08.11.2014 00:05

Не «бросить», но измениться

Не «бросить», но измениться

Как практически помочь страждущим от алкогольной и табачной зависимости, а также их родственникам? Об этом архангелогородцы узнали на семинаре-тренинге на подворье Артемиево-Веркольского монастыря, где более года работает общество трезвости. Опыт, который прививается у нас, позаимствован у екатеринбуржцев.

«Проблема эта абсолютно решаема»

Нет необходимости говорить, что у людей, так или иначе сопричастных с бедой алкоголизма, очень мала надежда на то, что с этим можно что-то поделать. Как правило, испробованы многие способы, и – увы...

Каково же было наше удивление, граничащее, признаюсь, с недоверием, когда в первый же день, начиная восьмидневные занятия, о.Игорь Бачинин сказал, что проблема эта абсолютно решаема.

Говорил все это о. Игорь, основываясь на своей многолетней практике проведения подобных занятий, начало которым было положено в 1989 году.

Но лично меня просто разбирало любопытство: как же это может произойти? Всю неделю, каждый вечер, семьдесят с лишним человек приходили в небольшую трапезную Артемиево-Веркольского подворья. Изо дня в день присоединялись все новые и новые лица. У каждого из нас была заведена тетрадь, в которую записывались разные любопытные сведения об алкоголе, а также особый дневник, ежедневно пополнявшийся личными наблюдениями и размышлениями. «Табачники» в дополнение вели отдельные специальные блокноты, куда вносили записи-наблюдения о своем пагубном пристрастии.

Сто раз «бросить»?

Цель занятий была обозначена предельно ясно – научиться жить трезво.

– Мы не ставим перед собой задачу, чтобы человек бросил курить, – эти слова о. Игоря довольно неожиданно прозвучали. – Марк Твен говорил, что нет ничего проще,чем бросить курить. Он, говорит, делал это раз сто: бросил, опять начал... опять бросил, опять начал. Мы задачу ставим несколько иначе. Надо не бросить, а нужно научиться жить без этого – так был определен главный вектор занятий.

За «инструментами» о. Игорь предложил обратиться к тем многовековым знаниям, которые накоплены у христиан.

– У нас есть свое учение о человеке. Говоря о воздействии инфернального мира на человека, важно понять, что он, в первую очередь, воздействует в человеке на его душу. К душе же относится мысленная, чувственная и волевая сфера, и воздействию подвергается мысленная сфера. Порабощение нашей воли – это следствие вторжения неких помыслов в мысленную сферу.

Для того, чтобы преодолеть это воздействие, отец Игорь предложил внимательно осваивать практику, называемую в христианстве «аскетикой».

Действие, которое достигает цели

У нашей аудитории возникали сомнения: где гарантия, поможет ли все это мне? И что нужно, чтобы помогло?

– Первое, что необходимо – желание самого человека, – пояснил о. Игорь. – А чтобы желание воплотилось в жизнь, надо что-то делать. Иначе результата быть не может. Еще необходима для получения результата вера. Что у человека является предметом веры, то проявляется в делах и поступках, которые он совершает.

Грех означает «промах», «мимо». Действие, которое не достигает цели.

Что же делать, чтобы достичь цели?

Чтобы обрести сильные руки, нужно тренироваться, делать упражнения. У нас есть много примеров святых, которые имели ту же самую зависимость, но сумели с ней справиться. Поэтому, по мысли священника, надо изучать их опыт и применять его в своей жизни.

О т е ц И г о р ь Б а ч и н и н убежденно сказал:

– Имея практический опыт, я ничуть не сомневаюсь в том, что мы эту задачу сможем решить. У меня нет никаких сомнений. Получится у всех, кто над собой работает. Благодать Божия нам начинает содействовать в этом. Ясно, что могут быть трудности, испытания, может быть недопонимание, иные какие-то обстоятельства, которыми Господь испытывает нашу веру. Если мы эти испытания и трудности преодолеем, обязательно решим проблему. Все зависит от желания изменить свою жизнь и от дел, в которых проявляется наше желание и вера.

Решимость изменить себя

Одним из главных итогов этих занятий стало то, что по их окончании у всех участников семинара сформировалось понимание, в каком направлении двигаться, и желание продолжить работу. А еще – обязательно начать помогать другим страждущим.

Так и произошло: теперь еженедельно при храме Александра Невского в Архангельске собираются группы, к которым могут присоединяться все, кто пожелает избавиться от зависимостей, овладеть необходимой для этого методикой и знаниями, приобрести опыт взаимопомощи. В заключение добавлю: все семьдесят с лишним письменных отзывов о занятиях лежат передо мной на письменном столе. Они говорят примерно так: «Занятия помогли мне увидеть корень проблемы. По-новому взглянуть на себя. Помогли найти выход. Настроили решительно бороться с пороком. Вселили надежду, что с любой проблемой можно справиться».

Для тех, кто пожелает заниматься по этой методике, такая возможность теперь есть – в приходе храма Александра Невского работает общество трезвости, основываясь на этих же принципах.

Один из создателей современной системы трезвенного просвещения, которое сегодня получило распространение в десятках регионов России, в странах СНГ и США, – протоиерей Игорь Бачинин, начавший свою реабилитационную деятельность еще в советское время. Ныне он кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ, духовник Свято-Тихоновского монастыря города Екатеринбурга и председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». По его убеждению, «только тогда человеку удается успешно реабилитироваться и решить свою проблему, когда у него появляются новые жизненные смыслы, новые жизненные цели, новые жизненные ценности. Это не означает, что он узнает что-то новое. Он просто эти ценности делает своими, начинает руководствоваться ими в своей жизни. Только восстановление этой ценностно-смысловой сферы помогает человеку исправить жизнь».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария-Изабэлла ЗАСЕЦКАЯ.