«Даже у Пушкина по математике была двойка…»

22 января 2017 9:57 Из газеты Образование

О детской одарённости и о том, как помочь ребёнку стать успешным.

Ольга Бобрецова, педагог-психолог Архангельского центра «Леда»Каждый ребёнок одарён по-своему, – уверена педагог-психолог Архангельского центра «Леда» Ольга Бобрецова. – Вопрос только в том, что понимать под одарённостью?

Если говорить буквально, то одарённость – это наличие каких‑то эксклюзивных возможностей, которые не присущи большему количеству других людей. Но тогда получается, что одарённость, так же как и недостаток развития – это отклонения от условной «нормы», к которой принадлежит большинство. А что такое «норма»?

– Вопрос, действительно, непростой…

— Да. Но есть замечательная английская поговорка: «Каков учитель, таков и ученик». Не бывает детей без способностей. Разглядеть их и помочь развить – в этом искусство педагогики. Когда на консультацию приходят родители и говорят, что мой ребёнок неуспешный, у него трудности в восприятии школьного материала, я всегда интересуюсь: «А какую позицию занимает ваш педагог?» Потому что процессами образования в школе управляют не родители, а педагоги.

– То есть ребёнок не освоил материал в школе – виноват учитель? Но педагог скажет: «Детей много. Каждому объяснять нет возможностей».

— К сожалению, приходилось слышать и такое. Но педагог – это специалист, который изучал дидактику, теорию воспитания. А дидактика – универсальное искусство всех учить всему. Появилась дидактика ещё во времена Яна Амоса Коменского, который создал эту науку. И в классах Коменского, напомню, было по 300 учеников, а не по 30.

То есть дело в индивидуальном подходе. Каждый ребёнок обладает определённым внутренним ресурсом. Избитая поговорка, что даже у Александра Сергеевича Пушкина по математике была двойка. Но никому в голову ведь не придёт называть Пушкина неуспешным.

Вот недавний пример. Пришли родители на консультацию: «У нас трудный ребёнок». На контакт не идёт, никаких «зацепок». Мы стали заполнять тесты. И вдруг оказалось, что у этого парнишки прекрасный почерк – каллиграфический. И когда я сказала ему об этом, у мальчишки крылья за спиной выросли. Он даже внешне переменился. И работа пошла.

Но, к сожалению, мы часто не видим разницы между такими понятиями как отметка и оценка. Отметка – это лишь балл от одного до пяти. Допустим, ученик сделал двадцать ошибок в диктанте. Это – двойка. Но он постарался, и в следующий раз у него уже не двадцать, а десять ошибок.

– Прогресс, в два раза меньше.

— Именно так! Но ему вновь ставят двойку. Хотя успех налицо. И задача учителя – вовремя похвалить, поддержать. Оценочные суждения при развитии мотивации к обучению очень важны. Вот только наша психика и восприятие устроены так, что негативные ситуации мы подмечаем чаще. Они вызывают особенно бурную эмоциональную реакцию. Опять пример, учитель проводит устный опрос. И ребёнок вдруг сбивается, начинает заикаться, краснеть. Понятно, что детей много, и долго ждать, пока ученик наконец «созреет» с ответом, учитель не может. В итоге: «Садись. Ты ничего не знаешь!» Но ребёнок знает, просто ему требуется больше времени. Возможно, из‑за повышенной тревожности он боится ошибиться и выглядеть «смешно» в глазах учителя и одноклассников.

Важно дать ребёнку обратную позитивную связь: «Подумай ещё немного. Я этот вопрос задам тебе чуть позже». В этом и заключается гибкость образовательного процесса.

– Но это какой‑то идеальный педагог. В реальности чаще: «Ты бездарный, бестолковый». И это ещё мягкие выражения… Самое печальное, что подобная «риторика» со временем и детьми воспринимается как норма: «У нас Марья Ивановна на уроке всегда так ругается». Это становится таким «фоном»… Но на этом фоне любая мотивация к учёбе рано или поздно исчезнет.

— Это, действительно, определённый кризис нашего общества. Ценность детства находится у нас не на том уровне. К сожалению, мы не учим родителей, как правильно заботиться о своих детях. Учим пеленать, кормить, выстраивать режим. Но не говорим, как усилить позицию ребёнка, чтобы стойко сопротивляться жизненным трудностям. Я могу констатировать, что очень часто к нам родители приходят уже в запущенной ситуации. Когда мотивация получать знания у ребёнка либо очень низка, либо вообще отсутствует. Он уже буквально кричит родителям: «Я же у вас дурачок! Что с меня взять…»

– Ольга Валентиновна, но почему так происходит? Некоторым учителям не хватает знаний и умений, чтобы анализировать образовательный процесс, которым они руководят?

— Возможно. Ребёнок на уроке выкрикивает с места. Его резко обрывают – нарушает дисциплину. Но почему он так ведёт себя? Что ему мешает высидеть эти 45 минут? Разобраться в особенностях поведения – это задача учителя.

Не дети должны нас понимать, а мы – детей. Потому что у нас уже был опыт детства, а у них ещё нет опыта взросления. Поэтому только взрослые являются проводниками жизненного опыта для детей. Кто вырастет из ребёнка? Ответственны взрослые.

– Есть поговорка, что из фасоли не вырастишь орхидею…

— И не надо. Но может получиться прекрасная фасоль, которая раскроется во всей своей красе. Ребёнку необходимо дать возможность проявить свой талант. Но зачастую кто участвует в утренниках, в школьных праздниках, конкурсах? Одни и те же дети. Потому что «так легче», «они сами не хотят». Но у детей очень гибкий психологический механизм. Мотивация избегания неудачи гораздо сильнее, чем мотивация достижения успеха. И ребёнку, действительно, легче уйти в сторону: «На меня всё равно не обращают внимания».

– Но ведь как‑то можно замотивировать ребёнка на успех?

— Можно и нужно. Если учитель наблюдает трудности в обучении у ребёнка, то не стоит отправлять родителям гневные послания: «Усильте контроль! Больше занимайтесь!» Ребёнок и так устаёт в школе от информационной перегрузки. А родители, выполняя указания педагога, начинают перегрузку усиливать. В итоге всё свободное время ребёнок занят подготовкой уроков. И нет времени заняться любимым делом и просто отдохнуть.

– Цейтнот.

— Да. В такой ситуации речь не идёт о раскрытии одарённости. В начальной школе очень важна эмоциональная составляющая. Если мы перегружаем ребёнка интеллектуально, то обедняем его эмоциональный фон. А потом удивляемся, что ребёнку трудно транслировать свои эмоции, выражать радость и печаль. Он вырастает эмоционально холодным.

Если, наоборот, насыщение эмоциональной сферы происходит в избытке и лишь через удовольствия, то блокируется интеллектуальная сфера. Необходим баланс. Лучшая мотивация – объяснить ребёнку, для чего ему необходимо учиться. Во всём должен быть поиск смысла. А контроль? Его не надо усиливать… Надо вовремя понять, с чем именно у ребёнка возникают трудности и создать благоприятные условия. А если мы говорим: «Ты не способен, не достоин, не успешен». То он и будет таким. И только наша безусловная вера в ребёнка подтолкнёт его на новые достижения. Не получилось сегодня? Получится завтра.

– В «Леде» есть занятия, которые помогают ребёнку развить его способности?

— Безусловно. С перечнем программ родители могут ознакомиться на сайте нашего центра в разделе «Регистрация» и там же записаться на занятия.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

14 ноября

Архан­гель­ских школь­ни­ков приг­лаша­ют выбрать «Про­фес­си­ональ­ную траек­то­рию»

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

14 ноября

Областные депу­таты при­няли закон­оп­ро­ект, запреща­ющий про­дажу элект­ро­нных сига­рет несо­вер­шенно­лет­ним

14 ноября

«Нет тало­нов к док­тору? Это не про­блема пациента»

14 ноября

Архан­гело­гор­од­цы органи­зо­ва­ли пети­цию, чтобы сох­ранить ста­рин­ную брус­чатку в Пет­ровс­ком сквере

13 ноября

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 ноября

13 ноября

Пен­си­он­ный фонд сок­ра­тил срок оформ­ле­ния сер­тифи­ката на мате­рин­ский капитал

13 ноября

За пере­име­но­ва­ние аэро­пор­та «Архан­гельск» про­голо­со­ва­ло 20 тысяч жите­лей области

13 ноября

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют про­верить свои зна­ния по исто­рии страны

13 ноября

«Мы бла­год­ар­нос­тей не ждём»

12 ноября

В Архан­гель­ской области стар­то­вал лите­рат­ур­ный кон­курс для школь­ни­ков

12 ноября

Швей­царс­кая ком­па­ния будет про­из­водить элек­тро­энер­гию из мос­ковско­го мусора

12 ноября

В Архан­гель­ске прой­дёт меж­реги­ональ­ная кон­фер­ен­ция ТОС

10 ноября

На Печо­ре закрылась навигация

10 ноября

«Спе­шить кате­гори­чес­ки нельзя»

Похожие материалы

14 ноября Общество

«Нет тало­нов к док­тору? Это не про­блема пациента»

13 ноября Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 14 ноября

13 ноября Общество

«Мы бла­год­ар­нос­тей не ждём»

10 ноября Общество

«Спе­шить кате­гори­чес­ки нельзя»

9 ноября Общество

«Вни­ма­ние! Бабуш­ка из Мызы вышла на связь…»

8 ноября Общество

В Архан­гель­ске полуфи­нал­ис­ты кон­курса «Умник» предс­та­вили свои раз­раб­от­ки

8 ноября Общество

Конош­ский район, Кли­мов­ская шко­ла: дирек­тор возв­ра­ща­ет­ся

7 ноября Общество

«Он тихий такой… Увлека­ет­ся толь­ко интерне­том»

31 октября Общество

Как север­ной бабуш­ке пред­ложи­ли пере­нес­ти мед­карту в облако

29 октября Общество

В Архан­гель­ске появи­лись новые воз­мож­нос­ти по под­счёту деревьев

26 октября Общество

В Архан­гель­ске появит­ся приют для буду­щих мам

26 октября Общество

«Выход есть. Надо про­сто найти дверь…»

26 октября Общество

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет про­ект по нас­тавни­чес­тву для дет­ей-си­рот