02.09.2015 01:39

Десять тысяч активистов против «закупок роскоши» и «серых схем»

Проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» провел первый на Северо-Западе антикоррупционный форум в Санкт-Петербурге.

Сфера государственных и муниципальных закупок с недавних пор находится под пристальным вниманием общественности. Проект народного фронта «За честные закупки», который начал работать с 1 сентября 2013 года, сделал хаотичную работу общественников, мониторящих сайт госзакупок, системнее, Активисты проекта на форуме в Санкт-Петербургевесомее да и безопаснее.

Но главное, подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, за время работы проекта удалось отменить 324 сомнительные закупки на общую сумму более 61 миллиарда рублей. Среди них есть скандально известные так называемые «закупки роскоши» — дорогие машины, мебель. Прозвучала в качестве примера и отмененная благодаря бдительности ОНФ в Архангельске госзакупка мебели на 17 млн рублей для четырех филиалов «Архэнерго» в 2015 году.

Или совсем свежий пример, тоже географически близкий нам, – покупка мебели для школы в поселке Красный НАО на 17 миллионов рублей. Активист ОНФ Александр Терлецкий направил на сайт проекта — www.z4z.onf.ru – ссылку на эту закупку, к ней он приложил прайсы примерно на эту же дату на такую же точно мебель. Пока получается, что школа покупает мебель втридорога. Пока – потому что задача проекта «За честные закупки» разобраться во всех деталях, а не махать шашкой, сразу обвиняя всех в казнокрадстве.

Есть немало случаев, когда в разряд сомнительных закупки переводит непрофессионализм организаторов процесса – заказчиков. На форуме не раз прозвучало, что контрактное законодательство – процесс молодой и постоянно меняющийся.

44-й федеральный закон вступил в действие совсем недавно, но уже претерпел ряд изменений. Нарушения могут быть связаны с тем, что, допустим, в том же поселке Красный просто не очень знают, как правильно купить эту мебель.

Архангельская область в этом направлении может представить свой положительный опыт: правительство области в январе 2015 года создало бюджетное учреждение «Региональный центр по организации закупок». Сегодня он, получив лицензию, уже проводит обучение специалистов в этой сфере.

На базе регионального контрактного агентства создана рабочая группа, куда входят представители всех сторон процесса закупок, и на ней вырабатываются стратегические решения на основе экспертных мнений и опыта. Это дало право выступить нашему региону на форуме с предложениями.

Коротко их озвучил руководитель контрактного агентства Архангельской области Константин Северьянов: – Мы выступаем за интеграцию 44-го федерального закона, а также 223-го ФЗ (для акционерных обществ, где основным учредителем является государство) и 136-го федерального закона (для муниципальных образований). Для примера, все эти заказчики покупают бумагу для принтера, и логично было бы проводить эти закупки централизованно.

По словам Константина Северьянова, общественный контроль – это важнейшая составляющая процесса. Однако стоит взглянуть и на обратную сторону медали.

«Уже появляются профессиональные «жалобщики», – пояснил руководитель контрактного агентства. – Это люди, которые в закупках не участвуют, но жалуются на их проведение. Сегодня в УФАС Архангельской области поступило 30 жалоб от одного субъекта, который обжалует ряд контрактов – минздрава, минстроя, министерства образования. Это, на наш взгляд, деструктивная деятельность, о которой мы будем говорить в рамках этого форума, чтобы и эти процессы были взяты под контроль ОНФ».

Роли СМИ в проекте «За честные закупки» на форуме была посвящена отдельная площадка. Ее участники еще раз подтвердили тот факт, что преданные огласке отдельные «сомнительные закупки» могут ускорить процесс позитивных изменений в целом.

КОММЕНТАРИЙ

«Общественный контроль поможет сделать госзакупки прозрачными»

Сергей Антуфьев, региональное отделение «Опоры России», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального ОНФ: – Представителями Народного фронта было выявлено несколько завышенных по цене контрактов. Например, по оборонному предприятию Севмаш. Цена контракта на привлечение специалистов к работам на заводе составляла более 600 миллионов рублей. После наших обращений закупка была снята.

Когда нам поступают сигналы, мы все взвешиваем, перепроверяем и только после этого начинаем принимать меры. У кого-то реакция на наши обращения адекватная, кто-то реагирует болезненно. Но процесс движется в правильном русле, и общественный контроль со временем поможет сделать госзакупки прозрачными, а не сомнительными.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ПОНОМАРЕВА. Фото автора.