09.12.2014 07:15

Чтобы школьный автобус не гонял под сто километров в час

Андрей Буйновский в диспетчерской регионального навигационно-информационного центра

В области создана региональная система мониторинга транспорта. Как она работает и какие уже принесла результаты – об этом наш сегодняшний разговор с Андреем Буйновским, директором Архангельского телекоммуникационного центра, в структуру которого входит областной навигационно-информационный центр, чьи специалисты осуществляют этот мониторинг.

– Андрей Станиславович, кому пришла в голову идея контролировать перемещение нашего транспорта?

– В 2012 году вышло постановление правительства Архангельской области, которое регламентировало создание в регионе навигационно-информационного центра. Эти полномочия были переданы нам – Архангельскому телекоммуникационному центру.

Что такое региональный навигационно-информационный центр? Закупается сервер, аккумулирующий и обрабатывающий информацию, закупаются специализированные программы, способные работать с информацией, которую передают навигационные блоки, установленные на транспорте, обеспечивается коммутация со всеми заинтересованными службами и контролирующими органами. Получаются лицензии, сертификаты. Наши специалисты занимаются тем, что эту информацию обрабатывают.

Мы начали с того, что закупили около двухсот навигационных блоков. 180 из них были переданы областному министерству образования, которое в свою очередь передало их в школы. Школы – это, если можно так выразиться, одни из наших приоритетных «клиентов», потому что существует постановление федерального правительства о том, что все автобусы, перевозящие детей, в обязательном порядке должны быть оборудованы навигационными блоками.

Другое дело, что далеко не весь школьный транспорт, что есть в области, заведен в нашу систему. Так, у нас сегодня насчитывается 292 автобуса, перевозящих детей; из них 174 оборудованы навигационными блоками, но только 86 включены в областную систему мониторинга транспорта.

– А что дает подключение к вашей системе? Только навигационного оборудования недостаточно?

– У директора школы может не найтись времени отслеживать движение своего транспорта в режиме онлайн. И чаще всего так оно и происходит. У нас же есть диспетчерская служба, где специалисты постоянно мониторят движение транспорта. Если возникает какая-то нештатная ситуация, водитель имеет возможность по тревожной кнопке передать сообщение или по громкой связи связаться и сообщить, что, например требуется объезд или изменение маршрута.

Наши специалисты могут задать маршрут движения транспортного средства и зону, за которую водитель не имеет права выезжать. К примеру, существует короткий путь, но по нему нельзя возить детей. И если автобус по нему поехал, то наши диспетчеры сразу это зафиксируют и сообщат директору школы. Речь ведь идет о безопасности перевозок.

Важен также скоростной режим. У нас была ситуация, когда директор школы, изучив данные мониторинга, пришла в ужас – водитель, перевозя детей, гнал со скоростью чуть ли не под сто километров в час.

Все эти данные аккумулируются на нашем сервере, хранятся в течение года и могут быть в любой момент доступны как руководству образовательного учреждения, так и министерству образования.

Но нужно понимать, что термин «школьный автобус» применим к тому транспорту, который перевозит детей на регулярной основе. Помимо этого у нас в системе еще 105 транспортных средств, перевозящих детей.

Если все пойдет хорошо, то к 1 июля 2015 года все школьные автобусы будут, во-первых, подключены к нашей системе, а во-вторых, оснащены соответствующим оборудованием.

– Какой еще транспорт, помимо школьного, подключен к системе?

– В первую очередь мы работаем с государственными учреждениями. Помимо образовательных, это учреждения здравоохранения, коммунального хозяйства...

Учреждения здравоохранения сейчас очень активно подключаются к нашей системе. У них есть свои нормативные акты, по которым они обязаны свой транспорт «видеть». Сейчас вот от Вельска пришла заявка на подключение транспорта, от Верхнетоемской больницы. Транспорт Первой городской больницы Архангельска полностью заведен в нашу систему...

К нашей системе также подключен пассажирский межмуниципальный транспорт. Область у нас большая, перевозчиков много, случается всякое, а у нас очень плотное взаимодействие с агентством по транспорту, равно как и с министерством образования.

Благодаря нашей системе специалисты областного агентства по транспорту имеют возможность удаленно, со своих компьютеров, отслеживать перемещение транспорта между муниципальными образованиями. Система устроена таким образом, что оповещение идет либо через каждые 500 метров, либо через каждые полминуты, либо если транспорт резко поворачивает.

Опять же скоростной режим можно отслеживать. Водителям автобусов, которые ходят из Архангельска в Новодвинск, пришлось, например, объясняться с собственником, когда тот, посмотрев наши материалы, увидел, что они буквально устраивают на дорогах ралли. С тех пор он не только заказывает нам ежедневные отчеты по перемещению принадлежащих ему транспортных средств, но и сам контролирует его онлайн.

– Но в вашу систему не попадают, наверное, те, кого называют нелегалами, а «ралли» – это, как правило, по их части...

– Алгоритм такой: мы заводим в систему маршрут, описываем все остановки и графики движения. Создаем так называемый паспорт маршрута. Его утверждает агентство по транспорту. После того как оно его утвердило, агентство направляет письмо перевозчику с просьбой в месячный срок обеспечить передачу информации в региональный навигационный информационный центр. Поэтому речь, разумеется, идет только о транспорте, который имеет договоры с областным трансагентством.

– А городской общественный транспорт тоже «ваш»?

– Нет, к нашей системе подключен только транспорт, подведомственный областному агентству по транспорту. Хотя заявки поступают и от городского транспорта...

– На экране в вашей диспетчерской мы видели и такси. Им зачем, чтобы за ними кто-то следил?

– Есть руководители таксопарков, которые самостоятельно приняли решение контролировать свой транспорт. Причем они даже не пользуются услугами нашей диспетчерской службы, мы просто аккумулируем и храним для них эту информацию.

Подключение к нашей системе помогает оптимизировать работу таксопарков и сокращает издержки. Практика показала: на 20–45 процентов после установки навигационного оборудования снижается расход топлива, исчезают внеплановые маршруты...

Мы также планируем контролировать речные перевозки. У нас много островных территорий, нарекания по работе этого вида транспорта от населения идут постоянно.

– Теплохода у нас можно ждать часами...

– Проблема в том, что перевозчики отчитываются не по количеству перевезенных пассажиров, а по количеству совершенных рейсов. Так, например, были ситуации, когда перевозчик возил свадьбу, а бюджет ему за это еще и заплатил. Или, например, смотрит перевозчик – по графику у него сегодня восемь маршрутов, и думает: а объединю-ка я их. А люди стоят на набережной и ждут...

– Так ведь и расписание зачастую невозможно найти...

– После того как отладим контроль над речными перевозками, мы собираемся запустить программу, установив которую себе, скажем, на телефон, пассажир будет не только знать расписание транспорта, но и видеть, где в настоящий момент находится его автобус или теплоход и через сколько будет на остановке...

В планах у нас также войти в системы ЭРА ГЛОНАСС (система экстренного реагирования при авариях) и «112». Мы хотим стать единым навигационным центром, который будет аккумулировать информацию по мониторингу транспорта и предоставлять ее заинтересованным службам.

Записала Наталья БЕЛЯЕВА. Фото Николая Гернета.

Для справки:

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Архангельский телекоммуникационный центр».

Направления деятельности – сооружения связи (обслуживает восемь антенно-мачтовых сооружений связи); телевидение (на обслуживании находятся 20 приемопередающих телетрансляционных комплексов и одна земная передающая спутниковая система связи); телематический узел связи; видеомониторинг строительства объектов для расселения из аварийного жилья; восполнение резервов материальных ресурсов по ликвидации ЧС; региональная система мониторинга транспорта.

На сегодняшний день в региональной системе мониторинга транспорта зарегистрировано 640 транспортных средств.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.