Легендарные «Соловки»: Гибель и возрождение знаменитой яхты

26 июня 12:45 80 лет Архангельской области Море
Яхта “Соловки“: версия 2016
Яхта "Соловки": версия 2016

Пожалуй, самой знаменитой, связанной с Архангельском яхтой, стали «Соловки». В 1984 году экипаж во главе с Валерием Степаненко установил на яхте мировой рекорд плавания в высоких широтах, добравшись до кромки паковых льдов.

Рекорд к юбилею

История «Соловков» началась в польском Гданьске. В этом городе судно построили в 1973 году на верфи имени Джозефа-Корада Корженевского. Яхту приобрели на международной выставке, где она использовалась в качестве экспоната. Мощное парусное судно почти сразу начали готовить к дальним переходам. Первое серьезное путешествие «Соловки» совершили в 1977 году с экипажем под командованием Валерия Степаненко. Лодка тогда добралась до Мурманска. Архангельские яхтсмены впервые в истории забрались так далеко.

Рекорд 1984 года был посвящен 400-летнему юбилею Архангельска, родного для всех, участвовавших в рекордном заплыве яхтсменов. Предыдущий рекорд принадлежал яхтенному капитану Дариушу Богуцкому из Польши. Под его руководством шестеро спортсменов на яхте «Мествин» (длина – 13,5 метров; водоизмещение – 11 тонн), дошли до кромки вечных льдов, «поднявшись так высоко, как это не делала за всю историю парусного спорта ни одна яхта. В судовом журнале «Мествина» было записано, что судно, в итоге смогло добраться до широты в 80ᴽ05`.

Штурмовать свой полюс пять архангельских спортсменов на яхте «Соловки» отправились со Шпицбергена, из его норвежского административного центра – Ню-Олесунна. И добрались до невиданной ранее точки в 80ᴽ21՝54՝՝. Произошло это в ночь с 20 на 21 июля 1984 года. Причем у рекорда обнаружились неожиданные свидетели. Рация у яхты, которую на всякий случай держали включенной, вдруг заговорила. Как оказалось, в эфир вошёл круизный лайнер «Европа», совершавший туристический рейс из Бремена. Судно было забито разным богатым людом, желающим за свои деньги добраться до кромки полярного льда. Радист «Европы» на безупречном английском подтвердил точные «рекордные» координаты «Соловков», пожелав нашим ребятам счастливого пути.

Лодка главного помора

В 90-е годы «Соловки» облюбовал наш самый главный помор – губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов. Он сделал «Соловки» представительским судном и принимал на нем самых почетных гостей области. Яхта главе региона приглянулась не только из-за своего легендарного статуса. Анатолия Антоновича привлекли и ее внушительные габариты. В длину яхта достигает почти 14 метров. Площадь парусности – 80 квадратных метров. У яхты имеется две мачты – грот и бизань-мачта. Лодка даже по сегодняшним меркам в Архангельске одна из самых больших, а если говорить о деревянном флоте, то это самая большая лодка в Архангельске. Экипаж яхты, как у заправского судна, составляет целых восемь человек. Отдельно выделен камбуз, штурманское место, место капитана. В общем, во всём чувствуется статность лодки, подходящей для кого-то высокопоставленного.

Яхта украшала нашу область до своего «выхода на покой» в 2001 году. К сожалению, солидный с виду корабль начал протекать.

Ветерана отправили на Соломбальскую судоверфь. Губернатор пообещал выделить судоремонтникам солидную по тем временам сумму – около полутора миллионов рублей.

К сожалению, обещание свое он не выполнил, в первую очередь из-за того, что проиграл губернаторские выборы. Новый глава региона судьбой яхты не заинтересовался.

Не стоит уничтожать государственное имущество

Яхта простояла более трех лет, и судоверфь выставила счет за хранение. С большим трудом и после нескольких судебных разбирательств «Соловки» удалось, слава богу, из судоверфи утянуть. Потрепанного ветерана поместили на причал Архангельского речного яхт-клуба. Чтобы яхта ненароком не утонула, ее даже не стали опускать в воду. Еще несколько лет одряхлевшие «Соловки» простояли прямо на открытом воздухе. Для лодки оставили единственную защиту в виде брезентового тента, который только вредил. Ведь перед тем как яхту этим своеобразным одеялом накрыть, ей не дали просохнуть. Под тентом из-за остатков влаги образовался колоссальный парниковый эффект, превращавший палубный настил и другие деревянные конструкции корпуса в труху.

Дело дошло до того, что один из начальников в региональном МЧС намеревался распилить эту «трухлятину» на дрова. Но нашлись люди, подсказавшие, что не стоит уничтожать яхту, являющуюся при внешнем непотребстве, государственным имуществом. Она находится на балансе Центра гражданской защиты правительства области. Разрушишь такое без ведома балансодержателя – проблем не оберешься.

И судно оставили в покое. В ожидании, пока само не разрушится. С разрушением терялся статус, в котором «Соловки» находились, да и находятся до сих пор. Яхту передали в бессрочное пользование некоммерческому партнерству «Архангельский Речной яхт-клуб».

Новый капитан

К счастью, легендарному судну не дал исчезнуть его современный капитан – Константин Ожогов.

В 2012 году Константин написал заявление о передаче лодки ему в пользование. Правление яхт-клуба вначале засомневалось, сможет ли он один ее потянуть, но потом решили дать шанс. Передача яхты произошла 4 октября 2012 года.

На первое, самое тяжелое время, очень помог выигранный из областного бюджета грант в 400 тысяч рублей. Но деньги быстро кончились. Сейчас средства приходится выделять из своего кармана. Причем не только на восстановление. Команда оплачивает аренду эллинга в парусном центре «Норд», которая им назначена из-за разницы в уровнях бюджетов. Починка лодки, относящейся к областному уровню собственности, происходит в месте собственности городской. И из-за подобных лишних поборов реставрация яхты затянулось почти на четыре года.

Лодка практически была создана заново. «Мы яхту поэтапно разбирали, извлекая из нее элементы силового набора корпуса, – вспоминает капитан возрождающихся «Соловков» – после чего утратившие прочность узлы и детали использовали в качестве шаблонов, изготавливали новые, ставили все на свои места, воссоздавая прежний облик».

Запас прочности

Начиналась работа весело. В эллинг, зная, что за сокровище восстанавливается, приходило одновременно по восемь-десять человек. Шум стоял, как в хорошем производственном цеху. К сожалению, таких судостроительных охотников Они восстанавливают «Соловки»: Альберт Грачев; Константин Ожогов; Сергей Крайновстановилось всё меньше и меньше. Сейчас из основных судостроителей «Соловков» остались только Константин и его друг Альберт. Нельзя сказать, что ребята работу делают одни. Им почти всегда помогают – Сергей Дудин и другие друзья-яхтсмены. А недавно это делал Сергей Крайнов, старший помощник капитана на яхте «Командор». Ему на «Соловках» интересно совершенствовать навыки работы с древесиной. Яхта у Сергея деревянная, а значит, когда-нибудь придётся её чинить. Так что лучше встретить этот день во всеоружии.

Восстановление яхты подходит к концу. В этом, или максимум, в следующем сезоне, судостроители «Соловки» планируют непременно спустить на воду. Это будет одно из красивейших на Беломорье парусныхсудов. Настоящим украшением и визитной карточкой Архангельска.

«Когда мы построим лодку, – делится планами капитан Ожогов, – непременно станем привлекать молодежь с четырнадцатилетнего возраста на практику. Вместе будем ходить на Белое море и участвовать в регатах. И потом ребята нас непременно сменят. То, что это произойдёт, можно не сомневаться. Запас прочности у «Соловков» не менее 40 лет. За такой срок вырастет несколько поколений спортсменов, способных продолжить славные традиции первого экипажа».

Новые «Соловки» непременно еще установят свои новые рекорды.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

26 июля

Архан­гель­ские уче­ные иссле­до­ва­ли маяки и помор­ские ста­но­ви­ща в Барен­це­вом море

26 июля

В Архан­гель­ске стар­то­вал мед­иа-проект «Блиц-ин­тервью с предп­ри­ни­ма­те­лем»

26 июля

Сту­дот­ряд «Ган­двик» отпра­вит­ся из Архан­гель­ска на убор­ку Аркти­ки 27 июля

26 июля

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

25 июля

Белое море встре­тило Соло­вец­ких юнг штор­мом в три балла

25 июля

Участ­ни­ки «Аркти­чес­кого пла­ву­че­го уни­вер­сите­та» высади­лись на мыс Желания

25 июля

Архан­гельск – в десят­ке попул­яр­ных у турис­тов горо­дов в День ВМФ

25 июля

Адми­рал Куз­не­цов хотел выпороть юнгу Волы­хина. Для пользы

25 июля

Перед новым учеб­ным годом в Севе­род­винске стар­това­ла бла­гот­вори­тель­ная акция

25 июля

Парад соло­вец­ких юнг при­мут Мос­ква, Архан­гельск, Соловки

24 июля

Новым дирек­то­ром МУП «Архко­мхоз» стал Вла­ди­мир Мохначев

24 июля

В День горо­да севе­род­винцы смо­гут бес­платно про­катиться с деть­ми на картах

24 июля

Поле­тел Мар­ков на редак­ци­он­ном самолёте…

24 июля

Алек­сандр Кири­лов наз­на­чен дирек­то­ром наци­ональ­ного парка «Рус­ская Арктика»

24 июля

Пери­наталь­ный центр в Архан­гель­ске будет сдан в октябре

Похожие материалы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки

14 июля Из жизни

В Архан­гель­ской области впер­вые про­шел тур­нир косарей

14 июля Экономика

В Архан­гель­ской области ищут новые мес­тор­ож­де­ния алмазов

14 июля Общество

Рекор­ды и тра­ге­дия 30-х: нача­ло Архан­гель­ской области

13 июля Культура

В Вер­коле всех жела­ющих нау­чили бороть­ся со стрес­сом и кошмарами

13 июля Экономика

Взлё­ты и паде­ния «Крас­ной куз­ницы». Леген­дарный завод воз­рожда­ет­ся

12 июля Общество

В Виног­рад­ов­ском райо­не появил­ся новый мемо­ри­ал участ­ни­кам Вели­кой Оте­чест­ве­нной войны