«Ну, погоди!» – в помощь

22 января 13:12 Из газеты Образование Молодёжь
Михаил Панков
Михаил Панков

В Архангельске приступили к созданию особого центра помощи детям с эмоциональными и поведенческими нарушениями. В нём будут не лечить, а тренировать, в том числе очень необычно – с помощью мультиков

Без таблеток

Над созданием центра работают учёные из института медико-биологических проблем САФУ. Планируется, что центр станет структурным подразделением федерального университета, и посещать его смогут дети со всей области. Дату открытия пока не называют: лицензирование – процесс долгий. Но по условиям областного гранта, в рамках которого ведётся эта работа, центр должен появиться до конца 2020 года.

Михаил Панков, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем, рассказал, что в новом центре будут тренировать психические реакции, чтобы помочь ребёнку научиться управлять своим состоянием. Технология, по словам Михаила Николаевича, известная, по‑научному она называется – технология биологической обратной связи. Ребёнок даже не поймёт, что его учат: «упражняться» он будет, просматривая мультики и играя силой мысли на «волшебном» экране.

Михаил Панков Михаил Панков объяснил принцип действия:

— На голову ребёнка накладывают электроды и предлагают привлекательное задание, например, посмотреть мультик. Для детского мозга мультик – это серьёзная нагрузка. Если ребёнок смотрит его внимательно, датчики это считывают, и изображение на экране прекрасное. Как только внимание падает – идут помехи. И ребёнок без всякого внешнего воздействия, контролируя и настраивая сам себя, – потому что можно тренировать все высшие психические функции, как и силу мышц, – развивает в себе нужные качества, такие, как, например, внимание.

Разумеется, речь идёт о мультиках и играх на экране в малых дозах. Тренировка по такой технологии занимает всего около 15 минут в день. И таких сеансов необходимо 15–20. По словам учёного, достаточно ходить через день в течение месяца-полутора.

Кстати, исследования в Архангельске показали, что самым мощным «тренировочным» действием обладают классические «Том и Джерри», «Ну, погоди!»… Правда, и их через некоторое время приходится менять на «свеженькие»: по опыту наших учёных, уже после трёх просмотров в короткий период ребёнок запоминает мультфильм настолько, что эффект от тренировки снижается.

Я поинтересовалась, нет ли опасности, что привыкшему тренироваться «на мультиках» будут требоваться всё более сильные раздражители? Учёный заверил, что этого не случится.

— Дело в том, что и тут тренировка идёт по тому же принципу, что и мышечная: после введения определённой нагрузки достаточно уже просто «поддерживать форму», – пояснил Михаил Николаевич. – Мы работали с детьми, у которых стоит диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность», и за месяц-полтора занятий получали устойчивый эффект. Поскольку он достигался в столь сжатый период, то был особенно заметен: родители рассказывали, что дети стали приносить из школы вместо двоек четвёрки.

Значит ли это, что можно таким образом тренировать ребёнка в домашних условиях?

— Несмотря на кажущуюся простоту, задействовано специализированное оборудование. Такой комплекс стоит сейчас порядка пятиста тысяч рублей. И нужен специалист, который может правильно наложить электроды, который разбирается в энцефалограмме и кардиограмме, так как тренировать функциональное состояние мозга можно по разным физиологическим параметрам. Пока ребёнок «смотрит», специалист должен быть всё время рядом, – сказал Михаил Панков.

Лучше – с детского сада

Оборудование архангельские учёные закупили ещё несколько лет назад, и опыт работы по технологии биологической обратной связи уже большой. Михаил Панков рассказал, что в будущем центре смогут оказывать помощь детям в так называемых пограничных психических состояниях, за исключением специфических нарушений вроде расстройств аутистического спектра.

Например, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в итоге занятий улучшался энергообмен в лобных отделах мозга, отвечающих за планирование, целеполагание, концентрацию внимания. И этот эффект сохранялся в течение трёх-шести месяцев.

— Минимум два, а лучше три таких курса в год – и ребёнок физиологически будет готов воспринимать школьную информацию, – пообещал учёный. – Без всяких медикаментов, без давления на него, без запугивания и закрикивания…Чем эти технологии особенно хороши, они безопасны. На ребёнка не оказывается никакого воздействия – только регистрируются биологические реакции. И даже если результата не будет, не страшно: мы не навредим ребёнку.

А «пограничников» у нас сегодня немало, об этом расскажут в любой школе: это не только те, у кого есть признаки синдрома дефицита внимания, но и дети с повышенной тревожностью, с агрессивностью.

Кроме того, по этой технологии можно лечить психосоматические заболевания – те, которые начинаются с какой‑либо психологической травмы, рассказал Михаил Николаевич.

— Классический случай – бронхиальная астма. Только около трети случаев там – реакция на какой‑то раздражитель, а две трети так или иначе связаны со стрессовыми ситуациями у тех, кто предрасположен к бронхоспазму, с их сильными переживаниями: тревогой, страхом или даже радостью. Помните «Ворону и Лисицу»? «От радости в зобу дыханье спёрло…» Вот это вот классическое начало бронхиальной астмы, – пояснил учёный.

Что особенно ценно, технология позволяет тренировать детей с самого раннего возраста.

— У нас в центре можно будет заниматься уже с детского сада, – рассказал Панков. – И для детей младшего школьного возраста, до десяти лет, это самая оптимальная технология.

Для тех, кто вырос из «Ну, погоди!», есть самые разные игры сродни компьютерным: собирать на лету призы, плыть аквалангистом, гонять на тачках – сценариев, чтобы ребёнок не терял к ним интерес, масса. Причём и эти игры не совсем обычные: управлять действием на экране придётся без рук, в прямом смысле силой мысли.

Сегодня для работы по этой технологии производители предлагают оборудование в двух вариантах. У архангельских учёных, по словам Панкова, пока только один из них. Несколько комплексов, каждый из которых включает в себя сеть электродов, интерфейс для обработки сигналов и два монитора, один для тренирующегося, другой – для управляющего процессом специалиста.

Но есть ещё и другой вариант, о котором в институте мечтают, – целый кабинет, где можно установить сразу от четырёх до шести кабинок для пациентов и работать одновременно со всеми. При этом для управления процессом потребуется не шесть операторов, а всего один. Стоит такой кабинет сегодня порядка двух миллионов рублей.

Как «булатовский», но другой

Производитель оборудования, кстати, отечественный. Таких производителей в России уже несколько, и по стране такие кабинеты помощи детям уже работают.

Я спросила: если эффект доказан, почему это до сих пор не распространено?

— Я тоже этого не понимаю, – признался Михаил Панков. – Идея создать такой центр в Архангельске появилась ещё в 90‑х годах, когда наш профессор Анатолий Грибанов подружился с норвежскими учёными и познакомился с их опытом в этой сфере. При Владимире Булатове, когда создавался наш институт, было решено, что будут три направления: обучение педагогов, которые могли бы работать с особыми детьми, научные исследования в этом направлении и оказание практической помощи детям. Подразумевалось, что центр, в котором она оказывается, будет одновременно и базой для ведения исследований, и практической базой для студентов.

До поры до времени всё шло по плану: центр помощи особым детям был открыт, в год там проводили до семи тысяч консультаций. Но из‑за недостаточного финансирования 2017‑й год для этого центра оказался последним.

— Нынешний центр будет по сути тем же самым, только на новых площадях?

— На новых площадях, с другим оборудованием и, возможно, с привлечением новых специалистов. Для работы с технологией обратной связи нужны будут специалисты с высшим образованием, которые понимают процессы: это необязательно врачи, это могут быть педагоги-психологи или биологи. Кроме того, хорошо, если у нас будет свой невролог, свой психотерапевт, свой врач функциональной диагностики. Если будет финансирование, мы сможем их пригласить. Но пока планируется, что университет не будет финансировать ставки сотрудников. А финансирование в рамках областного гранта касается науки и внедрения научных результатов в практику.

Что касается продолжения этой практики – ещё предстоит определить, где брать на это деньги.

Елена ХЛЕСТАЧЕВА. Фото автора

Общество

30 мая

В селе Кар­пого­ры стро­ят новый дет­ский сад на 220 мест

29 мая

В Архан­гель­ске наз­вали дату отклю­че­ния горя­чей воды

29 мая

В Севе­род­винске вво­дит­ся обя­затель­ный масоч­ный режим

29 мая

«Весь Кот­лас встал на нашу защиту»

29 мая

Общест­вен­ники попроси­ли чинов­ни­ков осво­бодить пар­ковку у «Дие­ты» в Архан­гель­ске от автохлама

29 мая

О пра­вах детей в Архан­гель­ской области рас­ска­жут 1 июня

29 мая

Пра­витель­ство области раз­рабо­тало план по органи­за­ции занят­ос­ти детей летом с уче­том раз­ных вари­ан­тов раз­ви­тия событий

28 мая

К аппара­там ИВЛ под­ключе­ны 11 паци­ен­тов с коро­нави­ру­сом

28 мая

Более соро­ка трех про­цен­тов паци­ен­тов с коро­нави­ру­сом в Архан­гель­ской области – жите­ли Севе­род­винска

28 мая

В Севе­род­винске про­дез­ин­фици­ро­ва­ли кораб­ли и под­вод­ные лодки

28 мая

Мезен­ский район и Ненец­кий округ свя­заны общей оленьей тропой

28 мая

В лесах Калуж­ской области нашли сол­датс­кий медальон 18-лет­него крас­но­ар­мейца из Архан­гель­ска

27 мая

Прие­хал в Архан­гель­скую область: что делать в усло­ви­ях пандемии?

27 мая

За про­шед­шие сутки коро­нави­ру­сом зарази­лось 92 севе­род­винца

27 мая

Информа­ция о дея­тель­нос­ти «ТГК-2» раз­меще­на на сайте www.tgc-2.ru

Похожие материалы

26 мая Общество

При­зыв­ная кам­па­ния в Архан­гель­ской области прой­дёт «в усло­ви­ях сте­рильн­ос­ти»

26 мая Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 мая

26 мая Общество

Син­дром «немо­гуна»

25 мая Общество

Спе­циаль­ный, имен­ной, элект­ро­нный…

24 мая Общество

Про­сто чело­век, кото­рый однажды про­тя­нул руку

22 мая Общество

«Нас­тра­иваешь­ся, что за поро­гом может ждать коро­нави­рус»

22 мая Общество

Сни­мок «мое­го деда» сде­лан на Мама­евом кургане

22 мая Общество

Ана­лизы – юве­лир­ная работа

19 мая Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 20 мая

19 мая Общество

«Сол­дат про­снулся как ни в чём не бывало»

18 мая Общество

«Вырас­тешь, ещё и спа­сибо мне скажешь!»

15 мая Общество

«С собой в кос­мос я взял вымпел Севе­ро­онеж­ска, флаг Пле­сец­кого райо­на и герб Архан­гель­ска»

13 мая Общество

На доме Гай­дара в Архан­гель­ске появи­лась «дос­ка с загадкой»