Вот уже больше года в Архангельске работает необычная служба экстренной психологической помощи – телефон доверия, организованный епархией. Звонки принимаются ежедневно с 18 до 22 часов на архангельский городской номер 41-28-24. О том, в каких ситуациях люди обращаются на «православный телефон», рассказал настоятель архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря игумен Феодосий.
Игумен Феодосий– Звонят в основном люди, которые уже находятся на пути к воцерковлению. Они верят в Бога и хотят узнать точку зрения на ту или иную ситуацию именно в православном ключе, – рассказывает отец Феодосий . – Примерно треть звонков при этом совершается в момент переживания острого горя. Ведь горе тоже нужно правильно пережить, от этого будут зависеть и последующее состояние человека, и часто вся его дальнейшая жизнь.
Первым трубку берет дежурный консультант из числа добровольцев, прошедших подготовку, – такой, как, например, Людмила Мазина , с которой мы познакомились. Людмила Вахитовна не психолог, она нефтяник по образованию. Но, уже будучи в зрелом возрасте, сама пережила большое горе и через это, говорит, пришла к вере. В пятьдесят с лишним лет получила второе образование – богословское – и теперь вот, на пенсии, дежурит на телефоне доверия.
Вспоминает, например, такой случай. Позвонила женщина в состоянии депрессии: муж, по обстоятельствам вынужденный работать в соседнем городе, на выходные стал все реже приезжать к семье. А у нее как раз самый сложный период – на руках трое маленьких детей... Обращалась к «мирским» психологам – те посоветовали больше уделять внимания себе, развеяться, «начать ходить по театрам»... Людмила Вахитовна посоветовала прийти побеседовать со священником, исповедаться, причаститься.
– Мы ничего не навязываем, только предлагаем. А дальше человек уже сам размышляет, – говорит отец Феодосий.
– А если поподробнее, какие есть возможности помочь?
– На телефоне доверия дежурят люди воцерковленные, имеющие свой опыт духовной жизни и в некоторой степени – духовное образование, то есть закончившие как минимум духовные курсы при СГМУ, – отвечает отец Феодосий. – Такой человек звонящего выслушивает. А дальше может предложить встречу с более узким специалистом или священником. У меня, например, уже были случаи, когда ко мне приходили с телефона доверия. Главное здесь, на мой взгляд, – чтобы человек позвонил и ему сразу ответили. Чтобы не давали поспешных советов, а именно выслушали, и выслушали с молитвой – что господь на сердце положит, куда направить человека. Ведь слово имеет колоссальную силу...
– Есть возможность отследить судьбу обратившихся? – спрашиваем у координатора службы «Православный телефон доверия» Татьяны Рихтер.
– Если звонят повторно. Но мы стараемся не подсаживать человека на телефон доверия. Вся работа направлена на мобилизацию сил позвонившего, чтобы он выбрал для себя какой-то вектор действий и попробовал справиться с ситуацией сам, – говорит Татьяна.
– Православный психолог – он, по сути, говорит человеку то же самое, что и священник, только в более доступной форме, – дополняет отец Феодосий. – К сожалению, батюшка не всегда имеет возможность продолжительно выслушивать человека. И тут мы со специалистами-психологами очень взаимодополняем друг друга: исполнение духовных закономерностей психологии не противоречит.
Развод или предразводное состояние – одна из самых частых ситуаций, с которой обращаются на православный телефон доверия.
– Почти все духовные недуги произрастают из детства, поэтому здоровая семья – такая глобальная задача сейчас, – говорит отец Феодосий по этому поводу. – Человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить трезвость в любой ситуации в самом широком понимании. И вот искусство борьбы со страстями мы и пытаемся донести. И это важнейшая часть культуры внутренней жизни, которой Россия некогда была богата.
– Есть ли опыт работы с парами? Удается ли подтянуть к разговору другого члена семьи, того, с кем произошел конфликт?
– Многие подтягиваются. Например, звонит бабушка, озабоченная агрессивным поведением внуков, затем вместе с ней выходят на связь родители. Как-то раз был звонок от отца о том, что дочка попала в секту, – в результате работали с девочкой, ее удалось вернуть, она прошла реабилитацию... Бывает, звонят сразу по двое, по трое... Но в основном подростки, что очень для них характерно, – рассказывает Татьяна Рихтер.
– Отец Феодосий, работает ли эта связь в обратном направлении, когда люди обращаются к священнику, а он, видя ситуацию, советует обратиться к квалифицированным психологам?
– Конечно. Можно сказать, уже выстроена такая система. У нас есть ряд специалистов, которые с нами постоянно сотрудничают.
– Получается, церковь берет на себя функции этакого института комплексного сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях?
– И это совершенно нормально, все это тоже дело церкви. И хорошо, что возрождается теперь профессиональный подход во всем. Чем больше специалистов будут сотрудничать и разделять это, тем лучше... Сегодня мы, например, уже можем посоветовать хорошего врача из тех специалистов, которых знаем, или педагога, который специализируется на работе с детьми, имеющими проблемы.
Зачастую человек начинает говорить – и такой слой вскрывается! У нас, оказывается, огромный дефицит общения. А ведь живая беседа – такой тонкий процесс, тут души соприкасаются. На расстоянии, по Интернету, так не получается. Несамостоятельность мышления современного человека – тоже духовная проблема. Советский человек, надо сказать, был гораздо более самостоятелен, у него был опыт подстрочного чтения, он умел анализировать. Теперь, к сожалению, наблюдается чаще эффект массового заражения той или иной идеей сродни переносу инфекции. Люди мыслят одинаково и от этого не всегда принимают правильное для себя решение. Цинизм, уныние в обществе – все оттуда.
– Хватает ли сегодня консультантов для православного телефона доверия?
– Чтобы дежурство на телефоне не прерывалось, мы создаем «буфер» – обучаем новых специалистов каждый год. Обучение длится полгода, с ноября по май, затем происходит отбор. Все, кто хочет помочь, могут обращаться.