18.09.2014 09:56

Кризис первоклассника

1 сентября
Ольга Бобрецова

Что произошло с вашим сыном-первоклассником? Еще вчера с удовольствием выводил в прописях буквы, хвастался перед друзьями новеньким ранцем, летел в школу как на крыльях, а сегодня энтузиазм явно поубавился...

– Это совершенно нормальная ситуация, – говорит психолог Архангельского кризисного центра «Надежда» Ольга Бобрецова. – Просто в жизни вашего малыша наступил сложный и серьезный период. В психологии даже есть такой термин – «кризис первоклассника». У ребенка происходит изменение рода деятельности. То есть, если дошкольник больше играет, бегает, шалит – ведет такой активный образ жизни, то школьник – у него уже другая роль. Ему надо 35–45 минут сидеть спокойно на одном месте и при этом еще и слушать учителя.

Если в садике быстро сменяются занятия – песни попели, почитали, погуляли. То в школе – «свобода» лишь несколько минут на перемене. Меняется образ жизни, меняется психологическая составляющая личности. Происходит ломка прежнего образа жизни и становление нового. И ребенку требуется время, по крайней мере физиологическая адаптация продлится минимум 21 день.

– То есть надо просто набраться терпения?

– Да. И самое – главное оказать семейную поддержку. Ребенок должен понимать, что, несмотря на то, что он стал первоклассником и статус его поменялся: «ты больше не малыш», – родители любят его по-прежнему. Причем любым. Поэтому не стоит проявлять явное недовольство: «Ты что, не знаешь, как себя надо в школе вести?» Он знает, просто не всегда может справиться с собой «новым». Лучше сказать: «Я понимаю, что тебе тяжело перестроиться, но давай договоримся – ты будешь стараться. В школе другие правила. Но я уверена – у тебя получится».

– А может, слова еще и поощрениями подкрепить?

– Поощрения, безусловно, важны. Но не походы в кафе и увеселительные центры. А элементарные удовольствия – вместе книжку почитать, блинов напечь. Изменил поведение? Организуйте маленький семейный праздник со словами: «Мы гордимся тобой».

– Часто можно услышать от родителей, что они даже первоклассникам назначают «стипендию». А это вообще педагогично давать детям деньги за хорошие отметки?

– Материальная выгода – не тот мотив, ради которого ребенок должен учиться. Ребенок учится не ради оценок, не ради материальных поощрений, а ради знаний. И, чтобы в его головушке не произошла подмена понятий, лучше не измерять успехи деньгами. В начальной школе ребенок учится учиться. Особенно в первом классе. Это вообще самый важный год, когда можно отбить желание к учебе, а можно развить. Сам решил задачку? Молодец! Ведь в жизни тоже бывают трудные задачи. А ты сегодня сделал первый шаг к их решению.

– С поощрением понятно. А с наказанием как быть?

– С ребенком надо разговаривать. Не кричать, а именно разговаривать. И никакого физического насилия. Ваш малыш взрослеет, в семь лет у него уже формируется критическое мышление. И когда мы учим детей, что драться плохо, а сами при этом можем шлепнуть за двойку, то он понимает – родители занимают двойственную позицию. И ваш авторитет как родителя, который учит одному, а делает – по-другому, может пошатнуться.

– Какие еще ошибки совершают родители?

– Ребенок приходит из школы домой. Интересуйтесь его успехами искренне. Причем вопросы надо задавать так, чтобы он захотел ответить: «Что нового ты узнал сегодня? Сколько раз улыбнулся в школе? По какому поводу? Из-за чего ты сегодня расстроился?» Откажитесь от завышенных ожиданий, мол, я в твои годы! Вы – это вы. А ваш ребенок – совершено другая планета. И не обязательно, что он будет в точности повторять ваши успехи или неудачи. Откажитесь от сравнений с другими детьми: «Посмотри, как хорошо учатся Таня или Петя». Это бесполезно – желание учиться пропадет и понизится самооценка. Первый класс – это еще и замечательное время для формирования самостоятельности. Начните с малого – приучите самостоятельно собирать рюкзак с вечера. Но важно, чтобы не вы положили туда пенал, тетрадку, а сам ребенок. Забыл? Ну что же, придет в школу без пенала – расстроится. Дома обязательно поговорите: «Я тебе сочувствую. Но что ты сделал для того, чтобы пенал оказался в рюкзаке?»

– В свете самостоятельности. Помогать ли ребенку с уроками?

– Конечно, хорошо, если сын, дочка все школьные задания выполняют с легкостью сами. Но, если ребенок обращается за помощью, не стоит отмахиваться: «Ты уже первоклассник. Должен все знать сам». Испытывать затруднение при обучении – нормально. Спросите, что именно непонятно. Иногда достаточно проговорить условие задачи вместе. И даже если в школе не задают домашнее задание, повторение – мать учения. Попросите показать вам школьную тетрадку. Расспросите, как делали задание на уроке. Предложите ребенку побыть в роли учителя и объяснить вам задание. Игровая форма – хороший способ не просто закрепить знания, но и повысить желание учиться. Если при выполнении домашнего задания у вас возникли разногласия. Например, сын говорит, что учитель объясняла эту задачку вот так, а вы считаете, что решается по-другому, не подрывайте авторитет учителя. Не стоит объявлять: «Мало ли, что там учительница напридумывала! Я знаю, как надо!» Лучше подойти в школу и все выяснить, чем разрушать связь «учитель – ученик». Если учитель перестанет быть для ребенка авторитетом, то и знания в школе будут усваиваться хуже. И постепенно ребенок вообще перестанет прислушиваться к учителю.

– Когда можно первоклассника отпускать в школу одного? И можно ли вообще?

– Здесь все индивидуально. Любой кризисный период в жизни ребенка связан с формированием новых обязанностей. И родителю надо честно ответить самому себе на вопрос: «Я боюсь за ребенка или за свое собственное мироощущение?» Чаще всего ребенок может справиться с новой обязанностью. И первоклассник тоже может сам ходить в школу. Но научить его безопасности – задача папы с мамой. Для начала необходимо, конечно же, проделать путь «дом–школа» вместе. Потом предложить ребенку, чтобы он шел впереди, а вы – метрах в пяти от него. Посыл такой: «Я буду рядом. Ты можешь на меня рассчитывать». Важно дать ребенку чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Если ребенок не готов ходить в школу один, не форсируйте события. Постепенно он научится проявлять самостоятельность. Просто помните, что ответственность не может быть ничьей. Один не дал – другой не взял. Если мы своему ребенку не будем передавать дозированно эту ответственность, то откуда он ее возьмет?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ. Фото Павла Кононова.