«Даже у Пушкина по математике была двойка…»

22 января 2017 9:57 Из газеты Образование

О детской одарённости и о том, как помочь ребёнку стать успешным.

Ольга Бобрецова, педагог-психолог Архангельского центра «Леда»Каждый ребёнок одарён по-своему, – уверена педагог-психолог Архангельского центра «Леда» Ольга Бобрецова. – Вопрос только в том, что понимать под одарённостью?

Если говорить буквально, то одарённость – это наличие каких‑то эксклюзивных возможностей, которые не присущи большему количеству других людей. Но тогда получается, что одарённость, так же как и недостаток развития – это отклонения от условной «нормы», к которой принадлежит большинство. А что такое «норма»?

– Вопрос, действительно, непростой…

— Да. Но есть замечательная английская поговорка: «Каков учитель, таков и ученик». Не бывает детей без способностей. Разглядеть их и помочь развить – в этом искусство педагогики. Когда на консультацию приходят родители и говорят, что мой ребёнок неуспешный, у него трудности в восприятии школьного материала, я всегда интересуюсь: «А какую позицию занимает ваш педагог?» Потому что процессами образования в школе управляют не родители, а педагоги.

– То есть ребёнок не освоил материал в школе – виноват учитель? Но педагог скажет: «Детей много. Каждому объяснять нет возможностей».

— К сожалению, приходилось слышать и такое. Но педагог – это специалист, который изучал дидактику, теорию воспитания. А дидактика – универсальное искусство всех учить всему. Появилась дидактика ещё во времена Яна Амоса Коменского, который создал эту науку. И в классах Коменского, напомню, было по 300 учеников, а не по 30.

То есть дело в индивидуальном подходе. Каждый ребёнок обладает определённым внутренним ресурсом. Избитая поговорка, что даже у Александра Сергеевича Пушкина по математике была двойка. Но никому в голову ведь не придёт называть Пушкина неуспешным.

Вот недавний пример. Пришли родители на консультацию: «У нас трудный ребёнок». На контакт не идёт, никаких «зацепок». Мы стали заполнять тесты. И вдруг оказалось, что у этого парнишки прекрасный почерк – каллиграфический. И когда я сказала ему об этом, у мальчишки крылья за спиной выросли. Он даже внешне переменился. И работа пошла.

Но, к сожалению, мы часто не видим разницы между такими понятиями как отметка и оценка. Отметка – это лишь балл от одного до пяти. Допустим, ученик сделал двадцать ошибок в диктанте. Это – двойка. Но он постарался, и в следующий раз у него уже не двадцать, а десять ошибок.

– Прогресс, в два раза меньше.

— Именно так! Но ему вновь ставят двойку. Хотя успех налицо. И задача учителя – вовремя похвалить, поддержать. Оценочные суждения при развитии мотивации к обучению очень важны. Вот только наша психика и восприятие устроены так, что негативные ситуации мы подмечаем чаще. Они вызывают особенно бурную эмоциональную реакцию. Опять пример, учитель проводит устный опрос. И ребёнок вдруг сбивается, начинает заикаться, краснеть. Понятно, что детей много, и долго ждать, пока ученик наконец «созреет» с ответом, учитель не может. В итоге: «Садись. Ты ничего не знаешь!» Но ребёнок знает, просто ему требуется больше времени. Возможно, из‑за повышенной тревожности он боится ошибиться и выглядеть «смешно» в глазах учителя и одноклассников.

Важно дать ребёнку обратную позитивную связь: «Подумай ещё немного. Я этот вопрос задам тебе чуть позже». В этом и заключается гибкость образовательного процесса.

– Но это какой‑то идеальный педагог. В реальности чаще: «Ты бездарный, бестолковый». И это ещё мягкие выражения… Самое печальное, что подобная «риторика» со временем и детьми воспринимается как норма: «У нас Марья Ивановна на уроке всегда так ругается». Это становится таким «фоном»… Но на этом фоне любая мотивация к учёбе рано или поздно исчезнет.

— Это, действительно, определённый кризис нашего общества. Ценность детства находится у нас не на том уровне. К сожалению, мы не учим родителей, как правильно заботиться о своих детях. Учим пеленать, кормить, выстраивать режим. Но не говорим, как усилить позицию ребёнка, чтобы стойко сопротивляться жизненным трудностям. Я могу констатировать, что очень часто к нам родители приходят уже в запущенной ситуации. Когда мотивация получать знания у ребёнка либо очень низка, либо вообще отсутствует. Он уже буквально кричит родителям: «Я же у вас дурачок! Что с меня взять…»

– Ольга Валентиновна, но почему так происходит? Некоторым учителям не хватает знаний и умений, чтобы анализировать образовательный процесс, которым они руководят?

— Возможно. Ребёнок на уроке выкрикивает с места. Его резко обрывают – нарушает дисциплину. Но почему он так ведёт себя? Что ему мешает высидеть эти 45 минут? Разобраться в особенностях поведения – это задача учителя.

Не дети должны нас понимать, а мы – детей. Потому что у нас уже был опыт детства, а у них ещё нет опыта взросления. Поэтому только взрослые являются проводниками жизненного опыта для детей. Кто вырастет из ребёнка? Ответственны взрослые.

– Есть поговорка, что из фасоли не вырастишь орхидею…

— И не надо. Но может получиться прекрасная фасоль, которая раскроется во всей своей красе. Ребёнку необходимо дать возможность проявить свой талант. Но зачастую кто участвует в утренниках, в школьных праздниках, конкурсах? Одни и те же дети. Потому что «так легче», «они сами не хотят». Но у детей очень гибкий психологический механизм. Мотивация избегания неудачи гораздо сильнее, чем мотивация достижения успеха. И ребёнку, действительно, легче уйти в сторону: «На меня всё равно не обращают внимания».

– Но ведь как‑то можно замотивировать ребёнка на успех?

— Можно и нужно. Если учитель наблюдает трудности в обучении у ребёнка, то не стоит отправлять родителям гневные послания: «Усильте контроль! Больше занимайтесь!» Ребёнок и так устаёт в школе от информационной перегрузки. А родители, выполняя указания педагога, начинают перегрузку усиливать. В итоге всё свободное время ребёнок занят подготовкой уроков. И нет времени заняться любимым делом и просто отдохнуть.

– Цейтнот.

— Да. В такой ситуации речь не идёт о раскрытии одарённости. В начальной школе очень важна эмоциональная составляющая. Если мы перегружаем ребёнка интеллектуально, то обедняем его эмоциональный фон. А потом удивляемся, что ребёнку трудно транслировать свои эмоции, выражать радость и печаль. Он вырастает эмоционально холодным.

Если, наоборот, насыщение эмоциональной сферы происходит в избытке и лишь через удовольствия, то блокируется интеллектуальная сфера. Необходим баланс. Лучшая мотивация – объяснить ребёнку, для чего ему необходимо учиться. Во всём должен быть поиск смысла. А контроль? Его не надо усиливать… Надо вовремя понять, с чем именно у ребёнка возникают трудности и создать благоприятные условия. А если мы говорим: «Ты не способен, не достоин, не успешен». То он и будет таким. И только наша безусловная вера в ребёнка подтолкнёт его на новые достижения. Не получилось сегодня? Получится завтра.

– В «Леде» есть занятия, которые помогают ребёнку развить его способности?

— Безусловно. С перечнем программ родители могут ознакомиться на сайте нашего центра в разделе «Регистрация» и там же записаться на занятия.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

24 сентября

Дирек­тор ЗАГС Архан­гель­ской области: «В пере­ход­ный пери­од воз­можны тех­нич­ес­кие сбои системы»

24 сентября

Школь­ники из Архан­гель­ской области стали лау­ре­ата­ми все­рос­сийско­го кон­курса сочинений

24 сентября

В Архан­гель­ске нача­ли вклю­чать отоп­ле­ние в жилых домах

24 сентября

В Архан­гель­ской области всю неде­лю будет дожд­ли­вая погода

24 сентября

Мос­ква пере­дала Архан­гель­ску 30 новых автобу­сов ЛиАЗ

22 сентября

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 15 по 22 сентября

21 сентября

В Архан­гель­ске офи­циаль­но откры­лась Мар­гари­тин­ская ярмарка

21 сентября

Про­шло полгода. Домо­фона у пожилых так и нет

21 сентября

«Не хочу учиться!»

21 сентября

В Архан­гель­ске откры­лась школа по уходу за тяже­лоболь­ными паци­ен­тами

20 сентября

Четы­рёх­пол­ос­ное дви­же­ние на Ленинг­ра­дс­ком про­спекте в Архан­гель­ске обе­ща­ют открыть в конце октября

20 сентября

Завер­шена раз­раб­от­ка учеб­ника для шес­тых и девя­тых клас­сов по исто­рии Архан­гель­ской области

20 сентября

Спус­тя месяц после ура­гана в Архан­гель­ске и Севе­род­винске всё ещё раз­бира­ют его последст­вия

19 сентября

Мар­гари­тин­ская ярмарка вне­сет измене­ния в схемы дви­же­ния автобусов

19 сентября

На сайте кон­курса «ЗаРеги­он29» про­голо­со­ва­ло почти 40 тысяч человек

Похожие материалы

21 сентября Общество

Про­шло полгода. Домо­фона у пожилых так и нет

21 сентября Общество

«Не хочу учиться!»

21 сентября Общество

В Архан­гель­ске откры­лась школа по уходу за тяже­лоболь­ными паци­ен­тами

20 сентября Общество

Спус­тя месяц после ура­гана в Архан­гель­ске и Севе­род­винске всё ещё раз­бира­ют его последст­вия

19 сентября Общество

Одни про­тес­ту­ют, дру­гие устра­ивают­ся на работу

17 сентября Общество

Архан­гель­ский област­ной суд встал на сто­рону врача из Виног­рад­ов­ско­го района

14 сентября Общество

Боль­шие беды малень­ких «закладчи­ков»

14 сентября Общество

Два жилых дома в Май­максе подк­лю­чат к водос­набже­нию по реше­нию суда

14 сентября Общество

ВОЗ офи­циаль­но приз­нала зависи­мость от ком­пью­тер­ных игр болезнью

13 сентября Общество

Мэр армянско­го горо­да посе­тил Архан­гельск в пред­две­рии откры­тия ново­го турис­тич­ес­кого маршрута

13 сентября Общество

В Архан­гель­ской области про­дол­жа­ет­ся набор резид­ен­тов ТОСЭР «Онега»

12 сентября Общество

В дерев­не Шид­рово откры­ли памят­ник Пав­лину Виног­радо­ву

12 сентября Общество

На моги­ле вете­рана ВОВ Розы Баш­ки­ной уста­но­ви­ли гра­нит­ную плиту