22.11.2015 16:08

Воспитатель Архангельской санаторной школы-интерната: У нас не бывает «чучел»

Елена Емельянова с воспитанниками на экскурсии в Малых Корелах

О воспитании детей мы чаще говорим с психологами, учителями. Но есть не очень заметная должность – воспитатель. Но именно он ближе всего к детям. 

А если говорить о санаторных школах-интернатах, то воспитатели отчасти заменяют детям родителей. Даже тем, кто живет в городе, но из-за специфики школы несколько ночей проводит в ее стенах.

Сегодня неспешный воскресный разговор мы ведем с воспитателем Архангельской санаторной школы-интерната №1 Еленой Емельяновой.

- Елена Валентиновна, говорят, что современные дети очень сложные, они воспитываются не на добрых сказках, а на всевозможных монстриках. А у вас ведь стоит задача их воспитывать, коль вы воспитатель. Вам приходится тяжело?

- Нет, потому, что мне нравится работать с детьми. Думаю, что во все времена у детей одни и те же потребности – чтобы их понимали, уважали, любили. Дети ведь очень четко разделяют добро и зло. Я как-то спросила у пятиклассников – чем отличается строгий от злого? Они ответили – строгий может быть и добрым, а злой всегда злой, чтобы он не делал.

- Но ведь мир такой разнообразный, в нем много оттенков. Не всегда все однозначно.

- Тем более, необходимо чтобы дети научились отделять добро и зло. Чтобы они их не смешивали, тем более, не подменяли. А потом придет понимание – да, есть оттенки. Но все же зло – это зло, какого бы оттенка оно не было.

- Как этому научить?

- У нас есть великая и богатая культура. Понимаю – это не открытие. Но это самый верный путь. Можно проследить судьбу любимого книжного героя, сопереживать ему, понять – почему он поступил тем или иным образом. Почему он сделал кому-то больно. Как исправил ошибку. Возможностей много.

- Когда я училась, а это были семидесятые, деление на хороших и плохих учеников у нас было простое: хорошие, те, кто хорошо учится, а плохие – соответственно – кто учится плохо. Отличник и хорошист – он во всем хорош. А вот из тебя, двоечника, что вырастет?!

- Если так будет поставлен вопрос, то на самом деле может вырасти двоечник, то есть, обозленный неудачник. Но и из отличников не всегда получаются успешные люди. Иногда они свою отличность несут, как тяжелейшую ношу, которая не приносит никакой радости. Но ведь надо соответствовать! В результате тоже получаются, порой, обозленные неудачники. Учеба – очень важно. Но еще не все.

- А что все?

- Стремление быть лучшим. Но не в смысле всех опередить, кому-то что-то доказать, а потом любоваться своей успешностью. Быть лучшим – поступать хорошо, чтобы тем, кто рядом с тобой, было хорошо. А не то, что ты первый во всем.

- Многие родители именно на этом строят воспитание: ты должен быть лучшим, то есть именно, первым.

- И дети тоже стараются соответствовать требованиям родителей, они же им верят, боятся подвести. В своей работе не раз видела такие примеры. Есть случаи, когда дети падают в обморок перед контрольной от страха, что не будет пятерки, домой боятся идти, получив, четверку. 

- Можно ли поменять эту установку? Ведь и, правда, успешная учеба какой-то залог будущего благополучия. Родители же добра желают.

- Мы же не говорим, что учиться абы как – это хорошо. Но какую цену ребенок платит за оценку? И потом – это лишь знания. Они инструмент, который во взрослой жизни применит его обладатель. Как? Есть же примеры, когда химики-отличники делали в домашних условиях бомбы и убивали людей.

- Быть добрым, отзывчивым, правильным детям кажется скучным. Хочется ярких поступков. Но чаще всего именно они не очень правильные с точки зрения морали и нравственности.

- В классе я прошу детей написать друг другу небольшие послания, где рассказать о добром поступке. И оказывается, что этот поступок яркий! Дети собирают такие послания, для них это важная оценка одноклассников. И самооценка у ребенка растет не от того, что он кого-то «перепрыгнул», а от того, что его уважают за поступки, которые он совершает.

- А как быть с неблаговидными поступками? Наверняка они случаются. Их тоже обсуждать с одноклассниками? Помню, как в нашем классе время от времени учителя кого-то стыдили у доски.

- Никогда плохие поступки мы не обсуждаем вместе с детьми. Только наедине с провинившимся. Но важно не отчитать и наказать, а проговорить – почему он так поступил. Иногда ведь мотивы бывают и благие. Просто ребенок не понимает – к чему этот мотив привел.

- Ябедничество – такая детская и не только детская болезнь. Донести тихонько информацию, обычно, не очень благовидную о ком-то из ближних.

- Когда такое случается, я предлагаю – ты хочешь это рассказать? Тогда расскажи всем. Когда наступает пауза, объясняю, что за глаза можно говорить только то, что готов сказать прямо. Но при этом, не унизив и не обидев человека.

- Говорят, что работа педагога сложная еще и потому, что он не видит результата сразу. Вы видите результат?

- Результат есть всегда. Может, он не очень заметный. А потом не надо забывать, что самые главные жизненные навыки ребенок получает все же в семье. Поэтому и у нас в классе, и в школе очень много воспитательной работы строится на общении с родителями. В отрыве от семьи ребенка воспитать невозможно. Но понять чем он живет, помочь ему, подсказать, направить мы обязаны.

- А почему вы обязаны? Ну, выучили уроки, организовали праздники. А вот думать о морально-нравственном облике детей, возможно, все же не ваша забота. Есть же, в самом деле, родители.

- Нет, это наша забота. Мы ведь работаем по государственным образовательным стандартам. Там есть стандарты в духовно-нравственном развитии.

- Признаться, не думала, что духовно-нравственное развитие можно втиснуть в стандарты.

- Можно. В их основе лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- А какие личностные ценности гражданина России прописаны в этой концепции?

- Учеников мы должны ориентировать на базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа…

- Выходит, что это уже и образовательный процесс?

- Да. И дети очень хорошо воспринимают эти ценности. Они же традиционные, значит, заложены глубоко. Был период в нашей жизни, когда, к сожалению, не считали это важным. Но жизнь показала, что это была ошибка.

- Помните фильм «Чучело»? Одноклассники терроризировали девочку за то, что она была иная. В вашей школе в принципе в наше время такое возможно?

- Нет. У нас учатся разные дети – у кого-то небольшое нарушение опорно-двигательного аппарата, выправившись, они уходят в другую школу. Но есть и те, которые знают, что такое боль. Но в любом случае, наши дети умеют сострадать. В нашей школе, кроме знаний, они получают хороший опыт общения. И понимания того, как важно быть добрым друг другу. И у нас не бывает «чучел».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СОСНОВСКАЯ