,  имеющие свой опыт духовной  жизни и в некоторой степени  – духовное образование, то  есть закончившие как минимум духовные курсы при  СГМУ, – отвечает отец Феодосий. – Такой человек звонящего выслушивает. А дальше  может предложить встречу  с более узким специалистом  или священником. У меня,  например, уже были случаи,  когда ко мне приходили с  телефона доверия. Главное  здесь, на мой взгляд, – чтобы  человек позвонил и ему сразу  ответили. Чтобы не давали  поспешных советов, а именно  выслушали, и выслушали с  молитвой – что господь на  сердце положит, куда направить человека. Ведь слово  имеет колоссальную силу...

– Есть возможность отследить судьбу обратившихся? – спрашиваем у координатора службы «Православный  телефон доверия»  Татьяны  Рихтер.

– Если звонят повторно.  Но мы стараемся не подсаживать человека на телефон доверия. Вся работа  направлена на мобилизацию  сил позвонившего, чтобы он  выбрал для себя какой-то  вектор действий и попробовал справиться с ситуацией  сам, – говорит Татьяна.

– Православный психолог – он, по сути, говорит  человеку то же самое, что  и священник, только в более доступной форме, – дополняет отец Феодосий. –  К сожалению, батюшка не  всегда имеет возможность  продолжительно выслушивать человека. И тут мы со  специалистами-психологами  очень взаимодополняем друг  друга: исполнение духовных  закономерностей психологии  не противоречит.

Развод или предразводное  состояние – одна из самых  частых ситуаций, с которой  обращаются на православный телефон доверия.

– Почти все духовные  недуги произрастают из  детства, поэтому здоровая  семья – такая глобальная задача сейчас, – говорит отец  Феодосий по этому поводу. – Человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить  трезвость в любой ситуации  в самом широком понимании. И вот искусство борьбы  со страстями мы и пытаемся  донести. И это важнейшая  часть культуры внутренней  жизни, которой Россия некогда была богата.

– Есть ли опыт работы  с парами? Удается ли подтянуть к разговору другого  члена семьи, того, с кем  произошел конфликт?

– Многие подтягиваются.  Например, звонит бабушка,  озабоченная агрессивным  поведением внуков, затем  вместе с ней выходят на  связь родители. Как-то раз  был звонок от отца о том,  что дочка попала в секту, –  в результате работали с девочкой, ее удалось вернуть,  она прошла реабилитацию...  Бывает, звонят сразу по  двое, по трое... Но в основном подростки, что очень  для них характерно, – рассказывает Татьяна Рихтер.

– Отец Феодосий, работает  ли эта связь в обратном направлении, когда люди обращаются к священнику, а  он, видя ситуацию, советует  обратиться к квалифицированным психологам?

– Конечно. Можно сказать, уже выстроена такая  система. У нас есть ряд специалистов, которые с нами  постоянно сотрудничают.

– Получается, церковь берет на себя функции этакого  института комплексного сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях?

– И это совершенно нормально, все это тоже дело  церкви. И хорошо, что возрождается теперь профессиональный подход во всем.  Чем больше специалистов  будут сотрудничать и разделять это, тем лучше... Сегодня мы, например, уже можем посоветовать хорошего  врача из тех специалистов,  которых знаем, или педагога, который специализируется на работе с детьми,  имеющими проблемы.

Зачастую человек начинает говорить – и такой слой  вскрывается! У нас, оказывается, огромный дефицит  общения. А ведь живая беседа – такой тонкий процесс,  тут души соприкасаются. На  расстоянии, по Интернету,  так не получается. Несамостоятельность мышления современного человека – тоже  духовная проблема. Советский человек, надо сказать,  был гораздо более самостоятелен, у него был опыт подстрочного чтения, он умел  анализировать. Теперь, к  сожалению, наблюдается  чаще эффект массового заражения той или иной идеей  сродни переносу инфекции.  Люди мыслят одинаково и  от этого не всегда принимают правильное для себя  решение. Цинизм, уныние в  обществе – все оттуда.

– Хватает ли сегодня консультантов для православного телефона доверия?

– Чтобы дежурство на телефоне не прерывалось, мы  создаем «буфер» – обучаем  новых специалистов каждый год. Обучение длится  полгода, с ноября по май,  затем происходит отбор. Все,  кто хочет помочь, могут обращаться. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА. Фото ach-eparhia.ru.