25.05.2020 09:04

Специальный, именной, электронный…

Ребёнок может посещать и те кружки, которые остались на старой схеме финансирования, и те, которые теперь оплачиваются сертификатом

Многие родители услышали от педагогов бесплатных кружков: если ребёнок хочет у них заниматься бесплатно, нужно получить специальный сертификат

Елена МарценковскаяА для этого нужно зарегистрировать себя и ребёнка на специальном сайте и отправить заявку на получение сертификата. При этом многие педагоги добавляли: «Срочно!»

Мы разбирались в этой ситуации вместе с Еленой Марценковской, заместителем директора Дворца детского и юношеского творчества в Архангельске. Именно во Дворце создан региональный центр, который курирует внедрение в нашей области новой модели дополнительного образования. И Елена Анатольевна – его руководитель.

– Елена Анатольевна, что за изменения в системе дополнительного образования нас ждут и чем они вызваны?

– В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» перед всеми субъектами Российской Федерации поставлена задача сформировать до 2022 года целевые модели развития дополнительного образования. И новая система персонифицированного финансирования – система сертификатов – составляющая этой модели.

Государственные учреждения дополнительного образования в 2020 году в новую систему финансирования не включаются – только муниципальные, и здесь ситуация такая: если раньше все программы дополнительного образования, которые родители не платили, финансировались в соответствии с муниципальным заданием, то есть сколько и каких программ должно быть, решал муниципалитет, то теперь их поделят. Часть программ останется на прежних условиях финансирования, а часть перейдет на персонифицированное финансирование.

Кроме того, на участие в системе персонифицированного финансирования смогут претендовать частные организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы.

На каждого ребёнка в возрасте от пяти до 17 лет включительно теперь будет выдаваться специальный именной электронный сертификат (реестровая запись), и родители смогут самостоятельно решать, у кого заниматься детям, – у педагога в муниципальной организации или в частной.

Целей ставится несколько: во-первых, увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием; во-вторых, развитие рынка дополнительных образовательных услуг и повышение конкуренции между поставщиками, и как следствие, повышение качества услуг; в-третьих, прозрачность в ведении учёта обучающихся; адресность финансового обеспечения для образовательных организаций.

– Возникает вопрос: зачем нужно сообщать персональные данные ребёнка новой информационной системе? Насколько она надёжна?

– Навигатор дополнительного образования Архангельской области, где родителям предлагают зарегистрироваться, – это государственная информационная система. Она имеет аттестат соответствия требованиям безопасности информации, и согласно ему контроль за эффективностью мер, используемых в целях защиты информации, возлагается на компанию-разработчика – ООО «Государство Детей».

«Навигатор» – это не новый ресурс, он работает на территории области уже два года и аккумулирует сведения об услугах дополнительного образования на территории области. С 2020 года с его помощью будет проводиться запись детей на дополнительные общеобразовательные программы, а также учёт детей, охваченных дополнительным образованием.

– Объявлено также о том, что это позволит судить о востребованности и экономической целесообразности кружков и оперативно принимать решения о закрытии «нецелесообразных». Родители опасаются, что это приведёт к закрытию многих кружков и объединений на базе муниципальных учреждений, которые были бесплатными. Как будет определяться эта востребованность и целесообразность, особенно в тех населённых пунктах, где детей немного?

– Востребованность программы определяется социальным запросом. Если учебные группы не сформированы в полном объёме, то администрация учреждения, как и прежде, должна будет принимать управленческое решение, насколько эффективна реализация той или иной программы. В «Навигаторе» такие решения будут прозрачны. Но такой ситуации, когда педагогу говорят, что он с завтрашнего дня не работает по программе, быть не должно: к каждой ситуации нужно подходить индивидуально, по возможности искать компромиссные варианты.

– Регистрироваться в «Навигаторе» нужно всем?

– Это обязательно, если ребёнок планирует заниматься в образовательной организации по дополнительным общеразвивающим программам.

После регистрации в «Навигаторе» нужно получить и активировать сертификат дополнительного образования – именной электронный документ о записи в реестре «Навигатора». Заявка на него подаётся через тот же «Навигатор», а активировать его можно в любой образовательной организации из указанного в «Личном кабинете» родителя списка. Необязательно идти именно в ту, где занимается или будет заниматься ребёнок, можно – в ближайшую.

Кстати, активировать его может не только зарегистрировавшийся родитель, но и другой родственник. Для этого достаточно написать доверенность в свободной форме.

В том случае, если ребёнок выбрал программу с пометкой «Доступна оплата сертификатом», потребуется написать заявление об определении номинала сертификата. Номинал – это та сумма, которую можно тратить на обучение ребёнка. Ни обналичить его, ни перевести деньги на сертификат другого ребёнка нельзя. Деньги будут автоматически списываться по мере посещения занятий.

В этом году номинал будет начисляться на период с сентября по декабрь. В декабре родитель должен будет снова писать заявление на начисление номинала. Но уже со следующего, 2021 года номинал будет начисляться на полный календарный год.

– Как решается, какие из программ перевести на персонифицированное финансирование, какие оставить на муниципальном задании?

– Каждая организация определяет это самостоятельно совместно с муниципалитетом.

В систему персонифицированного финансирования не будут включены социально значимые для муниципалитета дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные предпрофессиональные программы детских школ искусств, музыкальных и художественных школ, а также программы спортивной подготовки, которые реализуются в детско-юношеских спортивных школах. Дети будут заниматься по ним, как и прежде, но при условии наличия сертификата дополнительного образования: каждый ребёнок должен быть включён в информационную систему.

Однако, если спортивная, музыкальная или художественная школа реализует также общеразвивающие программы, обычно это разного рода «подготовительные» занятия, они могут войти в систему персонифицированного финансирования и будут иметь возможность оплачиваться по сертификату.

Разобраться, где какая система оплаты, можно будет с помощью «Навигатора»: рядом с каждой программой будет стоять соответствующая пометка.

– Пока пометок о системе оплаты нет. И подать заявку на интересующие программы не получается – приходит ответ «запись приостановлена» или «свободных мест нет».

– Всё это потому, что учебный год в организациях дополнительного образования ещё не завершён. Мы ожидаем, что запись на программы организации начнут открывать в июне.

– Но родители сообщают, что во многих детских садах и школах торопят регистрироваться, говоря, что иначе дети в кружки при этих школах и садах не попадут. При этом озвучиваются разные сроки, в которые «нужно успеть»: до 20 мая, до 1 июня, до 1 августа… С чем это может быть связано?

– Решение о сроках регистрации и подтверждения сертификатов может принять муниципалитет, но даже тогда, если родитель в сроки не уложится, ничего страшного не случится. Зарегистрироваться в «Навигаторе» и получить сертификат дополнительного образования можно в любое время. Главное – сделать это к началу зачисления на дополнительные общеобразовательные программы. Позже не возбраняется, просто свободных мест в группах может уже не быть.

– Сроки зачисления не изменятся?

– Нет. Дату и время открытия записи на программы каждое учреждение будет определять, как и раньше, самостоятельно. А запись на программы персонифицированного финансирования откроется с даты выдачи сертификатов персонифицированного финансирования. На уровне региона она будет единой, не раньше августа.

Число сертификатов в муниципалитетах будет ограничено, поэтому принцип, кто первый, тот и успел, сохраняется. Но перед образовательными организациями поставлена задача предложить родителям как можно больший спектр программ на случай, если сертификатов не хватит или запись на выбранную программу будет остановлена.

– А ограничения по числу программ, на которые можно записать ребёнка, будут?

– Никаких. Ребёнок может посещать и те, которые остались на старой схеме финансирования, и те, которые теперь оплачиваются сертификатом. Если средств сертификата не будет хватать, разницу могут доплатить родители. В противном случае родители могут выбрать другую программу смежного направления деятельности.

А если, напротив, на сертификате остался неизрасходованный остаток, в конце года эти средства перейдут в муниципальный бюджет. Перенести их на следующий год невозможно. И оплачивать сертификатом дополнительные расходы, например, покупку костюмов или поездку на конкурс, тоже нельзя.

– Главные опасения у родителей как раз о том, что теперь придётся доплачивать за кружки, на которые раньше дети ходили бесплатно. На сколько программ будет хватать номинала в среднем?

– В каждом муниципальном образовании размер денежных средств на номинале будет свой, и расчёты пока не закончены. Но предполагается, что в среднем номинала сертификата будет хватать на две программы, впрочем, именно в среднем, потому что программы очень разные по финансовой ёмкости.

Поэтому муниципалитетам рекомендовано внимательно отнестись к определению программ, переводимых на персонифицированное финансирование.

– Что должны сделать частные организации, чтобы войти в систему финансирования по сертификатам?

– Зарегистрироваться в «Навигаторе» и представить там свои дополнительные общеобразовательные программы они могут уже сейчас. Но, чтобы родители могли потратить у них номинал сертификата, нужно, чтобы была лицензия на дополнительное образование, и чтобы программа прошла независимую оценку качества. Такие же условия и для муниципальных учреждений.

– Кто проводит эту оценку качества?

– Сформирован региональный банк экспертов. В состав экспертов вошли специалисты всех муниципальных образований области. Учреждения загружают свои дополнительные общеобразовательные программы в «Навигатор», а мы передаём их на экспертизу. Первые программы на проведение независимой оценки качества уже получены – результаты будут известны в конце мая. И дальше будем принимать так же – с 1 по 10 число каждого месяца.

– Частные организации уже подают свои программы на оценку?

– Пока представлены программы только одной из частных организаций. Но частные организации сейчас задают много вопросов, и выясняется, например, что у многих из них на данный момент есть препятствие – отсутствует лицензия на дополнительное образование.

– А нет опасений, что со временем они перетянут финансовое одеяло на себя?

– Нет. Ведь повышение конкурентоспособности – одна из задач новой системы. Теперь многое будет зависеть от того, насколько муниципальные и государственные учреждения будут конкурентоспособны на рынке услуг дополнительного образования.

– Как определяется, сколько должен составить номинал сертификата в том или ином муниципальном образовании и сколько должна стоить образовательная услуга?

– Номинал формируется в зависимости от утверждённых нормативных затрат на образовательную деятельность, в каждом муниципалитете они свои и зависят от уровня зарплат педагогов, стоимости средств обучения, стоимости коммунальных платежей.

– Но ведь эти нормативы формировали, исходя из затрат муниципальных учреждений. Получается, затраты частных организаций дополнительного образования никто не анализировал?

– Расчёты номинала сертификата ещё идут, и они, действительно, очень сложные, учитывая, что образовательных программ много, и они очень разные.

– Некоторые педагоги сообщают, что им приходится сейчас переписывать программы в сторону уменьшения отведённого времени и особенно – времени на индивидуальные занятия: такие указания даёт руководство. Они связывают это с переходом на персонифицированное финансирование и опасаются, что на индивидуальных занятиях в новой системе придётся поставить крест.

– Никаких указаний по сокращению количества часов мы не даём. Индивидуальная работа с обучающимися в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами. Речь об исключении индивидуальных образовательных маршрутов из учебных планов программы также никто не ведёт.

– Много вопросов по поводу нижней границы возраста для получения сертификата: почему он положен именно с пяти лет?

– Возрастной диапазон – именно тот, с которым всегда работали учреждения дополнительного образования по муниципальному заданию, то есть услуги дополнительного образования для детей в возрасте от пяти до 18 лет были бесплатными. Родители детей в возрасте до пяти лет всегда пользовались платными образовательными услугами.

– Что делать, если ребёнку должно исполниться пять уже в разгар учебного года? Ему положен сертификат?

– Родителям, имеющим детей, которым ещё не исполнилось пять лет, можно зарегистрироваться в «Навигаторе», а вот получить сертификат возможно будет только при достижении ребёнком возраста пяти лет.

– Если семья переехала из одного муниципального образования области в другое, что делать с сертификатом?

– Независимо от того, откуда и куда переезжаете внутри области, снова регистрироваться в системе и получать сертификат дополнительного образования не надо – это делается один раз на весь период до достижения ребёнком 18 лет. Но перед выездом с прежнего места жительства вы должны написать в организацию, где ребёнок занимается, заявление на отчисление ребёнка, а после регистрации на новом месте – подать заявление и на программу и начисление нового номинала. Он будет начислен в полном размере, который принят в том муниципальном образовании, куда переехали.

– Ходят слухи, что родителей будут каким‑то образом наказывать, если ребёнок записан в кружок «по сертификату», но со временем стал пропускать занятия или перестал ходить вовсе.

– Это неправда, никаких штрафных санкций не предусмотрено. Но если вы решили, что ребёнок не будет больше ходить в кружок, конечно, нужно уведомить об этом образовательное учреждение – подать заявление на отчисление ребёнка. Пока это заявление не написано, деньги с сертификата персонифицированного финансирования будут продолжать списываться – и поступать в учреждение.

В следующем календарном году, независимо от того, воспользовались вы номиналом сертификата или нет, вы снова будете иметь право на начисление номинала.

– Будет ли сумма номинала на 2021‑й год скорректирована с учётом опыта первого полугодия?

– Я думаю, изменения будут, и они будут связаны, в первую очередь, с тем, насколько актуальны будут программы, заявленные на персонифицированное финансирование в 2020 году. Период с сентября по декабрь будет очень насыщенным по принятию управленческих решений, в том числе необходимых для расчёта номинала сертификата на 2021-й календарный год.

Сейчас выбрано 18 муниципальных образований, в которых система персонифицированного финансирования будет внедряться с 1 сентября 2020 года. В число пилотных брали, прежде всего, крупные муниципалитеты и те, в которых остались организации дополнительного образования как самостоятельные юридические лица, – выбор обусловлен особенностями финансирования. Но остальные шесть – Лешуконский, Мезенский, Шенкурский, Приморский, Холмогорский и Вилегодский районы – войдут в неё уже с 1 сентября 2021 года. А на сертификаты дополнительного образования в 2020‑м переходят все без исключения.

Сегодня в каждом муниципальном образовании создан муниципальный опорный центр, который координирует внедрение новой системы дополнительного образования на муниципальном уровне. Перечень муниципальных опорных центров представлен в группе «ВКонтакте» «РМЦ Архангельская область».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА Фото Артёма Келарева и Алексея Иванова