По словам авторов, атласов Архангельской области не издавали уже около полувека, а именно учебных региональных атласов – вообще никогда.
Атлас выпустило областное министерство образования и науки в рамках подготовки к 310‑летию со дня рождения Михаила Ломоносова, и называется он «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней». Над проектом работала группа архангельских историков и коллектив федерального издательства «Русское слово» при поддержке Ломоносовского фонда, Архангельского областного института открытого образования, редакции «Поморской энциклопедии» и целого ряда музеев области.
Новый атлас входит в учебно-методический комплекс, по пособиям которого в нашей области уже учатся ученики шестых и девятых классов, а в ближайшие годы начнут учиться и остальные. Но, как говорили на презентации, получилось полноценное учебно-методическое пособие, по которому можно работать, даже если учебников и пособий его линейки в классе ещё нет. То есть использовать его на уроках истории в школах смогут уже сейчас. При этом тираж в десять тысяч экземпляров даёт возможность обеспечить атласом каждого ученика.
Роман БолдыревИсторик и преподаватель Роман Болдырев, автор-составитель нового атласа, рассказал, что до этого долгие годы складывалась ненормальная ситуация: историю Архангельского Севера приходилось преподавать без карт, так как в атласах по истории России они, как правило, обрезаны выше Вологды или Ярославля. Учителя могли пользоваться разве что атласом «Наш край в истории СССР» 1968 года или, если повезёт, последним из изданных – «Атласом Архангельской области» 1976 года, – но он был выпущен с грифом «для служебного пользования» и есть далеко не в каждой школьной библиотеке. Истории в нём посвящены всего несколько страниц, и они лишь фрагментарно освещают историю Севера.
– Кроме того, страшный дефицит сегодня с картами, связанными с современностью, – констатировал Роман Юрьевич. – Даже школьные атласы федеральных издательств заканчиваются 80‑ми годами или началом 90‑х. Дальше в лучшем случае представлена карта с административно-территориальным делением. Чтобы попытаться осветить социальное, политическое, экономическое развитие в 90‑е, в начале 2000‑х –такого ещё не было. Картографы федеральных издательств, с которыми мы сотрудничали, говорили, что мы занимаемся этим впервые.
Соседние регионы уже попросили прислать им «Родину…» для ознакомления.
– Сейчас все регионы так или иначе озабочены созданием своих региональных пособий, поэтому любой опыт соседей востребован, – пояснил Роман Болдырев.
Да и, как выяснилось, соседи уже фактически могут по нему преподавать: в отличие от «Атласа Архангельской области» 1976 года, на картах нашего нового атласа присутствуют и все сопредельные территории.
Андрей Репневский– Это один из первых примеров региональных атласов для школьников в России, и я надеюсь, в соседних областях схватятся за эту идею. Идея очень плодотворная, на мой взгляд. И мы будем гордиться тем, что подтолкнули к этому. Для меня это в значительной степени итог трудовой жизни, – сказал известный архангельский историк, возглавивший работавший над атласом авторский коллектив, Андрей Репневский.
Что важно, атлас вышел не просто исторический, а историко-культурный: в нём есть отдельные карты, посвящённые развитию образования, науки и культуры на Архангельском Севере, а также путешествиям и географическим открытиям в Арктике. Целый раздел отведён Михаилу Ломоносову, его жизни, открытиям и сохранению имени учёного на картах России, мира и космоса.
– Я очень рассчитываю, что этим атласом мы заинтересуем и родителей, когда дети принесут его домой, то есть в смысле общей культуры охват будет очень широкий, – признался Андрей Репневский.
На презентации также неоднократно подчёркивали, что особая ценность атласа в том, что он именно учебный, то есть составленный специально для обучения детей и очень продуманный в этом отношении. На протяжении всех трёх лет подготовки к его изданию с учителями-историками, проходящими курсы в областном институте открытого образования, обсуждали, каким нужно этот атлас сделать, чтобы было удобно и интересно с ним работать.
Мы задали вопрос Андрею Репневскому, нет ли в итоге желания что‑нибудь исправить или добавить?
– Желание и исправить, и добавить есть всегда, и мы уже думаем, что можно исправить и добавить в следующих изданиях, – сказал Андрей Викторович. – Но при этом добавлять особенно нельзя, ведь есть ограничения по количеству дат, по количеству имён, ведь бедным школьникам нужно учить не только историю Архангельской области, и мы очень ограничены этим. Поэтому, когда некоторые районы области сегодня обижаются: «Нашего героя не упомянули!», мы вот какой выход предлагаем: надо попробовать сделать пособия-дополнения в каждом районе. Наша идея – спускаться вот так с уровня страны, области до уровня района, а в будущем, может быть, и уровня каждой школы. Эту идею мы собираемся донести до учителей и, если нужно, готовы помочь в организации.
Олег Русинов– И подходы меняются, и оценки меняются, и новые источники появляются, и мы со временем на многое смотрим по‑другому. И эти новые взгляды, новые подходы, конечно же, нужно отражать, – сказал, выступая на презентации министр образования и науки области Олег Русинов, сам историк и в прошлом преподаватель.
От имени губернатора Александра Цыбульского он поблагодарил всех, кто принимал участие в создании атласа, за огромный труд и заверил, что позиция правительства области – всё, что связано с Ломоносовым, вне поля зрения ни в коем случае не останется.