05.11.2020 14:00

Главврач областной станции скорой помощи: куда бежать с ковидом?

Фото Артёма Келарева

С помощью главного врача Архангельской областной станции скорой помощи Валентины Низовцевой и начальника оперативного отдела Натальи Шмелёвой наш корреспондент постарается ответить на этот вопрос

Предковид

Новый для мира коронавирус не застал скорую помощь Архангельска врасплох. Персонал экстренной службы ежегодно готовится к работе в условиях особо опасных инфекций – «будь то чума, холера или жёлтая лихорадка». Теория, занятия по надеванию СИЗов и собственно оказание помощи – их хлеб. И – уже рутина.

Так что не было ни особого первого дня, ни приказа типа «завтра начинаем». Ещё в декабре 2019‑го областной штаб отработал множество организационных вопросов: как собирать информацию в очаге, кому выявлять нулевого пациента, как работать с контактными гражданами, где разворачивать дополнительные инфекционные койки… Целью было – предотвратить распространение ковида.

Всё то же самое ежедневно обсуждалось на пятиминутках скорой. Диспетчеры и выездные бригады усиленно изучали клинику нового заболевания. Особое внимание уделяли анамнезу: где был пациент, откуда приехал, был ли в контакте с носителем вируса…

Как любые нормальные люди, врачи сначала боялись неизвестности – самой инфекции. «Все знают, как начинается заболевание, но никто не знает, чем закончится, и какими будут отдалённые последствия».

В соответствии с санитарными правилами, у службы всегда был запас средств индивидуальной защиты, в том числе – многоразовые многослойные противочумные костюмы. Заранее сделали дополнительные запасы. Позже, когда во всём мире возник дефицит масок и халатов, нашли ателье, а потом и фабрику, которые шили маски (в том числе марлевые восьмислойные), одноразовые халаты. Сейчас, когда поставки наладились, скорая закупает СИЗы на полмиллиона рублей в неделю.

Равновесие

В начале пандемии диспетчеры не работали с ковид-пациентами. Ими занимались поликлиники. Сведения по каждому Роспотребнадзор передавал скорой – она госпитализировала заболевших. Но анамнез диспетчеры собирали и продолжают собирать на всех вызовах. Кашель? Температура? Контакты? Был ли участковый? Брали или нет мазки? Положительный или отрицательный тест?

Самое удивительное: всплеска вызовов не было. Нагрузка – такая же, как ежегодно в августе, сентябре, октябре: обращений около 500 в день, вызовов – примерно 450.

Этот парадокс объясняется тем, что, во‑первых, некоторые не меньше самого ковида до сих пор боятся врачей, работающих с ним. «Как‑то летом в ночную смену пытались войти в подъезд. Не могли открыть кодовый замок. Подъехала машина, мужчина кричит: «Отойдите от подъезда, пропустите». Объясняем: мы только облачились в костюмы, ещё не были у пациента с коронавирусом. «Не врите! И не вздумайте заходить, пока я не войду в лифт и не уеду». Вызов был не срочный. Спорить не стали».

Во-вторых, по статистике, сократились вызовы на кишечные инфекции: боясь ковида, люди стали чаще и тщательнее мыть руки. И, наконец, почти на треть уменьшилось число пострадавших в ДТП. Друзья-автомобилисты утверждают, что машин в городе меньше не стало. По наблюдениям же скорой (а она круглосуточно на дорогах),  ездят меньше.

От чего тогда выросла нагрузка?

Сегодня штат сотрудников скорой, обслуживающих Архангельск, Новодвинск и Приморский район, – 500 человек. Дефицит кадров – около 20 процентов (врачей – ещё больше; спасает совместительство). Это – первое. Второе: из 500 человек 97 уже переболели ковидом. В некоторых семьях и сегодня есть родные на карантине. И третье: выросло время на оказание скорой помощи.

Чтобы выехать к человеку с коронавирусом, бригада облачается в костюмы индивидуальной защиты. Это 15–20 минут. Около получаса – работа с пациентом. Госпитализация по времени – как получится. И – машина встаёт на обработку. Персонал снимает средства индивидуальной защиты, упаковывает их в пакеты. Утилизация – централизованно (инфекционной больницей, если больного привезли туда). Отходы с особо опасной инфекцией – красные баки и красные пакеты. Жёсткими антисептиками обрабатывается и машина, которая на 5–30 минут (в зависимости от едкости средства) закрывается на экспозицию. Открывается – уже стерильная. (Так, кстати, делалось с любыми инфекциями и до ковида.)

В среднем время на вызов выросло на 20 минут.

Как преодолевали страх

Работой. На скорой нет ни одного лёгкого дня. Скорая помощь – это передовая. Даже если вызовов немного. Всё равно – ни дня без ДТП, инфарктов, падения с высоты, поножовщины… Ничем не легче.

Количества бригад в городе достаточно – 40. Но сначала для работы с новой инфекцией выделили две – с молодыми сотрудниками. «А когда количество таких пациентов выросло, и когда президент материально простимулировал риски, связанные с этой работой, в неё включились и другие бригады. К тому времени мы уже научились работать с ковидом, стали привыкать в нему. И к войне люди привыкают. Сначала – ужас-ужас, не знаешь, куда бежать. А потом – и на войне жить надо». Эта рутина физически и морально утомительна. «Изматывает ответственностью, постоянными отрицательными эмоциями, пациентским экстремизмом». Потому – и психологи в штате.

Весомая «невесомость»

Рассказала Наталья Шмелёва:

– Вызов на ковид. В костюмах «космонавтов» поднимаемся без лифта на четвёртый этаж. У меня – аппарат ЭКГ, папка, сумка с тонометром, у фельдшера – сумка вообще килограммов на десять. На третьем этаже я поняла, что еле двигаюсь. Пришла к пациентке, села на табурет: отдышаться бы. И это – осенью. Кошмар был летом. Взмокали сразу и целиком. Наружу из костюма влага не выводится. Не знаю, как мужики, а женщины носили на работу запасные комплекты нижнего белья. Съездил – переоделся. А два-три вызова подряд? Лично мне не хватало воздуха. В поездке в Северодвинск одна из сотрудниц потеряла сознание. Растолкали, усадили. Снять хотя бы маску нельзя – рядом ковидный больной. В крайнем случае, положили бы на носилки и поехали дальше».

Предосторожности

На скорой считают, что именно благодаря прививкам от гриппа, которые в службе с её железной дисциплиной все делают обязательно, строгому соблюдению санэпидрежима сотрудники долго держались без заражений. Но с ростом вирусной нагрузки, с продолжающимися контактами вне работы начали болеть и они сами. Были – с ковидом, пневмониями, были болевшие тяжело. Жить в гостиницы не уходил никто, все оставались в семьях. А надо учитывать: «семейственность» на скорой – дело обычное.

Та же Шмелёва начинала в службе санитаркой, едва поступив в институт. Потом – медсестра, фельдшер, врач. Мама Натальи работала там же главной медсестрой. С мужем – врачом-педиатром – Наталья познакомилась на скорой, как и сестра Натальи – со своим мужем, отец – в гараже подстанции. Подобное не исключение. Так что вместе и переживали трудности – работая.

По правилам сотрудники скорой сдают мазки еженедельно. Плюс раз в месяц – на антитела. Иногда выявляются бессимптомные носители вируса. Их сразу отправляют на карантин, с которого, как и все другие, врачи-фельдшера выходят после двух отрицательных тестов. Если кто затемпературит на работе – отстраняют от смены. В машине во дворе (как в отдельном кабинете) берут мазок. И заодно – у всего окружения (с кем ездил в бригаде, с кем вместе обедал).

Как и куда госпитализируют ковид-пациентов?

Сначала с коронавирусом работало только инфекционное отделение областной больницы. С апреля, когда пришлось наращивать количество коек, плановую медицинскую помощь (хирургическую, травматологическую, ортопедическую) по некоторым позициям приостановили, а койки перепрофилировали. В приказ о госпитализации областной минздрав внёс изменения, распределив стационары, куда скорая должна возить пациентов, территориально. Заболевшие в больницах и сегодня выводятся в отдельные палаты, откуда их – в специальном изолирующем боксе – вывозит скорая. Транспортные аппараты ИВЛ – во всех бригадах.

Что сейчас с хроническими больными?

Хронические больные обращаются на скорую независимо от того, работают ли поликлиники. Но «хроники» же – худо-бедно – компенсированные пациенты: знают назначения врачей, льготники продолжают получать необходимые бесплатные лекарства. Возможно поэтому роста вызовов от хронических больных не было. В апреле их число даже уменьшалось. Люди боялись, что у них выявят ковид. Или что сами врачи занесут к ним инфекцию.

При этом поменялся формат работы и поликлиник. По сути, с началом пандемии любой обратившийся за любой помощью мог оказаться с коронавирусом. И они были. Так что и персонал поликлиник тоже не избежал ковида. Во-вторых, поликлиникам нужно было организовать лечение инфицированных пациентов на дому. Лёгкие формы ковида лечатся без госпитализации. Но эти пациенты должны оставаться под наблюдением: если их не навещают ежедневно, то хотя бы обзванивают. Берут мазки.

Сложнее с теми, кто обращается в поликлинику или скорую без симптомов ковида – по поводу инсультов, диабета, инфаркта миокарда. Например, первая погибшая в регионе от ковида попала в больницу с обострением хронического заболевания. Именно от таких пациентов заражаются другие и медперсонал больниц.

Алгоритм действий заболевшего

Скорая – для экстренных вызовов. Если температура 38 °C ничем более не сопровождается, – нужно вызывать участкового врача. Если же человек в панике всё равно набирает 103, диспетчер уточняет: хотите вызвать скорую или вас можно проконсультировать по телефону? Если выясняется, что, кроме температуры, других симптомов действительно нет (одышки, нехватки воздуха, сильной головной боли), врач-консультант посоветует, как вести себя, когда и что предпринимать.

Если же температура сопровождается учащённым дыханием, одышкой (диспетчеры слышат это даже по телефону; более того – научились дифференцировать астму от ковида), – это повод для выезда скорой. Можно не уточнять «я подозреваю у себя ковид» – врачи верят не подозрениям, а наличию положительного мазка. На вызове по рассказу пациента, осмотру они тоже могут предположить ковид, но документально оформить это без результатов теста не могут. Тест – компетенция поликлиники, точнее – лаборатории.

Врач скорой послушает, измерит температуру, давление, даст рекомендации, что принять для облегчения состояния. Сам ковид скорая не лечит. И, как я выяснила, рассылок «что принимать в том или ином случае» не делает (подобные рекомендации прислали заболевшие коллеги из Калуги и Калинграда – оговариваясь, правда, что они не знают, кто готовил эти рекомендации и кто их рассылает). Скорая предостерегла: единых рекомендаций нет. Возраст, сопутствующие заболевания, течение коронавируса у всех разные. Так что и назначения строго индивидуальны.

Сомневаетесь, беспокоить ли скорую, наберите дежурного врача-консультанта: 65‑99‑85.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена МАЛЫШЕВА