11.06.2017 09:10

Строитель судов и караульщик истории

Спуск на воду теплохода «Варандей»
Судокорпусники во время торжественного спуска «Варандея». В центре – бригадир Игорь Головин

Мы открываем рубрику «Люди Севера», посвящённую 80‑летию области. Открываем разговором с человеком, которого можно назвать хранителем истории «Красной Кузницы»

Предприятия с более богатой историей, чем этот завод, в нашей области просто не найти – в 1693 году сам Пётр I заложил Соломбальскую государственную верфь. В следующем году исполняется 325 лет с этого знаменательного для всей России события.

Чем хороши исторические даты? Они дают возможность вспомнить о людях. Владимир Яковлевич ЛукинК счастью, у нас есть возможность поговорить с человеком, который более полувека строил и ремонтировал суда на знаменитом на всю страну заводе. А ещё он хранит множество документов, фотографий, аккуратно разложенных по историческим событиям, непосредственным участником которых был он сам. Сегодня Владимир Яковлевич Лукин – наш собеседник – корпусник с 54‑летним стажем. 13 июля ему исполняется 80 лет. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знаком почёта, четырьмя медалями. Почетный работник морского флота. Одиннадцать лет заведовал музеем «Красной Кузницы» на общественных началах.

– Владимир Яковлевич, вы трудились на «Красной кузнице» во времена, когда рабочая профессия была востребована и почётна. Вы тогда это ощущали?

– А как же! Не случайно на «Красной Кузнице» работали столько династий – Головины, Кротовы, Шведюки, Брилины… Сам я окончил ремесленное училище номер два, сейчас это училище имени Орешкова. Из тех ребят, которые учились в нашей группе, многие вышли в люди…

– Вы родились в Шалакуше Няндомского района. Как вы из глубинки попали в судокорпусники?

– Я окончил семилетку, отец погиб в 1945 году, мама работала уборщицей на вокзале, ей надо было кормить четверых детей. Куда мне было дальше учиться? Год отработал на железной дороге. А потом выписал «Правду Севера», там была рубрика «Куда пойти учиться». Стал выбирать. Увидел – ремесленное училище, есть гособеспечение…

– Тяжело было привыкать к новой жизни?

– Тогда об этом не думали – тяжело или легко? Учились два года, жили в общежитии Терехина, 3, сорок человек в одной комнате. Ходили в форме. Дисциплина – военная. После занятий придём, шинелечки сдадим бабе Дуне – всё, никуда не уйдёшь. Каждый вечер проверка, нас собирала воспитатель Ольга Дмитриевна Ефремова. И каждый божий день, кроме банного, стоим, поём гимн Советского Союза: «Союз нерушимый республик свободных…»

– А в банный день почему не пели?

– Было много хлопот, бельё меняли…

– Кроме бани были развлечения?

– В выходные в нашем общежитии устраивались танцы под гармошку. К нам приходили токарихи, которые жили на Левачева,1. Все они были из детдома.

– Токарь – такая мужская профессия…

– Токарь‑то? Нет, на заводе было много женщин-токарей. Ну, конечно, тяжёлая работа. С металлом, а потом ведь целый день надо стоять у станка, не присядешь даже.

– Но детдомовским, наверное, выбирать не приходилось…

– Раньше их до семи классов учили, а потом – в ФЗУ или в РЕУ. У меня жена Олеся тоже из детдома, в училище с ней познакомились, потом она токарем на «Красной кузнице» работала. А когда ей палец оторвало, стала инструменты выдавать. Она из Матигорского детдома, их с Украины выслали. Потом реабилитировали.

– Поженились вы, когда на заводе уже работали?

– Да, я уже и армию отслужил. А знаете, как мы начинали семейную жизнь? Рассказываю внукам – не верят! В комнате размером в 14 квадратных метров жили три семьи и ещё одна девчонка.

– Как вы там размещались?

– Нормально! Четыре кровати к стенкам поставили, а посредине маленький столик.

– Дети рождались?

– А как же! Тогда не было никаких ночников, ребёнок капризничает или кормить надо, включали общий свет – всё, выспались! Потом нам с Олесей дали комнату на общем коридоре на Левачева, 17, а рядом с домом трамвай ходил. Вот мы радёхоньки были! А затем и квартиру получили. Тут уж радость – не передать.

– Особенно, если поживёшь в таких условиях…

– А мы ведь хорошо тогда жили, очень дружно. Мы до сих пор все как родственники. В общежитии никогда ни склок, ни ругани не случалось. Друг другу помогали, друг друга выручали. На жизнь не обижаюсь.

– Владимир Яковлевич, а на «Красную Кузницу» работать трудно было попасть?

– Когда учились в училище, то практику проходили на «Красной Кузнице». Я проходил в бригаде Анатолия Васильевича Сидоровского…

– Известная фамилия.

– Сидоровский впоследствии стал Героем Социалистического Труда. Мне, конечно, повезло, что я попал в эту бригаду. А после окончания училища мы два года работали, тогда очень правильно делали, что не забирали сразу в армию, а давали закрепиться на производстве. Это сейчас человек и диплома не получил, и производства не увидел, а его в армию – дают лишь справку, что он учился в училище. Куда он потом пойдёт?

– После армии вы, конечно, вернулись в бригаду Сидоровского?

– Получилась такая незадача. Пришёл в кадры, к тому времени я уже имел пятый разряд, а мне говорят – судокорпусники не требуются. Было такое время. Меня взял к себе жить Сидоровский, это частный дом на Смолокурова, 44. Поехал в Северодвинск, на «Звёздочку», тогда там был только один цех. А на Яграх – только один дом, помню, кирпичный, пятиэтажный, адрес – Нахимова, 3. И была деревянная столовая. Но там не было общежития. Что делать? А ещё в это время к Сидоровскому пришёл участковый – соседка «настучала», что у него живёт человек без прописки.

Мне Сидоровский подсказал – иди в райком партии, а я в армии стал кандидатом в члены КПСС. Пошёл. Замсекретаря по промышленности Деткова выслушала меня, сняла трубку, позвонила в заводской отдел кадров. И говорит мне: «Иди в кадры». Я в кадры пришёл, меня отправили такелажником в трубопроводный цех. Был и этому рад – мне дали общежитие в Кемском посёлке по адресу Корпусная, 8.

– А какая работа у такелажника?

– Мы ездили на лошади, женщина управляла, а я был грузчиком. Трубы на судно увезём, что‑то привезём. Суп возили на обед в трубопроводный цех.

– Не обидно было заниматься такой подсобной работой вам, специалисту-судокорпуснику?

– Знаете, обидно. До армии я собирал немецкие плавкраны, нам три штуки пришли. И тут как раз пришёл кран, я бы мог на его сборке работать. Однажды меня увидел Сергей Дмитриевич Головин…

– Тоже известная фамилия…

– Это уважаемая на заводе династия. Сын Сергея Дмитриевича Игорь Сергеевич потом стал делегатом XXVII съезда КПСС. А Сергей Дмитриевич тогда работал старшим мастером в корпусном цехе. Он увидел, что я на лошади еду, удивился: «Ты чего на лошади?! Ты же кран собирал до армии!» И пошёл к директору. Вернулся: «Пиши заявление!» Началась работа в корпусном цехе. Мы строили и ремонтировали суда, строили цеха, причалы с установкой на них портальных кранов. За семилетку «Красной rузнице» дали орден Трудового Красного Знамени.

– У вас большой цех был?

– Когда я стал замначальника цеха, у нас работало 500 человек. Это сейчас в организации двадцать человек – и обязательно генеральный директор.

– С планами тогда было строго…

– Что вы говорите! До смешного доходило! У меня на участках работали Герой Соцтруда Анатолий Васильевич Сидоровский, он возглавлял бригаду судокорпусников, это была бригада Коммунистического труда; Александр Павлович Седовин – бригадир электросварщиков, депутат Верховного Совета СССР двух созывов; Игорь Сергеевич Головин, депутат горсовета, руководил другой бригадой судокорпусников. У всех у них высокие награды – ордена, медали. Значит, придут корреспонденты, спрашивают – как вы план выполняете? Я отвечаю – у меня все передовые, все план выполняют на двести процентов, а я не могу план выполнить и на сто.

– Как же так?

– У них была норма в нормочасах, а у меня в сметочасах. И эти две единицы никак не состыковывались. О, этот план! Голова так болела!

– А самые радостные воспоминания тех лет?

– Самое зрелищное – когда спуск на воду нового судна. Соблюдались все традиции с петровских времён – канат рубили топором.

– Шампанское разбивали?

– А как же! Крёстная мать была на каждом судне – с техотдела или с бухгалтерии… У нас был боковой спуск – судно идёт, идёт – и бах в воду! Волны такие поднимаются… Чувствуешь – тут и твой труд. И гордость.

– И всё же тяжёлая у вас работа была…

– Наша специальность сложная, тяжёлая, ответственная. У меня слух потерян, раньше мою специальность называли «глухари». Потому, что пневматикой клепали. Мы ходили по цеху с открытым ртом, чтобы не оглохнуть. «Дрэ-дэ-дэ-дэ…» А когда перешли на газовую резку, на электросварку, стало по‑другому. Но в отпуск идёшь и думаешь: скорее бы он закончился – и на работу! Очень тянуло. Особенно, когда работал бригадиром судокорпусников.

– На спуск, как в известном фильме, семьями ходили?

– А как же! В день спуска ворота на «Красной кузнице» были открыты. Я своим внукам говорю – что‑то своими руками сделайте, и вы такую радость ощутите.

– Небольшую книжку «Вот такая моя биография» вы посвятили внуку Артёму. Он ваш единомышленник?

– Я говорю – ты, Артём хитрый – сына Владимиром назвал. Чтобы я нянчился. Но это мне – в такую радость! У меня семь внуков, четыре правнука. На днях был на последнем звонке у внука Руслана, он заканчивает одиннадцать классов. И он мне вдруг вручает письмо. Прочитал – просто до слёз тронул – такие он слова мне написал.

– А куда ваш внук собирается поступать?

– Он решил подать документы в МГИМО и МГУ.

– А на «Красной кузнице» бываете?

– Бываю. Правда, на её территории сейчас 64 предприятия. Хорошо, что работают. А то мне 20 марта 2007 года вручили уведомление о сокращении, зарплату до этого десять месяцев не платили. Никто тогда из руководства завода не сказал «спасибо» или «до свидания». Сейчас многие наши прежние кадры вернулись на завод. В основном работают на предприятии «Оптимист», там директор – Павел Андреевич Герасимов, дай Бог ему здоровья, который церковь строит в Соломбале. И, мы, ветераны, ходим к ним, что‑то и подсказать можем.

– Большая ветеранская организация на «Красной кузнице»?

– 800 человек – по‑прежнему друг за друга держимся… Вот только сердце болит за музей. Когда его закрывали, я заболел на нервной почве. Сейчас Пал Андреевич помещение выделил для музея. Там уже мы повесили портреты ветеранов войны, другие фотографии. Но этим делом заниматься надо. А у меня столько материала накопилось – думаю, кому передать? В перестройку ведь свою историю не ценили, забывали.

– Но сейчас, согласитесь, к истории другое отношение. И ваши материалы ещё будут востребованы.

– Книгу надо писать о «Красной кузнице»! Удивляюсь, почему этого не сделал очень сильный директор Сергей Дорофеевич Заголовский, который в этой должности проработал 22 года? «Красная кузница» при нём очень поднялась. Это был её расцвет. Наверное, думал, что успеется… А жизнь показывает – нельзя ничего откладывать. Издать бы такую книгу – в память о нём и о всех тех, кто работал на «Красной кузнице», отдавая ей свои жизни…

******************

от всей души

Письмо дедушке Володе

«Любимый мой дедушка! Ты всегда был и будешь моей гордостью, ценностным ориентиром. Только с искренней улыбкой я вспоминаю дни, проведенные с тобой – мое счастливое детство. Всегда стараюсь прислушиваться к твоим советам и напутствиям, позволяющим сделать правильный выбор или принять решение. Ты для меня что‑то доброе, искренне-чистое, душевно-теплое.

Когда‑то давным-давно я пошел в детский сад – ты со мной шел за руку, я поступил в первый класс – ты стоял со мной на школьной линейке, сейчас я – выпускник, ты по‑прежнему со мной. Я желаю, чтобы ты всегда был близок ко мне, ведь ты – огромная, неотъемлемая часть моей жизни. И когда‑нибудь мои дети с таким же необычайным интересом будут слушать рассказ из твоей жизни!

Я люблю тебя! Твой внук Руслан. 25.05.2017»

*******************************

Взяли – и срастили!

кормаВладимир Яковлевич принёс в редакцию несколько листов бумаги, написанных от руки, в которых рассказывает об поистине уникальных операциях, которые проводили инженеры и рабочие «Красной кузницы» в разные годы. Сегодня расскажем лишь об одной из них, которую на «Красной кузнице» провели в 1956 году.

Эта работа требовала и филигранной точности, и высокого мастерства. Ведь предстояло нос суднаиз двух половинок потерпевших крушение теплоходов создать один, полноценный, работоспособный.

Речь идёт о возрождении теплохода «Тбилиси» типа «Либерти». Он участвовал в северных конвоях, был торпедирован немецкой подводной лодкой и потерял носовую часть. Другое судно этого типа во время шторма переломилось на волне и потеряло кормовую часть.

Взяли – и срастили!Мастер корпусно-сварочного цеха Василий Егорович Полосин предложил смелую идею – срастить эти две части однотипных судов в одну! Такой ремонт по своей сложности был выполнен впервые в стране и в мировой практике. Сложность ремонта заключалась в том, что имеющийся на заводе плавдок не мог поднять такого судна. Техническим отделом завода под руководством Валентина Михайловича Цепляева была разработана технология сращивания двух частей судна с использованием дока-кессона.

С окончанием всех работ морской флот получил судно грузоподъёмностью 11,5 тысячи тонн.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО, фото из архива Владимира Лукина и Артёма Келарева