Учитель архангельской гимназии – о «войнах памяти», фолк-истории и задаче учителя

7 ноября 12:54 Из газеты
Сегодня исполнилось 100 лет Октябрьской революции. Дата большая, но непонятно, как её отмечать
Сегодня исполнилось 100 лет Октябрьской революции. Дата большая, но непонятно, как её отмечать

Сегодня исполнилось 100 лет Октябрьской революции. Дата большая, но непонятно, как её отмечать

Мы живём в изменившейся стране, историческим событиям 1917 года теперь придаётся не то значение, какое закладывала советская школа. Как об этом периоде и, вообще, об истории России рассказывают в современной школе? Об этом – разговор с учителем истории архангельской гимназии № 3 Михаилом Копицей.

— Задача у школьной истории достаточно скромная, – говорит Михаил Николаевич. – Согласно федеральным образовательным стандартам мы должны научить детей отличать факт от интерпретации, понимать социальные закономерности и, в конце концов, ориентироваться во временном пространстве – что было раньше, что позже. Мы должны также сформировать разного рода интеллектуальные навыки, например, работать с текстами, критически мыслить.

– Но ведь дети берут информацию не только из учебника или на уроках. Они подходят к вам с вопросами, мол, прочитал в интернете, а правда ли?..

— Конечно. Как и ко всякому учителю истории. Я поощряю их интерес к другим источникам информации, старшеклассники у меня постоянно делают различные проекты и «перерывают» интернет. Я даже рекомендую всем, кто интересуется историей, два сайта – ПостНаука и Arzamas. Там вполне доступно и грамотно подаётся информация.

– А есть опасность, что они могут найти на других сайтах искажённую информацию? 

— Есть, но на то и учимся. Есть сайты, пропагандирующие «фолк-хистори». Эти ненаучные или квазинаучные представления о прошлом можно найти не только в интернете, издаются толстые книги с привлекательными обложками. Помните, в 1990‑е годы были очень популярны книги Льва Гумилёва с его теорией пассионарности? Сейчас понятно, что он во многом интерпретировал факты и события так, чтобы они подходили под его концепцию. И вообще, слишком вольно обходился с фактами и с источниками.

К слову, книги Гумилёва, Виктора Суворова – это ещё не самые плохие примеры фолк-истории. Гораздо большую опасность представляют сайты неоязычников, которые толкуют свои представления о прошлом кто во что горазд, вплоть до того, что славяне разводили мамонтов (это к примеру).

– Как вы в таком случае рассказываете детям, которые не знают советской идеологии, об Октябрьской революции? Они ведь не в вакууме живут, видят, что общество опять раскололось – одни с красными флагами, другие скорбят об «октябрьской катастрофе».

— Эта ситуация называется «война памяти». Не могу забыть слова профессора Андрея Николаевича Зашихина, моего преподавателя в Поморском университете – каждое поколение пишет свою историю. Это, действительно, так. Но свою историю пишет и каждая социальная группа. Например, успехи индустриализации и большой террор – это же всё происходило в одни и те же годы. Есть история, которую мы бы хотели забыть и которую мы бы хотели помнить.

Единой оценки той революции нет. Сто лет – это, казалось бы, достаточный срок для того, чтобы дать историческим событиям объективную оценку. Но этого не происходит. В науке, в учебниках нет одной чёткой позиции, там описывается несколько подходов: советская точка зрения, позиция белого движения. И это хорошо. Школьнику полезно услышать разные голоса. Если мы живём в ситуации полиисторичности, то скрывать этот факт от подрастающего поколения бесполезно.

– А как это можно отразить в учебнике?

— Полиисторичность может быть представлена в специальных разделах, где будут приведены оценки и мнения. Главное – чтобы учебник решал дидактические задачи. Лучшим учебником будет тот, который разнообразнее с методической точки зрения, который позволит сформировать определённые навыки – ставить вопросы, погрузиться в тему, заставить думать.

– Должен ли школьный учитель истории показывать детям личное отношение к историческим событиям?

— Пока в школе историю преподают живые люди, а не роботы, эмоциональная окраска рассказа, личное отношение всегда будет присутствовать. Единственное, что учитель должен дать понять детям – моё мнение такое‑то, вы можете с ним соглашаться или не соглашаться.

– А что вы сами‑то думаете о тех событиях, о Ленине, к примеру?

— Я считаю его прагматичным политиком, который сумел остаться у власти и попытался реализовать свои идеи, очень привлекательные в тот период. Ленин несёт ответственность за красный террор, он один из виновников Гражданской войны, он отдавал преступные приказы, это всем известно. Но он и создатель Советского государства на развалинах чуть не погибшей страны. Что бы я сейчас ни сказал о Ленине, всё может быть оспорено.

– Значит, «войны памяти» в нашем обществе будут продолжаться. Как считаете?

— Моё мнение таково: сейчас власти пытаются создать единый информационный исторический поток, куда вошли бы все – и белые, и красные, и Сталин, и жертвы его террора. Мол, это всё наша история, история Российского государства. Но подобная эклектика не работает в реальности, разве только на словах. И никогда при помощи некоего единого учебника не получится создать единую память. Она всё равно у всех останется разной. И нет такой волшебной палочки, чтобы заставить помнить всех одинаково. Так не будет. Выходом, как мне кажется, было бы формирование памяти жертв истории: жертв террора, жертв революции, жертв социальных экспериментов. Память о жертвах – страховка от забвения.

**************************************

Что знают об эпохальном событии столетней давности правнуки тех, кто делал Великую Октябрьскую социалистическую революцию или просто жил во времена больших перемен

Кристина Шурда, 20 лет:

– Этот вопрос вызывает спорные мысли. С одной стороны, исторические факты кричат о том, что смена власти и режима были необходимы. Однако, такие радикальные меры в итоге привели к гражданской войне, что, конечно, ужасно. Примерно в это же время в Японии проходил такой же процесс столкновения монархии и прогресса. В той стране тоже были восстания, но небольшие и не такие кровопролитные. Всё прошло более мягким путём. У нас же расстреляли часть элиты общества, действительно умных людей, а другой части элиты пришлось покинуть страну. В итоге, если сравнить Японию и Россию, всё станет ясно. Можно с уверенностью сказать, что смена строя была необходима, но не таким путём.

Виктор Стогниченко, 19 лет:

— Я отношусь к Октябрьской революции негативно, потому что свергнув самодержавие, убрав капиталистические отношения – стали строить социализм, но, как показала практика, это всё привело к негативным последствиям. Таким как Гражданская война, например. Если бы не было этой революции, то может быть мы так же были мировой державой, мировым лидером, но не было бы такой конфронтации, как сейчас. Мы бы хорошо интегрировались в Европу, несмотря на то что сохранили бы свои национальные особенности. Хотя в то время революция была необходима, потому что произошёл кризис власти, управлять страной было некому, потому что царь был слабым.

Артём Стребков, 19 лет:

— Я отношусь к этим событиям ни положительно, ни негативно. Но произошли же они не просто так, а потому что у общества была необходимость – меняться. Конечно, Ленин – молодец, так скооперировал людей, но то, что всё это вылилось в Советский Союз и те события, которые происходили дальше в стране, это, безусловно, ужасно.




Юлия Драчева, 20 лет:

— Как я отношусь к революции? Это, знаете, из серии вопросов: как вы относитесь к ограблению? Не знаю, я не участвовал. Наверное, нейтрально в какой‑то степени, но если прямо «да» или «нет», то больше негативно. И выхода не было другого, но и убытки страна понесла немалые. В результате революции мы потеряли Финляндию, часть Молдавии, территории Польши, Балкан. Весь золотой запас страны пропал куда‑то… В общем‑то говоря, потеряли мы немало, конечно, но кто знает, что бы было, если бы всё сложилось по-другому? Если бы не было революции, то всё равно бы началась Гражданская война. Или Европа поглотила бы нас, отобрав земли.

Аня:

— Идея‑то была хорошая, а вот реализовали её не очень. Например, Норвегия по этому пути пошла, и всё у них успешно сложилось, а вот у нас, к сожалению, нет.






Наталия Свинина, 22 года:

— Всё, что несёт кровопролитие – это отвратительное действо. Неужели нельзя наладить всё мирным путём? Почему должны гибнуть люди? Я за мир и добро, в любом случае.


Спрашивали Карина ЗАПЛАТИНА и Анастасия ЛЕВИЦКАЯ

Записала Елена ИРХА, фото Артёма Келарева

Общество

24 ноября

Севе­рян приг­лаша­ют напи­сать Все­рос­сийс­кий геог­рафи­чес­кий диктант

24 ноября

Архан­гель­ский фон­тан обе­ща­ют отрес­тав­риро­вать и уста­новить к 2019 году

24 ноября

Стали известны победи­тели регио­наль­ного кон­курса «Вос­питать человека»

23 ноября

На речных пере­пра­вах Архан­гель­ска начи­на­ют рабо­ту буксиры

23 ноября

Газе­та «Прав­да Севе­ра» стала лау­ре­атом глав­ной област­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

Архан­гель­ская область полу­чит допол­нитель­ные сред­ства на рас­селе­ние ава­рий­ного жилья в 2018 году

23 ноября

Стали известны имена победи­те­лей глав­ной регио­наль­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

В Архан­гель­ске наг­ради­ли победи­те­лей кон­курса «Луч­ший урок письма»

23 ноября

В Помор­ской филар­мо­нии стар­това­ла бла­гот­вори­тель­ная акция «Подари Рож­дество детям»

23 ноября

32 областные общест­вен­ные органи­за­ции выиг­рали 45 мил­ли­онов рублей

23 ноября

В Пер­вой город­ской боль­нице Архан­гель­ска стали про­водить опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию нор­маль­ного ритма сердца

22 ноября

Про­дол­жа­ет­ся прием заявок на учас­тие в сту­ден­чес­кой олим­пи­аде «Я – про­фес­си­онал»

22 ноября

Экспе­рты обсужда­ют в Архан­гель­ске особо охраня­емые при­род­ные тер­рито­рии

22 ноября

На соис­ка­ние наг­рады «Дос­то­яние Севе­ра-2017» выдви­нут 51 номинант

22 ноября

«Вод­ник» про­иг­рал хаба­ровс­ко­му «СКА-Неф­тяни­ку» с круп­ным счетом

Похожие материалы

23 ноября Общество

В Пер­вой город­ской боль­нице Архан­гель­ска стали про­водить опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию нор­маль­ного ритма сердца

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске наг­ради­ли лау­ре­атов Ломо­нос­ов­ской премии

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске с осо­бым раз­ма­хом про­шли Дни Новод­винска

15 ноября Общество

Иван Лан­дин – герой осво­ения Аркти­ки, дав­ший в 1933 году остро­ву имя газе­ты «Прав­да Севера»

12 ноября Общество

Элект­ро­нные сига­реты ста­нов­ят­ся час­тью новой моло­дёж­ной культуры

12 ноября Общество

85 лет назад на мысе Челюс­кина нача­ла рабо­ту объе­дин­ён­ная гид­роме­те­оро­ло­ги­чес­кая станция

10 ноября Общество

Как в быв­шем тюрем­ном замке Архан­гель­ска куру-гриль заказы­ва­ют

10 ноября Общество

Сер­гей Вол­чков: «Всё боль­ше моло­дых людей хотят слу­жить в полиции»

9 ноября Общество

В Тех­нич­ес­ком музее Ниж­не­го Нов­горо­да наш­лось нес­коль­ко экспо­на­тов из Архан­гель­ской губернии

9 ноября Общество

На мечту малень­кой девоч­ки из Новод­винска соб­рали 10 мил­ли­онов рублей

7 ноября Общество

«Триум­фаль­ное шес­твие» по‑мез­ен­ски

7 ноября Общество

На остро­ве Хабар­ка в Архан­гель­ске стро­ят новый причал

7 ноября Общество

Учи­тель архан­гель­ской гим­на­зии – о «вой­нах памя­ти», фолк-ис­то­рии и задаче учителя