12.03.2021 11:02

Архангельский многопрофильный реабилитационный центр прекратил набор первоклассников

Фото из архива «Правды Севера»

Информация об этом появилась в конце января. Родители забили тревогу – не является ли это шагом к полному закрытию школы на базе центра?

По домам!

В случае, если центр действительно прекратит образовательную деятельность, большинство детей, уверены родители, окажутся «по домам», так как школы Архангельска не приспособлены для учеников на колясках.

– Больше половины выпускников реабилитационного центра поступает в высшие и средние специальные учебные заведения. Это ли не показатель эффективности? Зачем разрушать то, что работает отлично? – недоумевают родители.

Напомним, центр был создан в 1996 году. Вначале размещался в старом, неприспособленном здании, затем состоялся переезд в новый дом – «Дом счастья», – который построили при поддержке федеральной программы «Дети России».

И вот уже двадцать пять лет в центре занимаются обучением, лечением и социальной адаптацией детей с детским церебральным параличом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы. Это единственное учреждение в Архангельской области и на Северо-Западе России, где реализуется комплексный подход к абилитации и реабилитации особых детей. В 2009 году центр был удостоен общественной награды «Достояние Севера».

«Дополнительный вид деятельности»

С просьбой защитить права детей на реабилитацию и образование родители обратились «во все инстанции» – написали коллективные письма в областную прокуратуру, Союз общественных объединений инвалидов, в региональное министерство труда, занятости и социального развития. На прошлой неделе проблему центра обсуждали и в областном Собрании депутатов – на заседании комитета по здравоохранению и социальным вопросам.

Как пояснил Фёдор Терентьев, исполняющий обязанности регионального министра труда, занятости и социального развития, образовательная деятельность на базе центра полностью всё‑таки не прекратится. Дети, которые обучаются в центре сейчас, продолжат учиться там до 11 класса. А вот что касается нового набора, то, по словам Фёдора Терентьева, «центр реабилитационный, и основная его задача – оказывать услуги по реабилитации».

Александр ФардзиновАлександр Фардзинов, начальник управления социального развития министерства, при этом уточнил, что образовательная деятельность в уставе центра указана как «дополнительный вид деятельности».

– Но на сегодняшний день работа центра, связанная с социальной реабилитацией, минимальна, – заявил Александр Фардзинов. – Центр практически осуществляет деятельность по образованию. При этом потребность в реабилитационных услугах каждый год возрастает. И абсолютно неприемлемо, когда из‑за отсутствия возможности получить такую реабилитацию тяжёлого ребёнка, у которого есть семья, определяют в дом-интернат.

По данным министерства, из 133 детей школьного возраста, получивших по итогу года социальные услуги в центре, 102 – ученики школы центра.

– Помещения центра в первой половине дня заняты этими школьниками, а вторую половину дня эти же школьники занимают помещения для реабилитационных, социальных услуг. Получается, одни и те же дети целый день занимают одни и те же помещения, – подытожил Александр Фардзинов.

Но решится ли проблема, если забрать что‑то у одного больного ребёнка и отдать другому? Это как в грамматической задачке: «Учить нельзя реабилитировать». Где поставить запятую?

Ольга Богданова– С 2012 года мы просим о помощи, – говорит директор центра Ольга Богданова, – нам катастрофически не хватает помещений, а детей всё больше. Но что построено за это время?

По словам Ольги Богдановой, 25 лет назад ей посчастливилось организовать уникальное учреждение.

– Было трудно, – признаётся директор. – Строился центр именно как центр-школа. 29 апреля – наш день рождения. Я думала, мы будем отмечать эту дату, доказав всем, что шли правильным путём. И услышать сегодня, что центр «снизил качество услуг по социальной реабилитации»… Я в корне с этим не согласна! Госзадание, которое выдаётся, мы выполняем достойно.

Сохранить и приумножить

По словам Галины Королёвой, начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Архангельской области, не существует никаких законодательных противоречий в том, что учреждение социального обслуживания осуществляет образовательную деятельность. Решая вопрос обучения в центре, необходимо определить образовательный маршрут каждого ребёнка, исходить из объективной оценки психолого-медико-педагогической комиссии.

Галина Королёва– Если дети по состоянию здоровья могут посещать муниципальные школы, то необходимо определить несколько школ в разных районах города, создать там комфортные условия, как в многопрофильном уникальном центре, – говорит Галина Королёва. – Но не надо разрушать то, что уже есть. Надо сохранить и приумножить.

По её словам, вопрос нехватки помещений и расширения услуг центра поднимался не раз – пора сесть за стол переговоров и помочь всем детям, в том числе и самым тяжёлым, которые прежде всего нуждаются не в образовательных услугах, а в постоянном уходе и присмотре.

По данным департамента образования Архангельска, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются сегодня в шести школах Архангельска. Рассматривается возможность организовать такое обучение в школе №20, которую готовы «дооборудовать», и школе №50, что в Кемском посёлке.

В декабре 2021 года в Архангельске завершится и строительство новой школы на 860 мест – там готовы открыть один первый класс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Правда, как уточнила Нина Филимонова, директор департамента образования, – «с нормой интеллекта».

Елена Шинкарёва– С установкой городского департамента – не брать детей с нарушениями интеллекта, – мы категорически не согласны, – говорит Елена Шинкарёва, председатель Союза общественных объединений инвалидов. – Союз считает это дискриминирующим заявлением. Каждый ребёнок по закону имеет право на обучение в школе по месту жительства. Когда в Архангельске откроется новая школа, кстати, пока единственная, построенная в соответствии с требованиями доступной среды, там обязательно должны быть классы, причём не один, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

По мнению Елены Шинкарёвой, общая ситуация с доступностью в Архангельске оставляет желать лучшего. И ни завтра, ни через пять лет Архангельск не сможет в полной мере обеспечить эту доступность. Поэтому отказаться от образовательной лицензии центра сегодня преждевременно. Образовательные услуги в центре необходимо сохранить, считают в Союзе.

По данным главного бюро медико-социальной экспертизы области, в Архангельске на 1 января – 387 детей школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, которым установлена инвалидность.

– Не все эти ребята на колясках, – поясняет Елена Шинкарёва. – Но, по данным департамента образования Архангельска, всего шесть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата учатся в общеобразовательных школах. В специальных коррекционных школах ещё 77 таких ребят. Это дети, у которых есть нарушение опорно-двигательного аппарата и умственная отсталость. В итоге – 83 ребёнка. Получается, остальные дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в городских школах вообще не учатся.

102 ребёнка из 387, по словам Елены Шинкарёвой, посещают многопрофильный реабилитационный центр. Фактически это учреждение берёт на себя основную нагрузку по обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

– На мой взгляд, ненормальная ситуация, – говорит председатель Союза. – В системе социального обслуживания в первую очередь должны быть дети, у которых самые тяжёлые нарушения. Когда в 2018 году многопрофильный реабилитационный центр получал образовательную лицензию, Союз поддерживал, исходя из того, что городские власти начнут делать конкретные шаги – приспосабливать школы Архангельска к особым детям.

Но реальных шагов, чтобы брать на учёбу детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, мы сегодня не видим, – констатирует Елена Шинкарёва. – Большинство таких учеников находится на домашнем обучении. И это не обучение, когда ребенок «зачислен» в школу, к нему приходит учитель два раза в неделю – социализации нет, родители не имеют возможности работать.

– То, что сил центра на всех не хватает – это так, – говорит Елена Шинкарёва. – Спрос на услуги огромен. Но с точки зрения морали, подход к решению вопроса – кого из детей предпочесть, если мест мало – абсолютно неправильный. Необходимо искать возможности расширяться, чтобы охватывать всех. Быстро решить проблему не получится, но власти обязаны делать шаги постоянно. Нельзя ничего не делать, ссылаясь на отсутствие денег.

«Мечту выступать на сцене наши дети выстрадали»

Центр был гордостью города и области, надеждой и спасением для многих семей.

В 2009 году Архангельский опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья – такое название носил тогда многопрофильный центр – был выдвинут на конкурс «Достояние Севера» и стал победителем среди 17 соискателей в номинации «Предприятие непроизводственной сферы».

Церемония награждения состоялась 19 декабря в Камерном зале Поморской филармонии.

Как тогда сообщили в департаменте здравоохранения и социальной политики мэрии, при открытии в 1996 году муниципального опорно-экспериментального реабилитационного центра его главной целью являлось «обучение ребят с детским церебральным параличом, предоставление им возможности выйти из стен дома и общаться со сверстниками».

«До этого времени дети могли смотреть на окружающий мир только через окно своей квартиры, они не посещали детские сады, школы; для них были закрыты двери кинотеатров, театров, музеев, а опыт общения ограничивался посещением лечебных учреждений. Открытие ОЭРЦ дало многим семьям надежду на изменение отношения в обществе к ребёнку «не такому, как все». (Цитата с официального сайта администрации Архангельска, декабрь 2009 года)

В декабре 2015 года в Архангельске впервые прошёл областной фестиваль семейных театров «Сказка приходит в твой дом». Среди главных организаторов фестиваля был и Архангельский опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. С его директором Ольгой Богдановой мы делали интервью об этом событии. И запомнилась фраза, которую сказала тогда Ольга Константиновна: «Мечту выступать на сцене наши дети выстрадали».

По её словам, желание заняться театральной деятельностью началось с поездки в Москву много лет назад. Воспитанники центра – группа ребят вместе с родителями и воспитателями – были там на отдыхе. Их пригласили в Большой театр на спектакль. Ребята с нетерпением ждали встречи. Но буквально за день до события, по словам Ольги Константиновны, раздался звонок: «Вы, пожалуйста, не всех своих детей берите». Мол, пригласить‑то мы вас пригласили, но тех, которые на колясках и не совсем выглядят, уж их не везите, займите чем‑нибудь…

А воспитателям передали «объяснение», что «в театр люди ходят отдыхать. И зрители могут сделать замечание, дескать, купили билеты, а вы нам кого привезли?»

Это к вопросу о «доступной среде», которая не только в пандусах, но и в головах…

«Если честно, я тогда потеряла дар речи, – вспоминает Ольга Богданова. – Несколько минут сидела в оцепенении, потом разрыдалась… С тех пор, наверное, у меня «пунктик» и появился, связанный с театром».

На спектакль никто из воспитанников центра в тот раз не поехал – отказались все. Через несколько лет ребята сами выступили на сцене Архангельска – сделали «свой» театр. Так появился первый спектакль «Волшебник Изумрудного города» на сцене областного драмтеатра.

Это стало возможным благодаря Инне Геннадьевне Соловьёвой из благотворительного фонда «Время Добра». Именно она создала уникальный проект. После премьеры к Инне Геннадьевне подошла с претензией руководитель одной из школ, которая привела на премьеру своих детей: «Почему на афише не написали, что выступают дети-инвалиды?!»

А это к вопросу об инклюзивном образовании…

«Будет ли наш ребёнок успешен на уроках в обычной школе? Там ведь темп другой, класс переполненный. Не получится ли, что он будет сидеть на последней парте и за четверть его спросят один раз. Ведь говорит он медленно или вообще молчит. Разве будет учитель работать с учеником, который носом на компьютере набирает текст?

Мы за то, чтобы ребёнок учился в комфортной среде. Чтобы социализация и инклюзия были через творчество, общение, такие вот фестивали. А кивать на Запад – какая там чудесная инклюзия… В нашем центре нет неуспешных детей. Потому что всё в комплексе – и учёба, и реабилитация, и психологическое сопровождение. В этом уникальность центра». («Правда Севера», 2015 г.)

Построили пандус, а дальше?
Елена Бакаева, мама особого первоклассника:

– Ради обучения сына мы переехали из Североонежска в Архангельск. В Плесецком районе условий для учёбы не было совсем. Центр дал шанс, что сын сможет получить образование, найти своё место в жизни. И сейчас этот шанс собираются отнять?

Юлия Соколова, мама восьмиклассника центра:

– Ребёнок с инвалидностью не может учиться, если теряет чувство комфорта и безопасности. В центре созданы все условия. Ребята находятся под постоянным контролем медиков. И каждый, с учётом особенностей здоровья, может не только учиться, получать лечение, но и заниматься творчеством, спортом – это социализация. Дети гордятся собой, забывают о своих диагнозах, мечтают…

Светлана Иванова, бабушка особого ребёнка:

– Когда сам не сталкиваешься с этой проблемой, её трудно понять. Доступная среда – это не только поручни, пандусы, лифты. Это и уникальные специалисты. Построили пандус, а дальше? Самое важное – перестроить менталитет. В Европе к инклюзивному образованию шли десятилетиями, а мы хотим сделать всё «по‑быстрому» – не получится…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ