«Даже у Пушкина по математике была двойка…»

22 января 2017 9:57 Из газеты Образование

О детской одарённости и о том, как помочь ребёнку стать успешным.

Ольга Бобрецова, педагог-психолог Архангельского центра «Леда»Каждый ребёнок одарён по-своему, – уверена педагог-психолог Архангельского центра «Леда» Ольга Бобрецова. – Вопрос только в том, что понимать под одарённостью?

Если говорить буквально, то одарённость – это наличие каких‑то эксклюзивных возможностей, которые не присущи большему количеству других людей. Но тогда получается, что одарённость, так же как и недостаток развития – это отклонения от условной «нормы», к которой принадлежит большинство. А что такое «норма»?

– Вопрос, действительно, непростой…

— Да. Но есть замечательная английская поговорка: «Каков учитель, таков и ученик». Не бывает детей без способностей. Разглядеть их и помочь развить – в этом искусство педагогики. Когда на консультацию приходят родители и говорят, что мой ребёнок неуспешный, у него трудности в восприятии школьного материала, я всегда интересуюсь: «А какую позицию занимает ваш педагог?» Потому что процессами образования в школе управляют не родители, а педагоги.

– То есть ребёнок не освоил материал в школе – виноват учитель? Но педагог скажет: «Детей много. Каждому объяснять нет возможностей».

— К сожалению, приходилось слышать и такое. Но педагог – это специалист, который изучал дидактику, теорию воспитания. А дидактика – универсальное искусство всех учить всему. Появилась дидактика ещё во времена Яна Амоса Коменского, который создал эту науку. И в классах Коменского, напомню, было по 300 учеников, а не по 30.

То есть дело в индивидуальном подходе. Каждый ребёнок обладает определённым внутренним ресурсом. Избитая поговорка, что даже у Александра Сергеевича Пушкина по математике была двойка. Но никому в голову ведь не придёт называть Пушкина неуспешным.

Вот недавний пример. Пришли родители на консультацию: «У нас трудный ребёнок». На контакт не идёт, никаких «зацепок». Мы стали заполнять тесты. И вдруг оказалось, что у этого парнишки прекрасный почерк – каллиграфический. И когда я сказала ему об этом, у мальчишки крылья за спиной выросли. Он даже внешне переменился. И работа пошла.

Но, к сожалению, мы часто не видим разницы между такими понятиями как отметка и оценка. Отметка – это лишь балл от одного до пяти. Допустим, ученик сделал двадцать ошибок в диктанте. Это – двойка. Но он постарался, и в следующий раз у него уже не двадцать, а десять ошибок.

– Прогресс, в два раза меньше.

— Именно так! Но ему вновь ставят двойку. Хотя успех налицо. И задача учителя – вовремя похвалить, поддержать. Оценочные суждения при развитии мотивации к обучению очень важны. Вот только наша психика и восприятие устроены так, что негативные ситуации мы подмечаем чаще. Они вызывают особенно бурную эмоциональную реакцию. Опять пример, учитель проводит устный опрос. И ребёнок вдруг сбивается, начинает заикаться, краснеть. Понятно, что детей много, и долго ждать, пока ученик наконец «созреет» с ответом, учитель не может. В итоге: «Садись. Ты ничего не знаешь!» Но ребёнок знает, просто ему требуется больше времени. Возможно, из‑за повышенной тревожности он боится ошибиться и выглядеть «смешно» в глазах учителя и одноклассников.

Важно дать ребёнку обратную позитивную связь: «Подумай ещё немного. Я этот вопрос задам тебе чуть позже». В этом и заключается гибкость образовательного процесса.

– Но это какой‑то идеальный педагог. В реальности чаще: «Ты бездарный, бестолковый». И это ещё мягкие выражения… Самое печальное, что подобная «риторика» со временем и детьми воспринимается как норма: «У нас Марья Ивановна на уроке всегда так ругается». Это становится таким «фоном»… Но на этом фоне любая мотивация к учёбе рано или поздно исчезнет.

— Это, действительно, определённый кризис нашего общества. Ценность детства находится у нас не на том уровне. К сожалению, мы не учим родителей, как правильно заботиться о своих детях. Учим пеленать, кормить, выстраивать режим. Но не говорим, как усилить позицию ребёнка, чтобы стойко сопротивляться жизненным трудностям. Я могу констатировать, что очень часто к нам родители приходят уже в запущенной ситуации. Когда мотивация получать знания у ребёнка либо очень низка, либо вообще отсутствует. Он уже буквально кричит родителям: «Я же у вас дурачок! Что с меня взять…»

– Ольга Валентиновна, но почему так происходит? Некоторым учителям не хватает знаний и умений, чтобы анализировать образовательный процесс, которым они руководят?

— Возможно. Ребёнок на уроке выкрикивает с места. Его резко обрывают – нарушает дисциплину. Но почему он так ведёт себя? Что ему мешает высидеть эти 45 минут? Разобраться в особенностях поведения – это задача учителя.

Не дети должны нас понимать, а мы – детей. Потому что у нас уже был опыт детства, а у них ещё нет опыта взросления. Поэтому только взрослые являются проводниками жизненного опыта для детей. Кто вырастет из ребёнка? Ответственны взрослые.

– Есть поговорка, что из фасоли не вырастишь орхидею…

— И не надо. Но может получиться прекрасная фасоль, которая раскроется во всей своей красе. Ребёнку необходимо дать возможность проявить свой талант. Но зачастую кто участвует в утренниках, в школьных праздниках, конкурсах? Одни и те же дети. Потому что «так легче», «они сами не хотят». Но у детей очень гибкий психологический механизм. Мотивация избегания неудачи гораздо сильнее, чем мотивация достижения успеха. И ребёнку, действительно, легче уйти в сторону: «На меня всё равно не обращают внимания».

– Но ведь как‑то можно замотивировать ребёнка на успех?

— Можно и нужно. Если учитель наблюдает трудности в обучении у ребёнка, то не стоит отправлять родителям гневные послания: «Усильте контроль! Больше занимайтесь!» Ребёнок и так устаёт в школе от информационной перегрузки. А родители, выполняя указания педагога, начинают перегрузку усиливать. В итоге всё свободное время ребёнок занят подготовкой уроков. И нет времени заняться любимым делом и просто отдохнуть.

– Цейтнот.

— Да. В такой ситуации речь не идёт о раскрытии одарённости. В начальной школе очень важна эмоциональная составляющая. Если мы перегружаем ребёнка интеллектуально, то обедняем его эмоциональный фон. А потом удивляемся, что ребёнку трудно транслировать свои эмоции, выражать радость и печаль. Он вырастает эмоционально холодным.

Если, наоборот, насыщение эмоциональной сферы происходит в избытке и лишь через удовольствия, то блокируется интеллектуальная сфера. Необходим баланс. Лучшая мотивация – объяснить ребёнку, для чего ему необходимо учиться. Во всём должен быть поиск смысла. А контроль? Его не надо усиливать… Надо вовремя понять, с чем именно у ребёнка возникают трудности и создать благоприятные условия. А если мы говорим: «Ты не способен, не достоин, не успешен». То он и будет таким. И только наша безусловная вера в ребёнка подтолкнёт его на новые достижения. Не получилось сегодня? Получится завтра.

– В «Леде» есть занятия, которые помогают ребёнку развить его способности?

— Безусловно. С перечнем программ родители могут ознакомиться на сайте нашего центра в разделе «Регистрация» и там же записаться на занятия.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

20 сентября

Нео­фициаль­ные бездомные

20 сентября

Мы не делим детей на «лёг­ких» и «тяжёлых»

19 сентября

В Архан­гель­ске в округе Май­ская горка постро­ят сов­рем­ен­ную школу на 1600 мест

19 сентября

Наш весё­лый солдат

19 сентября

Печат­ное губе­рнс­кое слово

18 сентября

«ТГК-2» рас­ска­зала о нача­ле ново­го ото­питель­ного сезона

18 сентября

Осно­вные силы будут бро­шены на танкодром

17 сентября

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» вый­дет 18 сентября

17 сентября

В Архан­гель­ской области начал­ся регио­наль­ный этап «Сту­ден­та года – 2019»

17 сентября

Мар­гари­тин­ская ярмарка вне­сет кор­ректи­вы в дви­же­ние транс­пор­та

17 сентября

Архан­гель­ским пен­си­оне­рам ока­жут бес­плат­ную юри­дич­ес­кую помощь

16 сентября

Учас­ток улицы Розы Люк­сембург будет закрыт для дви­же­ния 17 сентября

16 сентября

Жилые дома в Архан­гель­ске начи­на­ют под­ключать к отоплению

16 сентября

Севе­ря­нам рас­ска­жут о кар­ди­ос­тиму­ля­то­рах

16 сентября

17 тысяч архан­гель­ских школь­ни­ков при­мут учас­тие в «Навы­ках XXI века»

Похожие материалы