Кегостров, Ластола, Чубола, Кальчино, Тойватово, Красное, Онишево, Реушеньга — жители этих островных территорий без речного транспорта, как без ног. А ещё есть дачники, для которых загородная земля — поилец и кормилец.
Но речные трамваи – не только транспортное средство, но и украшение Архангельска.
В коллективе Архангельского речного порта исторически сложилась преемственность поколений. Здесь работают как опытные капитаны, так и молодые. Многие северяне наверняка наслышаны о девушке-капитане Александре Хохловой. Про неё сюжеты транслировались на самых разных телеканалах вплоть до международного RussiaToday. Ещё один представитель нового поколения речников – Вячеслав Правдин – приветливый капитан пассажирского теплохода «Сапфир-1», сияющего белизной двухпалубного речного трамвая.
Навигация на миллион
Вячеслав родом из деревни Чубола-Наволок Приморского района. После школы поступил в училище имени С. Н. Орешкова на судоводителя. Практику проходил на флоте Речпорта. По окончании «Орешки» пять лет работал мотористом, капитаном стал пару лет назад.
«Сапфир» родом из Санкт-Петербурга, по типу судна принадлежит к серии «Москва», что ходят по Северной Двине. Был приобретён в позапрошлом году. Вячеслав лично его «перегонял» в Архангельск и контролировал процесс восстановления в Лайском Доке. Теплоход прошёл основательную реконструкцию: была заменена вся техническая начинка, отремонтированы салон, капитанская рубка, бытовые помещения. За шесть лет Архангельский речной порт отремонтировал и сделал комфортными для пассажиров все теплоходы. Всего в парке Речпорта — девять речных трамваев.
- Ставили двигатели, помогали слесарям при сварочных работах, отделочные работы провели. Теплоход для нас, получается, - второй дом: всё лето здесь проводим, - говорит Вячеслав Правдин.
Первую навигацию на поморской воде «Сапфир» успешно совершил в прошлом году. Нагрузка у судов Архангельского речпорта — серьёзная. С архангельского причала только до Кегострова и обратно за сутки перевозят более тысячи человек. В летние выходные пассажиропоток на причале составляет около пяти тысяч человек в день. По словам капитана, для осени характерен ажиотаж на Чубольской и Вознесенской линиях. За полноценный период навигации общий пассажиропоток на речных линиях и вовсе достигает миллиона человек.
Впрочем, не только стандартными рейсами жив речной флот. Северяне и прогулочные рейсы любят, и свадьбы проводят на теплоходах, и дни рождения здесь отмечают.
Терпение и труд
Работа — интересная, говорит капитан. Но, конечно, без нюансов не обходится. Бывают и штормы, и туманы. Дует западный ветер — поднимается большая волна, начинается качка. Вячеслав, вспоминает, как в своё время они с начальником шли на замену судна и пришлось пережидать шторм, затянувшийся чуть ли не на двое суток, «привязавшись к берегу».
Другой момент — гости нет-нет, да и выскажут претензию. И тут, по словам Вячеслава, нужно проявлять терпение: гости — они и есть гости. А свои, местные пассажиры к работе речников относятся с пониманием, многие друг друга знают в лицо. Дачники-завсегдатаи – тоже дружелюбны.
- Бывает, опаздывают люди, просят нас подождать. Это, например, дачники, у которых дома находятся по Чубальской и Тойватовской линиям. А сами они едут из Северодвинска, попадают в пробки, Звонят диспетчеру или знакомым: «Подождите пять минут». И мы идём навстречу.
Новый вокзал
Сейчас Архречпорт занят важным проектом – строительством нового речного вокзала на набережной. Здание необходимо речникам и пассажирам.
- Конечно, мы привыкли на судах жить, но вокзал очень нужен, особенно в зимний период. Коллектив наш в вагончиках размещается. И людям лучше: не будут стоять под дождём и ветром, - говорит капитан «Сапфира».
Подготовка земельного участка началась ещё в 2015 году. Но, как рассказывает представитель застройщика Роман Жих, участок очень сложный, со всех сторон окружённый зданиями – общественно-деловой центр DELTA, учебный корпус САФУ, жилой дом, макаровские бани, являющиеся памятником архитектуры. Проект трижды проходил градостроительный совет. В итоге, чтобы планируемое здание вписалось в существующий архитектурный ансамбль, его пришлось сильно скорректировать.
Но сложность состояла не только в эстетических вопросах. Для того, чтобы освободить так называемое пятно застройки и начать строительство пришлось перенести водопроводные и канализационные сети. Зона около памятника архитектуры была поставлена на учёт, а эксперты Института археологии РАН раскопали ценные, на их взгляд, артефакты вроде лаптей, монет и стекол с клеймом. В итоге окончательно все вопросы разрешились буквально месяц назад.
Сейчас ведутся завершающие работы нулевого цикла, и к концу июля здание начнёт расти вверх.
- На сегодняшний день у нас есть все разрешения, и мы приступили непосредственно к строительству. Если не будет форс-мажорных обстоятельств, мы надеемся, что в навигацию 2019 года вокзал уже будет работать, - говорит Роман Жих.
По его словам, здание вокзала будет четырёхэтажным. Весь первый этаж отведут пассажирам (зал ожидания, кафе, комната матери и ребёнка, медпункт, туалеты и другое). Здесь смогут единовременно разместиться сто человек. Помещения верхних этажей будут предназначены для сотрудников Архангельского речного порта (диспетчерская служба, кабинеты для капитанов, мастерские, складские помещения, развалки, душевые).
Здание строится с учётом потребностей маломобильных групп населения. Есть договорённости с компанией «Аквилон-Инвест» о совместном проведении благоустройства. Кроме того, известно, что прогулочную зону в этой части набережной Северной Двины муниципалитет планировал благоустроить, привлекая федеральные средства. В свою очередь Речпорт готов оформить территорию в зоне своей ответственности в едином стиле с остальным пространством набережной.