Ольга Виткова:
«Нам надо приучить детей к здоровому питанию»

30 сентября 2020 16:53 Из газеты Образование
фото Артема Келарева
фото Артема Келарева

Председатель комитета по культурной политике, образованию и науке областного Собрания депутатов Ольга Виткова о горячем питании в школах, выплатах за классное руководство и дистанционном образовании в эпоху коронавируса

– Ольга Константиновна, с 1 сентября ученики младших классов получают горячее питание в школах. С какими проблемами столкнулся регион, чтобы организовать этот процесс?

— Ключевое слово в послании Президента РФ, которое касалось организации питания для учеников первых – четвёртых классов, – это стопроцентный охват. То есть регион мог получить федеральное финансирование при условии, если горячий обед получат все дети. Но мы столкнулись с тем, что не все школы в области имеют пищеблоки, и более того – возможность организовать горячее питание есть не во всех учреждениях, особенно – в малокомплектных школах в труднодоступных районах. Поэтому когда в мае появился порядок распределения федерального финансирования, получилось, что регион может кормить 53 тысячи школьников, а 100 ребят – не может. Только за счёт средств областного бюджета полностью организовать этот процесс мы бы не смогли. Поэтому на июньской сессии мы приняли обращение к министру просвещения РФ с просьбой внести изменения в порядок распределения федеральной субсидии.

Тем более что с такой проблемой столкнулась не только Архангельская область. Всё лето школы готовились к организации питания детей. В июле, по данным регионального управления Роспотребнадзора, в 35 муниципальных школах были замечания по готовности пищеблоков и столовых. На их устранение из областного бюджета было выделено более 8,2 миллиона рублей, часть из них пошла на закупку технологического и холодильного оборудования для 18 малокомплектных школ, часть – на устранение замечаний. В середине августа регион получил средства из федерального бюджета на организацию питания начальной школы. И с 1 сентября всех ребят начали кормить горячими обедами.

– Но всё же остались школы, где сегодня питание организовать невозможно?

— Да, речь идёт о 18 малокомплектных школах, в начальных классах которых обучаются 80 ребят. Сейчас для таких школ прорабатывают разные варианты: приобретаются холодильники, оборудование для подогрева пищи, рассматривается вопрос использования в дальнейшем готовых блюд шоковой заморозки. В качестве временной меры сейчас мы приобретаем набор продуктов на неделю и выдаём его родителям для организации домашнего питания, потому как зачастую перемены в таких школах большие – часовые, и дети успевают сходить покушать домой.

– С начала питания стала появляться информация от родителей, что в каких‑то школах порции больше, в каких‑то – меньше. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— В школах у нас сегодня две системы организации питания. Где‑то оно организовано силами школьных столовых, где‑то – с помощью привлечённой организации. За счёт средств федерального бюджета компенсируется набор продуктов питания на одного ребёнка – это 73 рубля 51 копейка. А затраты на приготовление пищи, содержание оборудования, заработную плату поваров, оплату электричества и т. д. несёт либо предприниматель, либо школа. И если затраты школ, которые содержат столовые, уже учтены в бюджете, и их несёт муниципалитет, то по затратам, когда питание обеспечивает привлечённая компания или предприниматель, вопрос открытый. Он будет прорабатываться в рабочем порядке. В сельских школах, например, где сами затраты на столовые меньше, есть возможность даже увеличить объём питания. Например, там дают второе, салат, яблоко и йогурт.

– Не каждый ребёнок съест такой объём…

— Да, и здесь тоже есть нюанс, связанный с ситуацией, в которой мы с вами сейчас находимся – коронавирус. Например, если ребенок берёт яблоко и йогурт с собой из столовой, то в школе потом он может съесть только яблоко. Йогурт уже необходимо нести домой. Зачастую детям это соблюдать трудно.

– Жалобы на качество питания уже были?

— Не на само качество – здесь строго следит Роспотребнадзор, на качественный состав продуктов. Речь идёт о культуре качественного питания. Есть обращения от родителей, которые говорят, что мой ребёнок без майонеза и кетчупа ничего есть не будет. Мы объясняем: лимонад, чипсы и майонез – это, пожалуйста, дома. Школа должна обеспечить здоровое питание, поэтому в меню предусмотрены овощи и фрукты. Мы часто общаемся с коллегами, многие отмечают, что большинство современных детей не приучено есть овощи, например, салат с морковкой, свёклой или капустой. Они зачастую оставляют это на тарелках. Но в любом случае мы будем мониторить эту ситуацию и работать со всеми обращениями от родителей.

– В этом году ещё одно новшество – выплаты за классное руководство…

— Да, на выплаты за классное руководство регион получил 303 миллиона рублей из федерального бюджета. Хочу подчеркнуть, что эти средства выделены не на весь учебный год, а на остаток текущего финансового года. Выплату получат более 6,5 тысячи педагогов. Выплата осуществляется с учётом районного коэффициента и северной надбавки. Выплата является доходом, поэтому облагается налогом – первое время были такие вопросы. Но в среднюю заработную плату, что самое актуальное, она не входит. То есть это отдельные средства, которые будут зачисляться классному руководителю не в составе заработной платы, а отдельной суммой, поэтому он будет ежемесячно видеть её и в расчётном листке, и при переводе денежных средств на карту.

– В школах уже действовали системы стимулирования за классное руководство. Эти выплаты их отменяют?

— Нет, это не раз подчёркивал Президент РФ Владимир Путин, когда предлагал ввести подобные выплаты. Действующие стимулирующие выплаты за классное руководство закреплены в положении об оплате труда каждой образовательной организации. Где‑то это фиксированная сумма, где‑то это процентная доплата. И мы с коллегами, и региональное министерство образования акцентируем внимание на том, что все действующие выплаты должны быть сохранены.

– Если педагог выполняет функции классного руководителя в нескольких классах, он сможет получить выплату за каждый класс?

— По условиям федеральная выплата может быть удвоена, если педагог осуществляет классное руководство в двух и более классах. Понятно, что эта ситуация больше характерна для сельской местности, для малокомплектных школ. При этом есть федеральные нормативы, в которых подразумевается, что малокомплектные классы – от восьми человек. Проблема региона в том, что у нас есть классы, в которые учатся один – два ребёнка. И поэтому, безусловно, педагоги в больших школах, где в классах по 25–30 детей, вопросы задают. Но пока норма такая: один класс – одна выплата. Просто когда готовили проект по выплате, в регионах запросили информацию не по количеству классов, а по количеству классных руководителей. Если учитель вёл, например, три класса, то его посчитали как одного классного руководителя. Надо время, чтобы этот процесс устоялся. Все средства на осуществление выплат в муниципальные образования направлены, разъяснения даны. Поэтому нам остаётся отслеживать ситуацию и совместно с министерством решать возникающие вопросы.

– Планируется ли переводить школы на дистанционное обучение, ведь в регионе последние две неделе фиксируется рост заболевших коронавирусом?

— В данный момент мы не видим непрогнозируемого роста заболевания среди школьников. Поэтому мы согласны с позицией регионального оперативного штаба: если заболел ребёнок в классе, то на дистанционное образование выводится класс, а не закрывается школа. Школы у нас очень разные. Мы по весне рассматривали возможность не переводить на дистанционку школы в отдалённых труднодоступных территориях, сельские школы, где была нулевая ситуация по заболеваемости. Тем не менее, Роспотребнадзор тогда достаточно жёстко настаивал на дистанционке.

Выстроить систему дистанционного обучения за год невозможно, этот опыт надо нарабатывать. Какие‑то педагогические коллективы перестроились быстро, другим потребовалось больше времени. Другой вопрос – готовность детей к дистанционному процессу. Не все вошли в ритм, не все готовы в нём работать активно. Поэтому дистанционка – это крайняя, вынужденная мера. Ведь у нас был опыт работы, когда из‑за сильных морозов дети учились дома. Безусловно, как форма обучения она больше подходит для старших классов, где дети готовы к лекционному восприятию материала, к самостоятельной работе и с учебниками, и с дополнительной литературой. В начальных классах выстроить этот процесс труднее. Все наработки дистанционного обучения не пропадут, будут развиваться. Но как дополнительная форма образования, а не основная.

Анастасия ВОЛОДИНА

Общество

16 апреля

Май для рос­си­ян нач­нётся с двух четы­рёхд­не­вных рабо­чих недель

16 апреля

Онколо­гов не раду­ет сни­же­ние заболе­ва­емос­ти

16 апреля

Жите­ли Архан­гель­ской области нача­ли обращать­ся в боль­ницы с уку­сами клещей

16 апреля

Воен­ные про­сят не бес­поко­ит­ся – в Севе­род­винске прой­дут учения

16 апреля

Бук­сиры на Реушень­гу будут ходить с 18 апреля

16 апреля

Полномо­чия главы Виног­рад­ов­ско­го райо­на Алек­сея Табо­рова прек­раще­ны досрочно

16 апреля

Ледо­ход на Север­ной Двине раз­вива­ет­ся на двух участках

16 апреля

Рабо­ты на водоп­ров­од­ных тру­бах на улице Гага­рина в Архан­гель­ске нач­нутся 17 апреля

15 апреля

Более пяти­деся­ти тысяч доз вак­цины от COVID-19 поступи­ло в Архан­гель­скую область за послед­ние два дня

15 апреля

Вла­ди­мир Путин пору­чил избавлять­ся от излиш­ней бюрок­ра­тии в социаль­ной сфере

15 апреля

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет кон­курс «Моло­дые лиде­ры Поморья-2021»

15 апреля

Пер­вый шаг к ЕГЭ сде­лали сегод­ня выпуск­ни­ки школ Поморья

15 апреля

В Архан­гель­ске на месте сне­сен­ной часов­ни постро­ят новый храм

15 апреля

Поморье при­со­еди­няет­ся к Дик­танту Победы

15 апреля

Стар­то­вал прием доку­мен­тов на получе­ние сер­тифи­ката на лет­ний отдых ребенка

Похожие материалы

16 апреля Общество

Онколо­гов не раду­ет сни­же­ние заболе­ва­емос­ти

14 апреля Общество

Роди­тели Лесо­зав­од­ской сред­ней школы в Коно­ше двад­цать лет борют­ся за стро­итель­ство новой школы

13 апреля Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 апреля

11 апреля Общество

Путь мор­ских офи­це­ров в XIX – нача­ле XX века лежал через Архан­гельск

7 апреля Общество

Архан­гельск – Казань: рабо­тать вмес­те выгодно

6 апреля Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит седь­мого апреля

4 апреля Общество

Беседа с пси­хо­ло­гом: Син­дром «выжжен­ной совести»

3 апреля Общество

«Хоть зуба­ми вце­пись. Одна попыт­ка будет»

2 апреля Общество

Болезнь-неви­дим­ка и «свя­тая трои­ца»: как в Архан­гель­ской области лечат анев­ризму аорты

1 апреля Общество

Побывать в селе Ломо­носо­во и вер­нуть­ся к обеду в Архан­гельск

30 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 31 марта

28 марта Общество

Спа­са­те­ли-спе­ле­оло­ги Поморья отраба­тыва­ют спо­собы спа­се­ния людей в пещерах

27 марта Общество

«У Ясина лиш­няя хро­мо­со­ма, но сам он – не лишний»