21.03.2021 08:49

Между небом и землей. Как в Архангельской области врачи санавиации спасают жизни

Фото автора
Михаил Орлов в санавиацию пришёл 20 лет назад. Сегодня он проводит в небе более 400 часов в год.

В прошлом году сотрудники отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи провели в воздухе три с половиной месяца и спасли около двух тысяч человек

«Цыганский рейс»

Баллоны с кислородом, оборудование, медикаменты, тёплые одеяла.

– Всё, мы готовы, можем ехать, – говорит водитель машины скорой помощи, загружая последние сумки в салон.

Несколько часов назад после телефонных консультаций с врачами Вельской центральной районной больницы было принято решение эвакуировать в Архангельск 27‑летнюю девушку. В январе она перенесла коронавирусную инфекцию, которая серьёзно подорвала её здоровье. Врачи районной больницы смогли стабилизировать её состояние, чтобы пациентку можно было доставить в Архангельскую областную клиническую больницу для дообследования и специализированного лечения.

По дороге в аэропорт машина останавливается у приёмного покоя областной больницы, чтобы забрать ещё одну пациентку. Женщину несколько недель назад Михаил Орлов в санавиацию пришёл 20 лет назад. Сегодня он проводит в небе более 400 часов в год.также экстренно эвакуировали из Вельска. Теперь её здоровью ничего не угрожает и она возвращается домой, но под присмотром врачей – чтобы продолжить лечение уже ближе к дому.

– Несмотря на то что все решения об эвакуации пациентов принимаются оперативно, мы всегда стараемся максимально использовать возможности вылета, зачастую выезжаем несколькими бригадами, – рассказывает Михаил Орлов, врач анестезиолог-реаниматолог Архангельской областной клинической больницы. – Такие совместные поездки мы шутя называем «цыганский рейс».

В этот раз в Вельск должны были лететь и врачи из детской областной больницы, чтобы оказать помощь малышу. Ребёнку сделали сложную операцию, но в последний момент было принято решение, что перевозить малыша пока небезопасно.

Из окна иллюминатора

На взлётную полосу аэропорта Васьково машина скорой помощи заезжает через специальные ворота и, следуя за машиной сопровождения, останавливается прямо у борта самолёта. От загрузки оборудования в салон до взлёта – несколько минут. И пилоты, и сотрудники аэропорта, и врачи понимают, что на счету каждая секунда. Ежедневно из Васьково бригады экстренной медицинской помощи областной больницы вылетают до четырёх раз в день, чтобы эвакуировать пациентов из самых отдалённых уголков области.

– Недавно эвакуировали 82‑летнюю бабушку из посёлка Койда Мезенского района с подтверждённым коронавирусом, – рассказывает Михаил Орлов. – Это практически всегда спецоперация. Пациента перевозят в особом инфекционном боксе, все врачи и пилоты – в специальных защитных костюмах.

Михаил Орлов в санавиацию пришёл 20 лет назад. С улыбкой признаётся, что захотелось романтики – небо манило. Сегодня он проводит в небе более 400 часов в год. Иногда летать приходится несколько раз в сутки.

– Зимой эвакуаций меньше, чем летом, – рассказывает он. – Световой день короткий, да и не во всех районах области есть освещённые вертолётные площадки. Поэтому куда долететь не можем, едем на специально оборудованных реанимобилях. А летом многие по деревням разъезжаются, белые ночи, у бригад в сутки бывает и по четыре вылета. Больше всего, конечно, приходится эвакуировать пациентов с различными травмами, болезнями сердечно-сосудистой системы и беременных женщин.

До Вельска – полтора часа лёту. Весь путь, скорость и высота, на которой летит самолёт, – у Михаила Михайловича на экране мобильного телефона. Хотя и без этой специальной программы с высоты на местности он прекрасно ориентируется. Правда, признаётся, что видел всю область больше из окна иллюминатора.

– Вот смотрите, сейчас Сийский монастырь пролетаем, – говорит он, показывая на иллюминатор, где в сумерках поблёскивают храмовые купола.

Дыши, не бойся

По плану в Вельске сотрудники отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи должны были осмотреть пациентку непосредственно в больнице, но в этой службе всё меняется очень быстро. Не успел самолёт приземлиться в аэропорту Вельска, как на взлётную полосу уже подъехала машина скорой с пациентом.

– После консультаций было принято решение эвакуировать сразу, – поясняет Михаил Михайлович. – Девушка стабильна, дышит сама.

Пока пациента переносят из скорой в самолёт, медсестра, анестезист медсестра, анестезист Архангельской областной клинической больницы Елена ЛыбашеваАрхангельской областной клинической больницы Елена Лыбашева прямо на лётном поле оформляет все документы.

– Не бойся, доченька, летать не бойся, всё будет хорошо, – с волнением наблюдает за действиями врачей мама девушки. А потом обеспокоенно, как бы с вопросом смотрит на Елену.

– Всё будет хорошо, – подтверждает Елена. – Не переживайте.

Елена пришла в санавиацию два года назад, а до этого 12 лет отработала в детской реанимации. Свой профиль – неонатальный – сохранила, но сегодня расширяет профессиональные границы, работая и со взрослыми пациентами.

– Это очень дисциплинирует, – говорит Елена. – Навык отрабатывается, потому что взрослый пациент и маленький ребёнок – это свои особенности, например, разные дозировки лекарств. Когда совмещаешь направления, готов ко всему.

Высоко не забираться

Перед взлётом самолёта пилоты уточняют у врача состояние пациента. Елена объясняет, что высота полёта напрямую может сказаться на его здоровье.

– В вертолёте высота идёт средняя, переносимая для всех, – говорит она. – Там нет скачков по насыщению крови кислородом. Поэтому если пациент стабильный, то необходимости в кислороде обычно нет. В самолёте всегда, в зависимости от патологии пациента, врач сразу говорит пилотам, какой высоты придерживаться. Если высоко забираться, то даже нам, здоровым, будет плохо. Чего уж говорить о пациентах, например, с сердечно-сосудистой патологией.

Пилот Второго Архангельского объединённого авиаотряда Егор Ефремов приехал Пилот Второго Архангельского объединённого авиаотряда Егор Ефремовна Север из Москвы. В авиакомпании работает полгода, и так получилось, что сегодня в его копилке как раз большинство рейсов – по санзаданиям. В прошлом году пилотами авиакомпании было выполнено почти 900 рейсов, а в этом – уже более 120.

– Разных пассажиров приходится возить, с разной степенью тяжести, бывают очень тяжёлые, – рассказывает он. – Летаем практически каждый день во все районы области, в том числе труднодоступные. Чаще в Плесецкий, Котласский, Мезенский, Лешуконский, Вельский районы и НАО. Приходилось и тяжёлых пациентов эвакуировать в больницы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.

– В федеральных центрах им оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь, которой пока нет в нашем регионе, – поясняет Елена.

Во время полёта она не отходит от пациента.

– Основные параметры, за которыми необходимо следить у пациента во время транспортировки – это золотой стандарт: давление, пульс, сатурация, частота дыхания, – рассказывает Елена Лыбашева. – Если пациент тяжёлый, тогда уже подключаем мониторы.

– Сегодняшний наш пациент не тяжёлый, – говорит Михаил Орлов. – Самый тяжёлый случай в моей практике был несколько лет назад, когда мы эвакуировали из Нарьян-Мара четверых пострадавших в катастрофе вертолёта. Тогда весь салон самолёта был заставлен мониторами и аппаратами ИВЛ.

– А меня отводит, – говорит Елена. – У девочек на сменах и в самолёте рожают, и пациентов приходится интубировать. В мои смены всё стабильно, бывают тяжёлые пациенты, но стабильные.

С включённой сиреной

В аэропорту Васьково борт санавиации приземляется уже, когда почти стемнело. Большую часть пути до Архангельской областной клинической больницы приходится добираться с включённой сиреной. Ещё до приезда скорой диспетчер получает всю необходимую информацию о состоянии пациента, о том, как он перенёс полёт. Уже в приёмном отделении скорую встречает команда профильных врачей.

– Наш пациент перенёс эвакуацию хорошо, – говорит Елена. – Волновалась только немного, там семья была рядышком, здесь одна, но по динамике держалась хорошо.

С начала этого года сотрудники отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи эвакуировали на самолётах и вертолётах в медицинские организации области и федеральные центры более 300 пациентов. А в феврале этого года их отделению исполнилось 83 года. За этой цифрой – тысячи спасённых жизней.

Александр Герштанский, и. о. министра здравоохранения Архангельской области:

– Служба санитарной авиации Архангельской области имеет богатейшую 80‑летнюю историю, сегодня она называется отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи Архангельской областной клинической больницы. Для Архангельской области, с учётом её климато-географических особенностей, водных преград, большой протяжённости и труднодоступности территорий, развитие службы санавиации крайне необходимо.

Несколько лет назад Архангельская область одним из первых регионов включилась в приоритетный проект «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации», благодаря чему в 2017 году получила новый вертолёт МИ-8 МТВ с медицинским модулем. В настоящее время развивается и оборудуется сеть вертолётных площадок по всей Архангельской области.

Бригады санавиации оказывают экстренную медицинскую помощь северянам, проживающим в самых отдалённых уголках региона. Пациентов эвакуируют не только на вертолёте, но и на самолётах «Л-410», «АН-2», а также на реанимобилях класса «С». Вся техника имеет медицинское оснащение, которое позволяет бригаде поддерживать жизненно важные функции организма человека и проводить интенсивную терапию во время эвакуации.

За последние годы количество вылетов санитарной авиации в Архангельской области увеличилось больше, чем на четверть. В 2020 году бригады выполнили 893 вылета и 340 выездов, эвакуировав 2 048 человек.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА