18.02.2015 07:30

«Школа для всех: разные и равные»

фото пресс-службы САФУ

Развитию инклюзивного образования была посвящена Международная научнопрактическая конференция, которая прошла в Интеллектуальном центре САФУ – научной библиотеке имени Е.И. Овсянкина.

Инклюзивное образование. Этот термин еще даже не прижился в нашем обществе, и некоторые считают, что это что-то вроде эксклюзивного образования.

Хотя возможность обучения среди обычных сверстников тех, кто имеет ограничения по здоровью, – пока это исключительные, эксклюзивные случаи.

Тем не менее образовательный процесс в стране встал на путь инклюзии.

На каком этапе этого пути мы находимся сегодня, рассказала директор Института проблем инклюзивного образования, кандидат психологических наук Светлана Алёхина . Уже пройден сложный организационный этап, когда политики-законодатели приняли соответствующие решения и «отошли в сторону». В двух словах, в нашей стране инклюзивное образование будет сосуществовать со специальным образованием, не поглощая друг друга.

Минюст зарегистрировал два новых образовательных стандарта – для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с интеллектуальными нарушениями.

Теперь дело за профессиональным сообществом, а точнее – за конкретной общеобразовательной школой, которая возьмется внедрять эти стандарты для нестандартных детей.

Реализация этого этапа во многом легла на плечи региональных властей, и поэтому общая картина развития инклюзивного образования выглядит как пестрое лоскутное одеяло – где-то лучше, где-то хуже. Как у нас? В Интеллектуальном центре – научной библиотеке САФУ создан Региональный ресурсный центр инклюзивного образования.

– Уникальность Центра в его полифункциональности, – говорит директор ресурсного центра, доктор психологических наук Наталья Флотская. – Очень важно, что здесь, на этой площадке, мы, во-первых, реализуем подготовку наших студентов в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования. Во-вторых, специалисты Ресурсного центра осуществляют сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями в учебном процессе. В настоящий момент в САФУ обучаются 50 таких студентов. В-третьих, методическую помощь получают преподаватели университета, которые обучают студентов с особыми образовательными потребностями. И, конечно же, уникальная возможность для подготовки и переподготовки педагогов, реализующих инклюзивное обучение не только в нашей области, но и в других регионах СЗФО. Сейчас это особенно актуально, поскольку утвержден новый профессиональный стандарт педагога, который предусматривает обязательное владение каждым учителем, воспитателем инклюзивными компетенциями.

Ресурсный центр является базой проведения серьезных научных исследований, в том числе и международного уровня, в области инклюзивного образования. Активно ведется проектная деятельность. Создание Регионального ресурсного центра инклюзивного образования стало возможным благодаря реализации совместного международного проекта по программе Kolarctic «Школа для всех – развитие инклюзивного образования», – отметила Наталья Флотская.

Еще один достаточно крупный проект, который осуществлялся на нашей площадке – «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании» совместно с Фондом просвещения МЕТА. И, конечно, такой Центр не мог бы быть создан без содействия руководства Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова. В целом на сегодняшний день мы имеем уникальную площадку для реализации инклюзивного образования не только в нашем регионе, но и на Северо-Западе России.

Об этом, точнее о необходимости выстроить образовательную вертикаль для инвалидов – детский сад, школа, профессиональное образование, вуз, – тоже говорили на конференции. Руководитель Северодвинской организации инвалидов с потерей слуха Сергей Зверев , а еще отец особого ребенка, рассказал о том, как 23 года назад он добивался возможности для своего сына учиться рядом с обычными детьми. Сегодня его сын – студент престижного столичного вуза, а папа продолжает бороться теперь уже за то, чтобы другие дети-инвалиды могли учиться как все, получать профессиональные знания, трудоустраиваться и жить, не теряя вкуса к жизни. А это уже самый сложный этап инклюзии – ценностные изменения, формирование «включенного общества».

– Вся штука в том, что важно не просто включать людей с ограниченными возможностями здоровья в наше общество, но и принимать их. Это очень важно, – уверена Светлана Алёхина. – Если мы не будем взаимодействовать с другим, иным, то мы не будем развиваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ПОНОМАРЕВА