21.01.2015 09:26

Мечта Славинской

Зрители стали подходить задолго до открытия

В архангельском музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова открылась выставка московской художницы Лилии Славинской «Мечта об Арктике».

В Лидии Петровне счастливо сочетаются талант художника и подвижничество. Она не просто художник, а еще хозяйка частной галереи в столице и любительпутешественник по таким местам, куда не ступала нога москвича.

Арктикой, к примеру, северян не удивить, но Славинская побывала с художественными целями в Антарктике, забралась в какие-то полумифические гималайские королевства, не побоялась пройти непредсказуемыми путями Средней Азии, это не считая «накатанной» Европы, как-то Альпы, Пиренеи и прочие Сардинии.

И, самое главное, она не растеряла по всем этим дорогам искреннюю восторженность, умение видеть красоту в суровой природе и любовь к живущим там людям. Недаром выставки Лилии Петровны вызывают большой интерес в, казалось бы, перенасыщенной культурными событиями столице.

Зато в Архангельске выставка Славинской оказалась точно на своем месте. Там, где и должна быть: на первом этаже музея – экспозиция классика художественной Арктики Александра Борисова, на втором – работы Лилии Славинской. Как и первооткрыватель художественного освоения Арктики, Лилия Петровна писала с натуры, а не по фотографиям, которых она тоже достаточно много делала в своем арктическом путешествии.

По словам художницы, которая присутствовала на открытии своей архангельской выставки, нелегко было стоять по три-четыре часа на ветру при создании этюда, порывами сносило этюдник, а масляные краски от холода скатывались в комок. Иногда приходилось добавлять в краски лаки акриловые, пихтовые, терпентин и даже солярку, чтобы они не замерзли. Не все картины, показанные на выставке, живописные. Есть и акварельные, и просто зарисовки фломастером и карандашом.

Еще Лилия Славинская, которая путешествовала на архангельском экспедиционном судне «Мангазея» вместе с теми, кто обеспечивает снабжение полярников и занимается очисткой Арктики от технического мусора, буквально «спела» в своих работах гимн труду человека.

А поскольку эти человеки были мужчинами, то Лилия Петровна на открытии выставки не забыла их отметить. Мол, роль мужчин в жизни комфортного общества не столь заметна, а там, в арктических условиях, мужчина – главный. И если б не помощь всех этих людей, бережно отнесшихся к художнице и ее труду, результат был бы другим, считает путешественница.

Состоялось ее путешествие благодаря поддержке национального парка «Русская Арктика» и Росгеологии. С сотрудниками этих организаций и побывала на архипелаге Земля Франца-Иосифа, который территориально относится к Приморскому району Архангельской области.

Конечно, могут спросить: зачем такие трудности? Если во времена Александра Борисова не было столь совершенной техники, позволяющей сфотографировать или сделать качественный видеофильм о красотах Арктики, то сейчас для этого возможности есть.

Художник в Арктике создает нечто большее, чем отображение этого места Земли только в фотографии, считает Лилия Петровна. Свидетельство красоты и цвета Арктики, «пропущенных» через живое восприятие и настроение художника, остается в живописных картинах. Любой зритель это чувствует.

К архангельской выставке художница сумела выпустить цветной каталог, что говорит о ее невероятной энергии, желании не потерять ни одного мгновения творчества и любви к своему зрителю. Впрочем, печальный опыт потерь у художницы, к сожалению, есть: ее работы, сделанные в Антарктике, сгорели во время пожара в мастерской. Будем надеяться, что запечатленная в живописи Арктика Славинской останется навсегда...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА Фото автора.