29.01.2020 14:05

«Через наш институт прошли все учителя области»

Сергей Ковалёв. Фото автора

Институт открытого образования Архангельской области в прошлом году получил высшую региональную общественную награду «Достояние Севера»

В самом институте считают, что заслужили её все специалисты, которые здесь работали на протяжении уже более восьмидесяти лет. Чтобы было понятно, о чём идёт речь – институт открытого образования до 2015 года мы знали под другими названиями – институт усовершенствования учителей, а позже – повышения квалификации педагогических работников. Сейчас перед ним стоят самые разнообразные задачи. Какие именно? И как меняется институт в современных условиях?

Об этом наш разговор с Сергеем Ковалёвым, ректором института открытого образования.

– Сергей Михайлович, почему институт получил новое название? Что значит «открытое образование»?

– Наш институт возник в декабре 1938 года, тогда его основной задачей было повышение квалификации педагогических кадров. И сейчас она для нас является приоритетной. Стоит сказать, что у нас действуют 210 программ повышения квалификации и 14 программ переподготовки для педагогов в соответствии с их профессиональными запросами, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Ежегодно этими программами пользуются более семи тысяч педагогов. Институт открытого образования – это также площадка для профессионального общения, дискуссий, обсуждения идей. Мои коллеги наш институт называют флагманом. И это оправдано, потому что на протяжении стольких лет все сто процентов педагогов области прошли через наши стены.

Институт также участвует в реализации государственных программ Архангельской области. При поддержке областного министерства образования ежегодно проводятся более 60 научно-практических мероприятий для детей и взрослых. В том числе – Всероссийская олимпиада школьников, учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья», телевизионная гуманитарная олимпиада «Наследники Ломоносова», форум приёмных родителей и многое другое.

– То есть вы должны быть открыты всему новому и помогать его открыть другим?

– Да, конечно, теперь это касается не только педагогов. К примеру, наш институт является ресурсным центром в регионе по повышению финансовой грамотности, ассоциированным партнёром Союза WorldSkills Russia. В 2017 году на базе института начала работу интеллектуальная школа «Созвездие», создание которой инициировал губернатор Архангельской области.

– Сергей Михайлович, ваш институт сейчас оснащён буквально по самому последнему слову техники. Особенно это касается конференц-зала… Видимо, это дорогое удовольствие? В этом есть необходимость?

– С 2010 года наш институт является оператором «Цифрового образовательного кольца» Архангельской области. В его рамках создана уникальная система видео-конференц-связи. Когда началась моя работа в институте, стало очевидно, что есть необходимость закупить новое оборудование для видео-конференц-связи. Но прежде чем выйти с этим предложением в областное Собрание, наши специалисты сделали расчёты, в которых показали количество людей, приезжающих к нам на учёбу, и то, какие затраты несут муниципалитеты, чтобы оплатить им билеты, проживание и так далее. Эти расчёты посмотрели коллеги из фракции «Единая Россия» и сделали вывод, что оборудование окупится за полтора года. Поддержал нас и Игорь Анатольевич Орлов, который не раз участвовал в сеансах видео-конференц-связи, знал её возможности. Так появились новые подключения и в районах области, и в удалённых округах Архангельска. Наша новая система позволяет расширить количество подключений точек связи до сотни, сейчас уже подключено порядка семидесяти.

– Но тут вспоминается притча о новом вине и старых мехах. Здание у вас, кажется, признавали аварийным? Сейчас оно тоже преобразилось…

– Наше здание построено в 1938 году, действительно, есть заключение о его аварийности – у нас даже крыльцо было перекошено. Когда в 2018 году мы отмечали 80‑летие, губернатор сделал нам подарок – выделил 16,5 миллиона рублей на внешнее оборудование здания. Получилась очень качественная отделка, институт приобрёл совсем другой вид. Очень важно, что у нас установлен подъёмник для инвалидов – тоже самый современный. Мы понимаем, что у института открытого образования должна быть доступная среда во всех смыслах слова.

И всё же есть проблема. Часть наших сотрудников работает в здании, которое находится на улице Комсомольской, они вынуждены его покидать, когда начинается сдача ЕГЭ. Они переезжают в наше здание, всё это сказывается на рабочем процессе. По этому поводу у нас тоже был разговор с Игорем Анатольевичем, я предложил такой выход – построить новое здание за нынешним и соединить их. Получил поддержку, губернатор выделил пять миллионов рублей на подготовку документации. Мы уже её подготовили и согласовали. В новом здании будет располагаться библиотека, актовый зал, современные аудитории, хотим даже разместить музей, считаю очень важно знать, как развивалось образование в Архангельской области. А то мы бежим, не оглядываясь назад. Первый шаг мы сделали, выпустив книгу по истории нашего института, которую тоже приурочили к его восьмидесятилетию.

И особо хотелось бы сказать об одной очень важной для нас поддержке, которую мы получили и от губернатора, и от облсобрания – с первого января мы повысили зарплату методистам и профессорско-преподавательскому составу. Ведь «учителя учителей» получали зарплату на уровне МРОТ! Это неправильно! Люди должны получать достойную зарплату.

– Сергей Михайлович, ваш институт занимается издательской деятельностью, как говорят специалисты, весьма грамотно. Но что очень интересно – вы стали выпускать учебные пособия. Но ведь сделать учебник не так‑то просто. Как возникла эта идея?

– В нашей области очень богатая история, но школьники часто её не знают или знают плохо. Помню, что первый раз об этом заговорили в Ломоносовском фонде года четыре назад. А когда я пришёл в институт, то увидел, что здесь есть специалисты по методическому сопровождению всего образовательного процесса. Причём очень профессиональные и принципиальные. Как пример – у нас возник нешуточный спор с федералами по одному из изданий под руководством министра культуры Мединского, которое предлагали в качестве учебника. И наш институт дал отрицательный отзыв на это издание. Прежде всего потому, что это был никакой не учебник, а просто «книга для чтения» по военной истории. Нас услышали. Кстати, книга замечательная, и надеюсь, что в ближайшей перспективе её обязательно переформатируют под учебное пособие.

– А как ваши специалисты готовили учебники?

– Мы пошли по самому сложному формату – сначала создали историко-культурный стандарт Архангельской области. Этим занималась целая группа уважаемых учёных – Андрей Викторович Репневский, Роман Болдырев, Павел Журавлёв и многие другие в зависимости от тех периодов истории, которые входят в круг их научных интересов. К процессу подготовки были привлечены также учителя. Получили рецензии на самом высоком федеральном уровне, потом последовали обсуждение и апробация. В результате в прошлом году мы издали две книги. Это учебные пособия для шестого и девятого классов по истории нашей области. Только что презентовали учебные пособия для седьмого и одиннадцатого классов, которые поступят в школы в сентябре этого года. Для нас важно, что туда вошёл период Великой Отечественной войны – в год 75‑летия Победы необходимо рассказать школьникам, какой вклад в Победу внёс Архангельск.

– Разве любое издательство может издавать учебники?

– Нет, конечно. Но наш институт включён в перечень учреждений, имеющих право издавать региональные учебные пособия. И теперь это одно из базовых направлений развития института. А в школьные программы вводят уроки для изучения истории своего края.

– Сергей Михайлович, у вашего института очень много задач, программ. А есть какая‑то сверхзадача, которую вы перед собой ставите?

– Сейчас институт выполняет просветительскую и координирующую функции по реализации нацпроекта «Образование» в нашей области. Основные цели федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и других напрямую связаны с работой института. Именно они и определяют ближайшую перспективу его развития. Что касается сверхзадачи, то я бы сказал так – быть востребованными, прежде всего, нашими педагогами. И соответствовать требованиям времени…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО