Аукционы отрасли аукнутся

27 ноября 2018 15:48 Море Из газеты
Фото автора, Артёма Келарева и пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области
Фото автора, Артёма Келарева и пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области

Рыбаки и региональные власти крайне озабочены перспективой пересмотра принципа распределения биоресурсов

Поморье всегда славилось рыбной продукцией, а отрасль играла одну из ключевых ролей в экономике региона. Успехи последнего времени были связаны с десятилетием действовавшего исторического принципа распределения морских биоресурсов. Тем не менее наши предприятия переживали разные времена. Один из самых тяжёлых периодов – начало 2000‑х. Именно тогда в России была введена аукционная система. Эхо аукционов отзывалось ещё десятилетие.

Алексей ЗаплатинМногие северяне помнят, в каком затруднительном положении ещё совсем недавно находился Архангельский траловый флот. К 2014 году на предприятии с почти столетней историей, на предприятии, представлявшем некогда гордость Поморья, не выплачивалась заработная плата, отсутствовали средства на ремонт и техническое содержание судов и инфраструктуры, царил упадок. Около 20 единиц флота простаивали в Маймаксанском порту.

— Аукционы нулевых привели к катастрофе, Тралфлот к тому времени стал банкротом, – констатирует нынешний директор АТФ Алексей Заплатин. – Его спасло только вмешательство государства. Ценой неимоверных усилий его удалось сохранить. Но многие другие предприятия после эпохи аукционов распались.

— Аукционы мы проходили. Они шли три года. Многие колхозы потеряли почти половину квот, и одно из наших предприятий также потеряло больше половины ресурса, – вспоминает генеральный директор ООО «Ягры» Александр Антипин.

Александр АнтипинТри года аукционов серьёзно ударили по отрасли. Небольшим предприятиям пришлось уйти с рынка. Отрасль начала движение в сторону монополии, а многие российские компании впали в зависимость от западных кредиторов. Процветал незаконный промысел, а, проще говоря, браконьерство. Причина этих и других бедствий – аукцион: ведь для того чтобы выкупить экономически необходимую долю рыбы, промысловики были вынуждены до предела эксплуатировать и без того устаревший флот и влезать в кредиты. Кто не «потянул» собственные доли, был поглощён более сильным конкурентом. Словом, рыбаки увидели звериный оскал рыночных отношений.

Ситуация стала меняться после того, как, проанализировав последствия, российское правительство решило отойти от практики аукционов и перейти к историческому принципу распределения квот. Он, к слову, является общей практикой для всех рыбных держав и заключается в стабильном обеспечении биоресурсом предприятий, исторически занятых промыслом. Правда, для кого‑то реанимация оказалась запоздалой: повторимся, выжили не все. А те, кто всё же пережили катастрофу, приступили к модернизации.

Как отмечает руководитель АТФ Алексей Заплатин, исторический принцип, закрепляющий конкретные объёмы рыбы за предприятием, позволяет строить долгосрочные планы, закладывать на верфях современные суда, обновлять портовую инфраструктуру. Благодаря этому огромный стимул получило российское судостроение, сервисные компании. Аукционы – напротив – не дают смотреть в будущее. Тем не менее пока федеральное правительство, похоже, не прислушивается к аргументам рыбаков.

Ирина БажановаМинистр торговли и АПК Архангельской области Ирина Бажанова полагает, что инвестиционные планы промысловых предприятий ставит под угрозу «Дорожная карта» по развитию конкуренции в отраслях экономики, разработанная ФАС России, согласно которой предусматривается введение аукционов по продаже долей квот отдельных видов водных биоресурсов.

— В случае введения аукционов развитие отрасли будет остановлено, начнутся регрессивные процессы, – прогнозирует министр Ирина Бажанова.

АТФ, системообразующее предприятие рыбохозяйственного комплекса региона, в 2017 году приступило к строительству четырёх новых высокотехнологичных траулеров-процессоров стоимостью около 16 миллиардов рублей. Планировалось строительство перерабатывающего завода. Но теперь всё это под вопросом. В ситуации нестабильности немало рыбопромышленников могут отказаться от новых проектов, чтобы аккумулировать деньги для участия в аукционах. Это плохо и для судостроения. Но выбора нет: какой смысл рыбаку заниматься промыслом без рыбы или краба?

На стороне рыбаков выступают и региональные власти. Глава Поморья Игорь Орлов неоднократно высказывался в поддержку исторического принципа. Недавно губернатор Мурманской области Марина Ковтун пообещала рыбакам своего региона заявить о проблеме президенту страны Владимиру Путину с тем, чтобы отстоять исторический принцип. На защиту промысловиков и отрасли встали мурманские областные парламентарии: они направили обращения в Совет Федерации и Госдуму РФ.

Сами рыбаки понимают, что государство может испытывать бюджетные сложности, и если оно считает, что в отрасли появились сверхдоходы, есть более приемлемый способ эти доходы учесть. Рыбаки предлагают использовать налоговые механизмы.

По словам Алексея Заплатина, исторический принцип объективно доказал свою эффективность. За последние 10 лет отрасль из упадочной и стагнационной перешла в динамично развивающуюся. Рыбаки приняли предложение президента России, которое было высказано на Госсовете, – инвестировать в развитие.

— В предыдущие периоды были сделаны послабления по налогообложению. И это тоже дало свой эффект, помогло заработать деньги, которые были направлены в развитие. Поэтому мы конструктивно воспримем изменения в налоговом законодательстве или новшества, которые повысят налоговую нагрузку на рыбаков. Это самый эффективный, демократичный и экономически обоснованный метод на рынке, – говорит руководитель АТФ.

Налоговое обременение хоть и является нагрузкой для бизнеса, но в отличие от аукционов позволяет чётко планировать текущую деятельность и инвестиционные планы. Иными словами, на фоне аукциона налог – это стабильность. Главное – не лишать рыбаков ресурса при проведении масштабной и очень непростой модернизации.

Виктор СЕМЁНОВ

Общество

21 мая

В Архан­гель­ской области объя­вили дни ограни­че­ния про­дажи алкоголя

20 мая

Архан­гельск приг­лаша­ет на танцы под откры­тым небом

20 мая

Архан­гель­ская область гото­вит­ся к ЕГЭ-2019

20 мая

Утвержде­ны гра­фики ремон­та теп­ловых сетей и отклю­че­ний горя­чей воды в Архан­гель­ске

19 мая

В Архан­гель­ске про­шёл про­тес­тный мити­нг-кон­церт

17 мая

Митинг вне­сёт кор­ректи­вы в дви­же­ние городс­ко­го транс­пор­та в Архан­гель­ске

17 мая

Выпус­кные экзаме­ны будут сда­вать пять тысяч архан­гель­ских школь­ни­ков

17 мая

«Я не онлайн толь­ко, когда сплю»

16 мая

В Архан­гель­ске про­шёл тра­дици­он­ный твор­чес­кий фес­тиваль «Семьи откры­тые сердца»

15 мая

В Архан­гель­ской области наг­ради­ли луч­шие семьи

15 мая

В бес­смерт­ном строю

15 мая

Юрий Сер­дюк: «Нуж­но вырабо­тать общее взве­шен­ное решение»

15 мая

Алек­сандр Андре­ев: «Обрат­ная связь между граж­данск­им общест­вом, круп­ным биз­не­сом и влас­тью сущес­тву­ет»

15 мая

19 мая в Архан­гель­ске прой­дёт эко­ло­ги­чес­кий митинг

15 мая

В Архан­гель­ске наз­вали победи­те­лей «Нас­ледни­ков Ломо­носо­ва»

Похожие материалы

8 мая Общество

В Архан­гельск и на Солов­ки при­бу­дет яхта будущего

3 мая Общество

С 4 мая жите­лей остро­вных тер­рито­рий Архан­гель­ска будут дос­тавлять на теп­лохо­дах

2 мая Общество

В Архан­гель­ской области откры­ва­ет­ся нави­га­ция для мало­мер­ных судов

30 апреля Общество

Спа­са­те­ли Архан­гель­ской области пре­дуп­режда­ют: не кор­мите тюленей!

29 апреля Общество

В Архан­гель­ске идёт гус­той ледоход

23 марта Общество

Архан­гель­ская «море­ход­ка» – ста­рей­шая в стра­не – отмеча­ет 238-летие

3 марта Общество

На стоя­щем в цен­тре Архан­гель­ска «Кенд­ри­ке» демон­тиру­ют при­боры, эки­паж спи­сан на берег

13 февраля Общество

«Рыб­ный про­мы­сел в Белом море, можно ска­зать, рухнул»

11 января Общество

В Архан­гельск приш­ло пер­вое в 2019 году судно с рыбой

1 января Общество

Пер­вым в 2019 году на Север­ную Двину при­быва­ет тан­кер «Варзуга»

23 декабря Общество

Дноуг­луби­тели закон­чили рабо­ту на Север­ной Дви­не. Нача­ли – на Балтике

1 декабря Общество

Рабо­та над кни­гой к сто­ле­тию архан­гель­ского тралф­ло­та завер­ша­ет­ся

27 ноября Общество

Аук­ци­оны отрасли аукнутся